Управление дебиторской задолженностью (на примере ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» филиал в г. Калининград)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия…………………………………………………………………..…...6
1.1 Экономическая сущность и роль дебиторской задолженности в управлении финансами предприятия……………………………………………6
1.2 Принципы формирования кредитной политики предприятия……………17
2. Анализ системы управления дебиторской задолженности (на примере ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота»)……………………………………..…31
2.1 Общая характеристика деятельности ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота»………………………………………………………………………...….31
2.2 Оценка влияния дебиторской задолженности на формирование финансовых результатов предприятия………………………………...……….35
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота»…………………………………………………………….…49
2.4 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота»……………………………………...…59
Заключение………………………………………………………………….……61
Список использованных источников………………………………..…………63
Приложение 1……………………………………………………………….……64
Приложение 2…………………………………………………………………….68
Приложение 3…………………………………………………………………….72
Приложение 4…………………………………………………………………….75

Файлы: 1 файл

кур.работа.docx

— 587.13 Кб (Скачать файл)

Срок предоставления коммерческого  кредита характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется  отсрочка платежа за реализованную  продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к  увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую  задолженность, и увеличению продолжительности  финансового и всего операционного  циклов предприятия.

Поэтому, устанавливая продолжительность  кредитного периода необходимо оценивать  его влияние на результаты хозяйственной  деятельности предприятия.

На продолжительность  кредита, предоставляемого по продажам в кредит, влияют следующие факторы:

1. Обычные условия торговли  в конкретной компании. Если, например, обычные условия торговли составляли  бы 60-дневный кредит, то для одного  поставщика было бы трудно  настаивать на оплате в 30-дневный  срок, если только он не предложит  какие-нибудь другие компенсирующие  льготы клиенту, такие как повышенное  качество или улучшенное обслуживание.

2. Чувствительность продаж  к увеличению или уменьшению  продолжительности кредита. Если, например, увеличение продолжительности  кредита с 60 до 90 дней принесло  бы пропорциональное или большее  увеличение уровней продаж, то  оно было бы оправдано. В  зависимости от вида компании  и профиля клиентов реакции  на корректировки продолжительности  кредита будут варьироваться.  Эти чувствительные моменты важно  определить, потому что есть точка,  за которой затраты и риски  увеличения продолжительности кредита  будут превышать выгоды от  увеличенных продаж. Определение  оптимальной продолжительности  кредита требует выявления точки,  в которой затраты на увеличенную  продолжительность кредита точно  покрываются прибылью, получаемой  от увеличенных продаж, произведенных  с помощью дополнительного кредита.

Однако для предприятия-продавца вполне возможно сократить сроки  оплаты поставленной продукции (работ, услуг). Это может быть достигнуто за счет применения различных скидок за досрочную оплату продукции.

Скидки могут значительно  улучшить поток денежных средств  путем сокращения сроков получения  платы с клиентов, что сокращает  инвестиции в дебиторскую задолженность  и риск возникновения безнадежных  долгов. Также они могут привести к увеличению объема продаж имеющимся  и новым клиентам, которые способны платить в течение определенного  периода времени и которых  привлекает возможность получения  увеличенной скидки с цены.

Следует тщательно учитывать  условия затраты на предоставление скидки при срочной оплате. Часто  оказывается, что для того, чтобы  она была привлекательной, затраты, при полной проработке, перевешивают выгоды.

Допустим, что условия  торговли для компании представлены формулой "2/10 нетто 30", то есть 2%-ная скидка будет представляться компанией по всем счетам, оплаченным в течение 10 дней, при этом полная сумма должна быть выплачена в течение 30 дней, если предложенная скидка не используется. Это означает, что клиент может выбирать, заплатить ли 98 центов за $1 на 10-й день, или вложить куда-нибудь эти 98 центов на дополнительные 20 дней, и в конце концов заплатить компании $1 за 51. Хотя это может показаться разумной ценой за получение более ранней оплаты, в действительности это очень дорого, потому что целых 2% выплачивается за оплату на 20 дней вперед. В годовом исчислении это составляет огромную цифру 37.24%. Она рассчитывается с помощью следующей формулы:

Z = S/(100-S) * 365/ (T-P);

где Z - затраты предприятия  от предоставления скидок;

S - размер скидки, %;

Т - дата окончательного расчета;

Р - период действия скидки.

В примере, который мы рассмотрели, она работает следующим образом:

Z = 2/(100-2)*365/(30-10)= 0.0202*18.25=37.24

Следовательно, согласно приведенным  расчетам можно сделать вывод, что  если в качестве условий реализации продукции предприятием используется формула "2/10 нетто 30", когда 2%-ная скидка будет представляться предприятием по всем счетам, оплаченным в течение 10 дней, и полная сумма должна быть выплачена в течение 30 дней, за год сумма потерь предприятия от предоставления скидок будет равняться 37,24 % от объема выручки предприятия по данным счетам.

Таким образом, злоупотребление  скидками при срочной оплате продукции  предприятия-продавца может привести к недоплате значительных сумм. Следовательно, можно заключить, что скидки при  срочной оплате продукции эффективны в течение короткого периода  времени для достижения определенных задач, например, восполнить недостаток денежных средств на конкретный момент.

Размер предоставляемого кредита характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному или  потребительскому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого  риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском  кредите - средней стоимости реализуемых  в кредит товаров), финансового состояния  предприятия - кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита  и видам реализуемой продукции.

Стоимость предоставления кредита  характеризуется системой ценовых  скидок при осуществлении немедленных  расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления  в годовом исчислении. Алгоритм этого  расчета характеризуется следующей формулой:

ПС = ЦС * 360/ СП;

где ПС - годовая норма  процентной ставки за предоставляемый  кредит;

ЦС - ценовая скидка, предоставляемая  покупателю при осуществлении

немедленного расчета  за приобретенную продукцию;

СП - срок предоставления кредита, в днях.

Устанавливая стоимость  товарного или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать  уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

Система штрафных санкций  за просрочку исполнения обязательства  покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие  пени, штрафы и неустойки. Размеры  этих штрафных санкций должны полностью  возмещать все финансовые потери предприятия - кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска  снижения уровня платежеспособности и  другие).

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.

В основе установления таких  стандартов оценки покупателей лежит  их платежеспособность. Платежеспособность покупателя характеризует систему  условий, определяющих его способность  привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные  сроки выполнять все связанные  с ним финансовые обязательства.

Формирование системы  стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

    1. определение системы характеристик, оценивающих платежеспособность отдельных групп покупателей;
    2. формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки платежеспособности покупателей;
    3. выбор методов оценки отдельных характеристик платежеспособности покупателей;
    4. группировку покупателей продукции по уровню платежеспособности;
    5. дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем платежеспособности покупателей;
    6. выбор методов инкассации дебиторской задолженности.

Определение системы характеристик, оценивающих платежеспособность

отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.

Такая обычно оценка осуществляется по следующим критериям:

    1. объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;
    2. репутация покупателя в деловом мире;
    3. платежеспособность покупателя;
    4. результативность хозяйственной деятельности покупателя;
    5. состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
    6. объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о банкротстве.

Формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки платежеспособности покупателей имеет  целью обеспечить достоверность  проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых  непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем  носят постоянный характер); информации, формируемо из внешних источников (коммерческого  банка, обслуживающего покупателя, других его партнеров по сделкам и  т.п.).

Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем  непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью  проверки состояния его имущества  и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

Выбор методов оценки отдельных  характеристик платежеспособности покупателей определяется содержанием  оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик  платежеспособности покупателей, рассмотренных  ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, бальный и  другие методы.

Группировка покупателей  продукции по уровню платежеспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает выделение  следующих их категорий:

    1. покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);
    2. покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
    3. покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

Дифференциация кредитных  условий в соответствии с уровнем  платежеспособности покупателя, наряду с размером кредитного лимита, может  осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита; необходимость  страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

Выбор методов инкассации дебиторской задолженности определяется отдельно по каждому покупателю в  зависимости от уровня его платежеспособности и экономической выгоды от применения того или иного метода.

 

 

 

 

2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью на примере ЗАО «Страховая группа «Спасские Ворота»

2.1 Общая характеристика  деятельности ЗАО «Страховая  группа «Спасские ворота»

 

ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" было зарегистрировано в Москве в 1995 году и практически  сразу вошло в число лидеров  отечественного страхового рынка. На сегодняшний  день "Страховая группа "Спасские ворота" – одна из ведущих страховых  компаний России.

Закрытое акционерное  общество «Страховая группа «Спасские  ворота» создано в соответствии с нормами Федерального закона «Об  акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208 – ФЗ.

Место нахождения определяется в соответствии с местом нахождения его исполнительного органа и  определяется по адресу: 121205, г. Москва, ул. Новый Арбат, д.36/9.

ЗАО «Страховая группа «Спасские  ворота» является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности.

Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим  законодательством (Законом РФ «Об  организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.92 № 4015 – 1,Федеральным  законом «Об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04,02 № 40 –ФЗ), на основании лицензии Федеральной службы страхового надзора Российской Федерации № С-299277 от 11.01.06 и на основании Устава.

Основными уставными видами деятельности является страхование  и перестрахование, помимо этих видов  в соответствии с данными лицензиями Компания осуществляет операции:

По личному страхованию: добровольное страхование жизни; добровольное страхование от несчастных случаев  и болезней; добровольное медицинское страхование; обязательное страхование от несчастных случаев и болезней.

По имущественному страхованию: добровольное страхование средств  наземного, воздушного и водного  транспорта, страхование грузов, иных видов имущества и финансовых рисков.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью (на примере ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» филиал в г. Калининград)