Управление дебиторской задолженностью (на примере ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» филиал в г. Калининград)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия…………………………………………………………………..…...6
1.1 Экономическая сущность и роль дебиторской задолженности в управлении финансами предприятия……………………………………………6
1.2 Принципы формирования кредитной политики предприятия……………17
2. Анализ системы управления дебиторской задолженности (на примере ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота»)……………………………………..…31
2.1 Общая характеристика деятельности ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота»………………………………………………………………………...….31
2.2 Оценка влияния дебиторской задолженности на формирование финансовых результатов предприятия………………………………...……….35
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота»…………………………………………………………….…49
2.4 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота»……………………………………...…59
Заключение………………………………………………………………….……61
Список использованных источников………………………………..…………63
Приложение 1……………………………………………………………….……64
Приложение 2…………………………………………………………………….68
Приложение 3…………………………………………………………………….72
Приложение 4…………………………………………………………………….75

Файлы: 1 файл

кур.работа.docx

— 587.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.2 Принципы формирования  кредитной политики предприятия

 

В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции  в кредит (с отсрочкой платежа  за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и  в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов  кредитной политики отражает условия  этой практики и направлено на повышение  эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.

Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия  по отношению к покупателям продукции  – консервативный, умеренный и  агрессивный, которые характеризуют  принципиальные подходы к ее осуществлению  с позиции соотношения уровней  доходности и риска кредитной  деятельности предприятия.

Консервативный тип кредитной  политики предприятия направлен  на минимизацию кредитного риска. Такая  минимизация рассматривается как  приоритетная цель в осуществлении  его кредитной деятельности. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей  продукции в кредит за счет групп  повышенного риска; минимизация  сроков предоставления кредитов и его  размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной  политики предприятия характеризует  условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска  при продаже продукции с отсрочкой  платежа.

Агрессивный (мягкий) тип  кредитной политики предприятия  приоритетной целью кредитной политики ставит максимизацию дополнительной прибыли  за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгированного кредита.

Для выбора оптимальной кредитной  политики компания должна сравнить потенциальные  выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления дополнительных торговых кредитов (кредитных проверок, дополнительных административных расходов и т.п.) и риском возможной неуплаты.

В приложении 1 представлены типы кредитной политики предприятия  в зависимости от степени допустимого  риска. Кредитная политика может  быть основана как на формальных, так  и на неформальных критериях:

    1. покупательская и платежная история покупателей. Платежная история может быть получена через неформальные контакты с банками и другими партнерами клиента;
    2. платежеспособность покупателей может быть оценена на основе кредитной истории взаимоотношений покупателей и вашей компании;
    3. текущий анализ и перспективная оценка финансовой стабильности покупателей. Для этого могут быть использованы те же источники информации, которые указаны выше, а также неформальные мнения знакомых профессионалов, работающих в отрасли клиента, рекомендации независимых аналитиков, новости и отчеты специализированных агентств деловой информации.

Осторожность при выборе кредитной политики предприятия  обусловлена тем, что ведение  предпринимательской деятельности в нынешних условиях сопряжено с  сохраняющейся политической и экономической  нестабильностью, многочисленными  коммерческим рисками, недобросовестностью  партнеров по бизнесу. Именно в такой обстановке предприниматели должны принимать ответственные решения, которые затрагивают не только их материальные интересы, но и соответственно интересы партнеров. Так что рассматриваемая проблема выбора кредитной политики по отношению к покупателям продукции является важной практически для всех, кто занимается предпринимательской деятельностью.

Основной хозяйственной  единицей в экономике любого государства  является предприятие, которое выступает  в самых различных организационно-правовых формах: единоличные хозяйства, полное товарищество, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и другие. Общим для них является то, что в соответствии с действующим  законодательством они обязаны  подавать в государственные органы определенный законом набор информации о своей хозяйственной деятельности. И несут за ее точность материальную и административную ответственность. Все остальные экономические  показатели, как правило, скрываются фирмами под предлогом коммерческой тайны, доступ к которой возможен лишь оперативным путем.

Отсюда вытекает один из важных методологических выводов: хозяйственные  показатели деятельности мелких фирм страдают неполнотой, получить их достаточно затруднительно. И только лишь акционерные  общества и общества с ограниченной ответственностью дают довольно обширную информацию о себе в своих годовых  отчетах перед акционерами. Это  оказывает существенное влияние  на формирование кредитной политики по отношению к конкретному покупателю. Очевидно, что в условиях большого количества неплатежей, чем меньше информации о своей коммерческой деятельности готово предоставить предприятие-покупатель, тем жестче будет по отношению  к нему кредитная политика со стороны  продавца.

Вместе с тем следует  отметить, что и открытая информация при соответствующем применении методов экономического анализа  может дать предприятию-продавцу возможность  сделать довольно точные выводы о  состоянии производственной, сбытовой и финансовой программы фирмы, которая выступает в роли покупателя.

При всем многообразии публикуемой  информации можно получить довольно полную характеристику конкретного  покупателя: полное и сокращенное  наименование фирмы, адреса, телефоны и факсы, год создания фирмы, сфера  ее деятельности и структура, включая  дочерние предприятия, число работников предприятия, главные показатели экономической  деятельности фирмы, корреспондентские  отношения с банками и многие другие сведения. Кроме того, существуют и фирменные справочники, в которых  содержится ряд технических характеристик  выпускаемой продукции, рекламные  материалы по другим товарам. Естественно, что в справочниках нельзя получить детальную информацию по всем фирмам. В них содержатся данные лишь о  крупных и средних корпорациях, действующих в форме акционерных  обществ.

Следует иметь в виду, что фирменные справочники по форме изложения сведений и группировкам материалов отличаются многообразием: адресные, отраслевые, директорские, биографические, справочник по акционерным компания, по финансовым связям.

Для российских бизнесменов  при поиске выгодных деловых связей с потенциальными покупателями целесообразно  использовать определенную последовательность в работе с разными видами справочников. В первую очередь следует знакомиться  с адресными справочниками. Это  позволяет сразу же обнаружить наличие  той или иной фирмы, краткое и  полное наименование, ее установочные данные (адрес, телефон, факс).

Для аналитической работы с потенциальными покупателями весьма важно умение пользоваться справочниками  по финансовым связям. Они позволяют  установить определенные связи и  взаимозависимости через участие  в акционерном капитале. С их помощью  можно определить систему участия  той иди иной фирмы в определенных объединениях капиталов, какой частью акций владеет та или иная материнская  компания. При вступлении в деловой контакт следует детально определить положение фирмы - потенциального контрагента в той или иной схеме взаимоотношений между материнскими компаниями и их филиалами. Здесь сразу же решается вопрос - имеет право фирма-контрагент подписывать без ведома материнской компании какие-либо договорные документы. В случае отсутствия у дочерней фирмы генеральной доверенности материнской компании на право подписания контрактов установление с ней договорных отношений следует делать осторожно. Иначе это может нанести предприятию-продавцу весьма ощутимый материальный и моральный ущерб в связи с высокой долей вероятности прекращения поставок в одностороннем порядке.

Фирменные справочники содержат неполную информацию и это обусловлено  их предназначением: дать предпринимателям ориентиры в первичной рыночной информации (кто есть кто, кто и  что производит и продает, кто, где  находится).

Более обширную картину деятельности фирмы можно получить из публикуемых  годовых отчетов, балансов и прочих публикаций, которые осуществляют сами фирмы. Следует иметь в виду, что  такие публикации, как уже подчеркивалось выше, осуществляют регулярно только компании, действующие в форме  акционерных обществ и обществ  с ограниченной ответственностью.

Помимо этого, в процессе выбора кредитной политики должны учитываться  следующие основные факторы:

    1. современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
    2. общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
    3. сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;
    4. потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
    5. правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
    6. финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
    7. финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной  политики, следует иметь в виду, что жесткий ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческий связей, в то время  как мягкий ее вариант может вызвать  чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию  долгов, а в конечном итоге снизить  рентабельность оборотных средств  и используемого капитала.

Дебиторская задолженность  по своей сути являются непроизводительным активом, связывающим дефицитные финансовые ресурсы. Кроме того, с дебиторской  задолженностью ассоциируется определенный элемент риска, и этот риск увеличивается  с продолжительностью предоставляемого дебитору кредита. Следовательно, иногда бывает жизненно важно сводить количество дебиторов к абсолютному минимуму и, если возможно, совсем избегать его  наличия. Некоторые компании, например, супермаркеты и некоторые другие предприятия розничной торговли, не должны иметь дебиторов. Все их продажи осуществляются за наличный расчет. Но большинство других компаний сходятся на том, что условия торговли в их конкретной области требуют  некоторого элемента кредита. Кредит, и особенно предоставление особых условий кредита, также используется, как средство организации сбыта для увеличения продаж.

В процессе управления дебиторской  задолженностью предприятия необходимо четко определить возможную сумму  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность. При  расчете этой суммы необходимо учитывать  планируемые объемы реализации продукции  в кредит; средний срок предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки  платежей исходя из сложившейся хозяйственной  практики (он определяется по результатам  анализа дебиторской задолженности  в предшествующем периоде); коэффициент  соотношения себестоимости и  цены реализуемой продукции.

Расчет необходимой суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

Идз = ОР * К * (ППК+ПР)/360 ;

где И дз - необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в

дебиторскую задолженность;

ОР - планируемый объем  реализации продукции в кредит;

К — коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции,

выраженный десятичной дробью;

ППК - средний период предоставления кредита покупателям в днях;

ПР - средний период просрочки платежей по предоставляемому кредиту.

Данную формулу можно  несколько упростить с помощью  математических преобразований. Так  как планируемый удельный вес  себестоимости продукции в цене является, в сущности, отношением себестоимости  реализованной продукции к выручке, следовательно, формула приобретет следующий вид:

Идз = ОР * К * (ППК+ПР)/360 = С/С * ПО/360 ;

где С/С - планируемая себестоимость продукции, реализованной в

кредит;

ПО - средний период, в  течение которого поступают платежи  за

реализованную продукцию, в  днях.

Полученный вариант расчета  данного показателя несколько проще, требует меньшего количества переменных величин, а следовательно, является менее трудоемким по сравнению с предыдущим, что в конечном итоге позволяет сократить время для расчета необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность.

Таким образом, если финансовые возможности предприятия не позволяют  инвестировать расчетную сумму  средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит. Формирование системы кредитных условий.

В состав этих условий входят следующие элементы:

    1. срок предоставления кредита;
    2. размер предоставляемого кредита;
    3. стоимость предоставления кредита;
    4. система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью (на примере ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» филиал в г. Калининград)