Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:24, реферат
Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. В XV веке в Соединенных Штатах Америки законодательно было учреждено ведомство «Контроллер и аудитор». Его задачами являлись управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств. В 1778 году в Великобритании была введена должность контроллер. Это явилось первой попыткой решать задачи государственного управления с помощью идей контроллинга.
Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента.
В XV веке в Соединенных Штатах Америки законодательно было учреждено ведомство «Контроллер и аудитор». Его задачами являлись управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств. В 1778 году в Великобритании была введена должность контроллер. Это явилось первой попыткой решать задачи государственного управления с помощью идей контроллинга. В 1880 году в США была создана система «Atchison, Topeka and Santa Railway System», благодаря которой контроллинг стал использоваться на предприятиях для решения финансово-экономических задач, для управления финансовыми вложениями и основным капиталом. Первоначально контроллеры занимались финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий. Это объяснялось особенностями американского корпоративного законодательства, которое знает только два управляющих органа – общее собрание акционеров и совет директоров. Отсутствие специфического управляющего органа наряду с другими причинами явилось важнейшим поводом для введения должности контролера. Однако, несмотря на это, вплоть до начала 30-х годов XX века на американских предприятиях контролеры почти не были известны. Экономический кризис 1929 года привел к пониманию роли ранее пренебригаемого производственного учета, а также к необходимости внедрения на предприятии элементов контроллинга. Кроме США, вопросами внедрения службы контроллига на предприятии занимались ученые-экономисты Германии. В 30-40-е годы XX века в этой стране не наблюдалось сколько-нибудь заметного развития концепции контроллинга. В период с 1950 по 1970 гг. экономика страны характеризовалась высокими темпами роста и солидными прибылями, поэтому у немецких предприятий отсутствовал опыт преодоления ситуаций, связанных с угрозой их существованию. Введение и развитие контроллинга в Германии в последние десятилетия связано с изменениями в мировом сообществе и с принципиальной переориентацией предпринимательского мышления и действий. Во-первых, с 1965 года по Германии прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношении ведения учета. Для координации и управления их деятельностью ранее использовавшиеся инструменты не годились. Во-вторых, в начале 80-х годов многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что привело к пониманию необходимости улучшения инструментария планирования и управления, а также привлечения специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации. Повышение спроса на услуги в области контроллинга привело к появлению в Германии ряда научных и образовательных организаций. Первым возник Институт контролеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета, занимающийся вопросами подготовки кадров в сфере планирования предприятия и учета. Начиная с 1971 года Академией контролеров стали проводиться частные и общественные семинары. В большинстве развитых стран с рыночной экономикой концепции контроллинга схожи. Различия касаются понимания двух крайних ситуаций: прагматизма и степени совершенствования системы в соответствии с менталитетом пользователей. Ярким примером таких разных позиций являются Германия и США. В Германии преобладает тенденция академизации контроллинга, стремление создать сначала теоретически целостную систему, а затем приниматься за разрешение конкретных задач. В США доминирует прагматический подход: здесь контроллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на требования рынка и потребности клиентов. В отличии от развитых стран Европы и Америки, в России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 90-х годов, когда в экономике окончательно закрепились как юридически, так и фактически, рыночные принципы хозяйствования. Наибольший интерес к котроллингу и в теоретическом, и в практическом плане был проявлен со стороны банков – особенно динамично развивающегося сектора рыночной экономики нашей страны.
К числу приоритетных задач контроллинга были отнесены:
-
создание системы
-
разработка комплексной
На сегодняшний день не существует однозначного определения понятия «контроллинг», но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Контроллинг (от англ. Control – руководство, регулирование, управление контроль) далеко не исчерпывается контролем. В основе этой новой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятия, торговые фирмы, банки и др.) в долгосрочной перспективе путем:
Контроллинг обеспечивает методическую
инструментальную базу для поддержки
основных функций менеджмента: планирования,
контроля, учета и анализа, а также
оценки ситуации для принятия управленческих
решений. Узловыми компонентами концепции
контроллинга являются:
1) ориентация на эффективную работу организации
в относительно долговременной перспективе
– философия доходности, которая означает:
2) формирование организационной
структуры, ориентированной на
достижение стратегических и
тактических целей;
3) создание информационной системы, адекватной
задачам целевого управления;
4) разбиение задач контроллинга на циклы,
что обеспечивает интерактивность планирования,
контроля исполнения и принятия корректирующих
решений.
Цикл контроллинга включает в себя этапы
планирования, контроля исполнения и принятия
корректирующих решений. Этап планирования
в рамках цикла контроллинга осуществляется
по технологии «встречных потоков»: сначала
планирование производится «сверху вниз»
(разработка методики планирования, координация
и детализация планов по уровням).
Затем идет встречный поток «снизу вверх».
Как следствие, одна из задач контроллинга
– разработка методики корректировки
плановых заданий, координация отдельных
планов и сведение их в единый план по
предприятию. Этап контроля отклонений
плана и факта предусматривает анализ
фактических данных по контролируемым
величинам и выработку мероприятий по
устранению отклонений в пределах определенной
ему компетенции. Иногда «контроллинг»
ассоциируется со словом «контроль», но
это отличное и даже противоположное по
смыслу понятие.
Контроль направлен в прошлое, на выяснение
времени ошибок и просчетов, а контроллинг
– это управление будущими для обеспечения
длительного функционирования предприятия
и его структурных единиц.
Контроллинг – это функционально обособленное
направление экономической работы на
предприятии, связанное с реализацией
финансово-экономической комментирующей
функции в менеджменте для принятия оперативных
и стратегических управленческих решений.
Основная цель контроллинга – ориентация
управленческого процесса на достижение
целей, стоящих перед предприятием.
Функции контроллинга определяются поставленными
перед организацией целями и включают
те виды управленческой деятельности,
которые обеспечивают достижение этих
целей. Сюда относятся: учет, поддержка
процесса планирования, контроль за реализацией
планов, оценка протекающих процессов,
выявление отклонений, их причин и выработка
рекомендаций для руководства по устранению
причин, вызвавших эти отклонения. Для
этого контроллинг обеспечивает выполнение
следующих функций:
1) сервисная (предоставление необходимой
информации для управления);
2) функция принятия решений (управляющая
функция);
3) внутренний контроль на предприятии.
Сервисная функция – это информационное
обслуживание контроллинга, которое обеспечивается
при помощи систем планирования, нормирования,
учета и контроля.
Все эти системы ориентированы на достижение
цели, конечного результата деятельности
предприятия. Информация должна содержать
заданные показатели (плановые, нормативные)
и фактические, в том числе сведения об
отклонениях, выявленных в ходе учета.
Управляющая функция контроллинга реализуется
с использованием данных анализа отклонений,
величины покрытия и общих результатов
деятельности предприятия. Эта информация
необходима для принятия тактических
(оперативных) и стратегических решений.
Функция внутреннего контроля сводится
к контролю экономической работы как организации
в целом, так и ее структурных подразделений.
В отличие от ревизии контроллинг ориентирован
на текущие и будущие результаты деятельности
и не связан с документальной проверкой
на местах совершения хозяйственных операций.
Выделяют три основные задачи контроллинга:
планирование, контроль, регулирование
посредством планирования (определения
курса на следующий финансовый год). Оперативность
позволяет осуществлять более точный
контроль в течение года и проводить анализ
причин отклонений. Регулирование направлено
на поддержание принятого решения.
В обобщенном варианте основные функции и задачи контроллинга можно представить следующим образом. Учет:
Планирование:
Контроль и регулирование:
Информационно-аналитическое обеспечение:
Специальные функции:
Объем реализуемых в организациях функций контроллинга зависит основном от следующих факторов:
Предметом контроллинга являются
микроэкономические процессы и явления
на предприятии, которые характеризуются
определенными показателями - индикаторами
в их динамике и макроэкономические
процессы в стране, которые оказывают
непосредственное влияние на экономику
предприятия.
Контроллинг, как отдельная, наука имеет
свои исследовательские приемы:
• общеметодологические – относятся
методы характерные любой науке: наблюдение,
сравнение, история развития, анализ, синтез,
систематизация, выявление закономерностей,
прогнозирование и др;
• общенаучные – относятся исследовательские
приемы отдельных систем: планирования,
учета, анализа, управления, статистики,
кибернетики, информатики;
• специфические – контроллинг предусматривает
использование моделирование процессов
и явлений и на этой основе определяет
конкретные задачи системы.
Объектами контроллинга являются факторы
производства, показатели эффективности
их использования и организации, потенциал
предприятия (численность, основные средства,
объемы производства и сбыта и др.), а также
показатели финансового состояния в сравнении
с прогнозируемыми.
Для контроллинга используется разнообразная
информация финансового и управленческого
учета, на основании которой определяется
эффективность использования ресурсов,
ход протекания хозяйственных процессов,
формирование прибыли, показатели финансового
состояния. Отбор показателей определяется
менеджерами на основе специальных исследований.