Управление дебиторской и кредиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:11, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение основ управления дебиторской и кредиторской задолженности.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
• Следует определить структуру дебиторской и кредиторской задолженности.
• В целях управления дебиторской и кредиторской задолженностью необходимо проводить их анализ. Анализ состояния расчетов предприятия с дебиторами и кредиторами очень важен, так как большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение задолженности.

Файлы: 1 файл

ФМ.docx

— 70.64 Кб (Скачать файл)

                                   (5)

где: ДДЗсомн – доля сомнительной дебиторской задолженности

ДЗсомн – сомнительная дебиторская задолженность

Последний показатель характеризует  «качество» дебиторской задолженности. Тенденция к его росту свидетельствует  о снижении ликвидности.

Для оценки оборачиваемости  кредиторской задолженности рассчитывается следующая группа показателей:

  1. Средняя кредиторская задолженность:

                 (6)

где: КЗ – кредиторская задолженность.

  1. Оборачиваемость кредиторской задолженности:

                                            (7)

где: Окз – оборачиваемость кредиторской задолженности;

Вр – Выручка от реализации продукции;

Скз – Средняя кредиторская задолженность.

  1. Период погашения кредиторской задолженности:

                                          (8)

где: ППКЗ – период погашения кредиторской задолженности.

Период погашения кредиторской задолженности показывает, сколько  оборотов в течение анализируемого периода требуется предприятию  для оплаты выставленных ей счетов или сколько дней для этого  необходимо.

В качестве подведения итогов данного раздела необходимо отметить, что дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными  составляющими бухгалтерского баланса  предприятия. Они возникают в  результате несовпадения даты появления обязательств с  датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них.

Оценка влияния балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на финансовое состояние  предприятия должна осуществляться с учетом уровня платежеспособности (коэффициента общей ликвидности) и  соответствия периодичности превращения  дебиторской задолженности в  денежные средства периодичности погашения  кредиторской задолженности.

Одновременно это может  свидетельствовать о более быстрой  оборачиваемости кредиторской задолженности  по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком  случае в течение определенного  периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более  длительные временные интервалы, чем  интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной  уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств  в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  УПРАВЛЕНИЕ  ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Управление дебиторской  задолженностью – существенный элемент  системы бухгалтерского и управленческого  учета. Специфический характер задач  управления дебиторской задолженностью находит соответствующее отражение  в организационном устройстве. На предприятиях, внедривших системы контроллинга, соответствующие службы рассматриваются обычно как своеобразные единицы, в компетенцию которых входит решение различных задач, в том числе управления дебиторской задолженностью.

Задачи управления дебиторской  задолженностью в этом случае распределяются между отдельными подразделениями  отдела (сектора) общего контроллинга, в функции которого входят анализ производственно финансовой деятельности организации, хозяйственное планирование, продажи и контроль за продажами товаров (работ и услуг).

Процесс управления дебиторской  задолженностью включает следующие  этапы:

    • 1 й этап – финансовый анализ деятельности организации поставщика;
    • 2 й этап – разработка кредитной политики организации;
    • 3 й этап – принятие решения о предоставлении кредита, страхование дебиторской задолженности;
    • 4 й этап –изменение кредитной политики организации;
    • 5 й этап – контроль за отгрузкой продукции, выпиской счета и его отправкой покупателю; составление картотеки дебиторов;
    • 6 й этап – контроль за финансовым состоянием дебиторов;
    • 7 й этап – при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга;
    • 8 й этап – обращение в арбитражный суд с иском о взыскании просроченной задолженности;
    • 9 й этап – возбуждение дела о банкротстве;
    • 10 й этап – компенсация убытков из фонда компенсации безнадежных долгов.

Понятие дебиторской задолженности  является исключительно важным для  определения финансового состояния  организации, состояния источников финансирования текущих и капитальных  затрат, а также для оценки правильности и обоснованности принимаемых управленческих решений.

Дебиторская и кредиторская задолженность участвуют в расчете  чистых активов организации и  целого ряда показателей финансового  анализа. Дебиторская задолженность  является одной из разновидностей активов  организации, который может быть реализован, передан, обменен на имущество, продукцию, результаты выполнения работ  или оказания услуг. В зависимости  от размера дебиторской задолженности, наиболее вероятных сроков ее погашения, а также от того, какова вероятность  непогашения задолженности, можно  сделать вывод о состоянии  оборотных средств организации  и тенденциях ее развития.

Реализация товаров и  услуг – заключительный и жизненно важный этап оборота средств. Успешность данного этапа зависит от множества  внутренних и внешних факторов, в  том числе от эволюции и качества производимой продукции, от хода и процесса производства, от спроса, интенсивности  конкуренции, рекламы и т.д. Не менее  важны для успеха реализации сроки, назначаемые покупателям (заказчикам) для оплаты полученного товара. Каждое предприятие знает, что для того, чтобы оставаться конкурентоспособным  и коммерчески успешным, оно должно, как правило, предоставить своим  покупателям определенный коммерческий кредит. Исключение составляет ситуация, когда поставщик имеет прочные  позиции на рынке и может диктовать  свои платежные условия. Наоборот, если предприятие имеет неиспользуемые мощности и его продукция легко заменима на рынке, то для достижения запланированного уровня продаж требуется скорее либерализация платежных условий.

Продажа в кредит обусловливает  появление различий между бухгалтерскими (учетными) и реально денежными  показателями реализации продукции. До момента оплаты процесс реализации, с точки зрения движения денег, еще  продолжается, что приводит к возникновению  дебиторской задолженности. До наступления  срока оплаты дебиторская задолженность  должна финансироваться, при этом постоянно  сохраняется риск, что оплата будет  произведена покупателем (заказчиком)с  опозданием либо ее вообще не будет.

Несомненно, что в условиях современного рынка продажа в  кредит необходима и важна. Едва ли обоснована беспечность, которая обычно присутствует при решении вопросов кредитной политики. Нередко продажа  в кредит вызывает значительный рост дебиторской задолженности, что  может привести к росту как  расходов, так и рисков. В своей  сбытовой политике предприятия должны не только принимать во внимание положительные  результаты кредитования покупателей (увеличение продаж и прибыли), но и  учитывать, что данный процесс обычно сопровождается увеличением расходов и рисков.

Оценка положительных  и отрицательных результатов  кредитной политики должна быть составной  частью управления дебиторской задолженностью.     Прежде всего, оценивается то, как  отражается действующая в области  сбыта кредитная политика на продажах, дебиторской задолженности, издержках  производства, рисках потерь от безнадежных  долгов.

В хозяйственной практике регулярно осуществляется мониторинг дебиторской задолженности с  использованием показателей оборачиваемости  и периода оборота дебиторской  задолженности. При этом под мониторингом дебиторской задолженности понимается относящийся к контроллингу процесс, который в первую очередь охватывает: учет и контроль за уровнем дебиторской задолженности; оборачиваемость дебиторской задолженности, сроки ее погашения.

Показатели контроля  дебиторской задолженности, рассчитываются следующим образом.

Оборачиваемость дебиторской задолженности (ОДЗ) отражает число оборотов, совершаемых дебиторской задолженностью в течение рассматриваемого периода:

В данном показателе результаты работы предприятия (продажи в кредит) в исследуемом периоде соотносятся  с «занятостью капитала», образуемого  за счет продаж (дебиторская задолженность). «Занятость капитала» приводится в  среднем размере или по состоянию  на конец периода. Рост показателя свидетельствует  о положительных тенденциях в  сфере дебиторской задолженности.

Период  оборота дебиторской задолженности (ПОДЗ) показывает среднее количество дней между выставлением счета фактуры и его оплатой:

При положительном развитии данного  показателя (его снижения) улучшается соотношение между продажами  и дебиторской задолженностью, на основании чего можно говорить об увеличении скорости погашения дебиторской  задолженности.

«Возраст» дебиторской задолженности представляет собой величину, с помощью которой можно осуществлять мониторинги контроль за «занятостью капитала» в дебиторской задолженности. Для получения обзора возрастной структуры дебиторской задолженности ее необходимо распределить по возрастным группам в соответствии с датой выписки счета фактуры. Разбивка на группы может быть помесячной, поквартальной и т.п.

В заключение сформулируем комплекс задач, определяемых целями кредитной  политики организации, решение которых  будет способствовать, в том числе сокращению дебиторской задолженности:

    • определение кредитных лимитов в отношениях с покупателями (заказчиками) и контроль за ними;
    • контроль за сроками погашения дебиторской задолженности и принятие последующих мер по ее взысканию (напоминание, санкции и т.п.);
    • сбор и управление информацией о покупателях (заказчиках);
    • оценка платежеспособности покупателя (заказчика);
    • контроль платежных условий заказов;
    • мониторинг дебиторской задолженности (периода оборота, оборачиваемости, возраста дебиторской задолженности и т.д.);
    • анализ, планирование и контроль кредитных и долговых отношений;
    • коммуникация со службами маркетинга, ценообразования и др.
    • Решение этих задач возлагается на имеющего соответствующую квалификацию работника – менеджера по кредитам либо, если речь идет о крупном предприятии,– на самостоятельно организованную службу (отдел).  Наиболее тесные коммуникационные связи такой отдел имеет с бухгалтерией предприятия и службой маркетинга.

 

 

 

 

 

4 ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

Для того, чтобы эффективно управлять долгами организации необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

Стратегический подход.

Для того, чтобы отношения с кредиторами  максимально соответствовали целям  обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении  характера привлечения и использования  заемного капитала.

Первый основополагающий вопрос, который  в связи с этим встает перед  руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй "дилеммой" является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества  факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).

Менеджеры в ходе разработки стратегии  кредитования собственного бизнеса  должны исходить из решения следующих  первоочередных задач - максимизации прибыли  компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное  воспроизводство), утверждения конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после  использования всех собственных  источников финансирования (собственный  капитал и прибыль - наиболее дешевые  ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования  заемного капитала необходимо считать  его стоимость, которая должна позволять  сохранить рентабельность бизнеса  на достаточном уровне.

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью