Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является поиск путей улучшения расчетной дисциплины предприятия, для этого будут рассмотрены следующие вопросы:
-изучение сущности дебиторской и кредиторских задолженностей предприятия;
-анализ состояния, динамики, структуры дебиторской и кредиторской задолженности;
-выбор путей снижения задолженностей предприятия.
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Дебиторская и кредиторская задолженности как факторы
финансово-экономического положения организации...........................5
1.1. Сущность дебиторской и кредиторской задолженности.......................5
1.2. Управление дебиторской и кредиторской задолженностями.............10
Глава 2. Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженности
ООО «Спартак - отделочные материалы»............................................16
2.1. Экономическая характеристика предприятия...................................... 16
2.2. Методика экономического анализа организации, использующая
показатели дебиторской и кредиторской задолженности...................18
2.3. Анализ динамики, структуры и состояния дебиторской
задолженности.........................................................................................26
2.4. Анализ динамики, структуры и состояния кредиторской
задолженности.........................................................................................28
2.5. Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской
задолженности.........................................................................................32
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию управления дебиторской
и кредиторской задолженностью предприятия....................................36
3.1. Меры по оптимизации величины дебиторской задолженности
ООО «Спартак-отделочные материалы»..............................................36
3.2. Разработка модели снижения дебиторской и кредиторской
задолженностей.......................................................................................41
Заключение.................................................................................................................48
Расчетная часть (вариант 2)......................................................................................51
Список использованной литературы...................................................................... 54
В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
-потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
-современная коммерческая
и финансовая практика
-общее состояние экономики,
определяющее финансовые
-сложившаяся конъюнктура
товарного рынка, состояние
-правовые условия
обеспечения взыскания
-финансовые возможности
предприятия в части
-финансовый менталитет
собственников и менеджеров
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.
При расчете суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту, необходимо учитывать:
-коэффициент соотношения
себестоимости и цены
-средний период
-средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде);
-планируемые объемы реализации продукции в кредит;
Расчет необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:
ИДЗ = ОРК * КС:Ц * (ППКср + ПРср) / 360,
ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность; ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит; КС:Ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью; ППКср – средний период предоставления кредита покупателям, в днях; ПРср – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.
Таблица 3.1
Расчет суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность
Показатели |
2010 год |
1. Планируемый объем реализации продукции в кредит, тыс. руб. |
150 000 |
2. Коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции |
0,8624 |
3. Средний период предоставления кредита покупателям, дни |
60 |
4. Средний период просрочки платежей по кредиту, дни |
15 |
5. Финансовые средства, инвестируемые в дебиторскую задолженность |
26 950 |
С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях.
Ситуация 1. Снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что это отражается на увеличении общей прибыли от реализации данной продукции.
Ситуация 2. Система скидок интенсифицирует приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии. При этом возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок.
Ситуация 3. Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.
Ценовая скидка характеризует
норму процентной ставки за предоставляемый
кредит, рассчитываемой для сопоставления
в годовом исчислении. Алгоритм этого
расчета характеризуется
ПСК = ЦСН * 360 / СПК,
где ПСК – годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит; ЦСН – ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию; СПК – срок предоставления кредита, в днях.
Устанавливая стоимость товарного или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.
Таблица 3.2
Расчет ценовой скидки
Размер скидки |
Срок предоставления кредита, дни |
Годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит, % |
Процентная ставка по банковскому кредиту, % |
1% |
60 |
6 |
16 |
2% |
60 |
12 |
16 |
3% |
60 |
18 |
16 |
Таким образом, по данным таблицы можно сделать вывод, что предоставление покупателям 3-х процентной скидки по кредиту невыгодно для предприятия, так как норма процентной ставки превышает ставка по банковскому кредиту. Отсюда, предприятие может себе позволить лишь 2-х процентную скидку.
Для повышения объемов продаж можно предложить предприятию увеличить срок предоставления кредита до 90 дней. Рассмотрим изменение основных параметров.
Таблица 3.3
Расчет ценовой скидки
Размер скидки |
Срок предоставления кредита, дни |
Годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит, % |
Процентная ставка по банковскому кредиту, % |
1% |
90 |
4 |
16 |
2% |
90 |
8 |
16 |
3% |
90 |
12 |
16 |
4% |
90 |
16 |
16 |
Таким образом, при увеличении срока предоставления кредита на 90 дней ценовая скидка увеличивается до 4%, что приводит к дополнительному привлечению покупателей.
При новом сроке предоставления кредита сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, составит:
Таблица 3.4
Расчет суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность
Показатели |
2010 год |
1. Планируемый объем реализации продукции в кредит, тыс. руб. |
150 000 |
2. Коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции |
0,8624 |
3. Средний период предоставления кредита покупателям, дни |
90 |
4. Средний период просрочки платежей по кредиту, дни |
15 |
5. Финансовые средства, инвестируемые в дебиторскую задолженность |
37 730 |
Расчет позволяют сделать следующий вывод: срок предоставления кредита должен составлять не менее 90 дней, при этом дебиторская задолженность в планируемом периоде составит 37730 тыс. руб. Оптимальная ценовая скидка составляет не более 4%. Если покупатель будет рассчитываться за продукцию в день отгрузки, дебиторская задолженность может составить 36221 тыс. руб.
Использование скидок, а
также продление периода
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:
- факторинг;
- учет векселей, выданных покупателями продукции;
- форфейтинг.
3.2. Разработка модели снижения дебиторской и кредиторских
задолженностей предприятия
Существуют некоторые
общие рекомендации, позволяющие
управлять дебиторской задолжен
-необходимо постоянно
контролировать состояние
-установить определенные
условия кредитования
-постоянно контролировать
соотношение дебиторской и
-с целью максимизации
притока денежных средств
-перед предоставлением
кредита необходимо тщательно
анализировать финансовые
Функциональную модель снижения дебиторских и кредиторских задолженностей предприятия можно представить в форме таблицы 3.5. Главная диагональ матрицы сверху вниз направо объединяет способы прекращения обязательств. Причем, начиная с наиболее предпочтительного и реального для предприятия, далее к тем вариантам, которые осуществить сложнее. Шесть финансовых инструментов, обеспечивающих снижение дебиторской и кредиторской задолженности, расположены ниже главной диагонали матрицы. Чем ближе конкретный инструмент к диагонали, тем он более подходит для производственной компании и более вероятен практически.
Шесть финансовых инструментов, обеспечивающих наращивание (экономию) денежной выручки, расположены выше главной диагонали матрицы. Чем ближе тот или иной инструмент к диагонали, тем он более выгоден производственной компании и вероятен к осуществлению.
Таблица 3.5
Функциональная модель снижения дебиторской и кредиторской
задолженности хозяйствующего субъекта
Наращивание (экономия) денежной выручки предприятия | |||
Прекращение действующего обязательства исполнением |
Увеличение уставного капитала хозяйствующего субъекта |
Выпуск облигаций для получения займа |
Получение организацией бюджетного кредита |
Финансирование под уступку денежного требования |
Прекращение действующего обязательства зачетом |
Товарный кредит, Коммерческий кредит |
Заключение договора коммерческой концессии |
Обмен трений кредиторов на акции (доли) уставного капитала хозяйствующего субъекта |
Перевод долга учредителю, участнику |
Прекращение обязательства предоставлением отступного |
Заключение договора финансовой аренды |
Новация долга в заемные обязательства |
Получение инвестиционного налогового кредита |
Уступка требований к дебиторам и кредиторам |
Прекращение обязательства прощением долга |
Снижение дебиторских – кредиторских задолженностей предприятия |
Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженности