Управление финансовыми результатами деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации характеризуется ее финансовыми результатами. Общим финансовым результатом является прибыль, которая обеспечивает производственное и финансовое развитие предприятия. При изучении прибыли основное внимание обращается на анализ влияния внутренних факторов на прибыль, так как он позволяет определить внутренние резервы роста прибыли. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………2
1. Теоретические основы управления финансовыми результатами деятельности предприятия………………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие и структура финансового результата деятельности предприятия………6
1.2. Основные показатели, характеризующие финансовые результаты………………20
1.3. Факторы, влияющие на финансовые результаты и управление ими……………..22
2. Анализ управления финансовыми результатами деятельности предприятия……..26
2.1. Характеристика предприятия……………………………………………………….26
2.2. Структура финансового результата предприятия…………………………………33
2.3. Анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия………...40
3. Способы повышения эффективности работы предприятия путем влияния на финансовые результаты…………………………………………………………………..46
Заключение………………………………………………………………………………...55
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Моргунова Н.А._ФК-361сфз_Финансовый менеджмент (курсовая).docx

— 253.60 Кб (Скачать файл)

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что снижение показателей прибыли ООО «Автозаводстрой» в 2009 г. объясняется проблемами в сфере сбыта, т. е. имели место внешние факторы, возможно, такие как начавшийся мировой финансовый кризис и как следствие неблагоприятная рыночная конъюнктура, падение спроса на выпускаемую продукцию и т. п.

Несомненно, положительным фактором является снижение себестоимости, доля которой в выручке от реализации снизилась на 1,81%: с 95,62% в 2007 г. до 93,81 % в 2009 г. Снижение доли себестоимости в выручке от реализации за период 2007 – 2009 гг. повлекло за собой:

- увеличение доли прибыли  от продаж на 1,81пункта: с 4,38% в 2007 г. до 6,19% в 2009 г.;

- рост доли прибыли  до налогообложения ООО «Автозаводстрой» на 1,92 пункта: с 1,45% в 2007 г. до 3,37 в 2009 г.;

       - увеличение доли чистой прибыли на 1,4 пункта: с 0,68% в 2007 г. до 2,08% в 2009 г.

Так как в условиях рыночной экономики главной целью хозяйственно-финансовой деятельности любой организации должна быть прибыль, поэтому необходимо обращать внимание на качество прибыли, что важно для объективной оценки деятельности организации с позиции всех заинтересованных субъектов рыночных отношений.

Для большей наглядности представим структуру показателей прибыли ООО «Автозаводстрой» за период 2007 – 2009 гг. на рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 – Динамика структуры прибыли ООО «Автозаводстрой» за период 2007-2009 гг.

Качество прибыли зависит от множества факторов, но в целом они характеризуют два признака «качественности» прибыли это стабильность в доходах и адекватность ее оценки. Стабильными можно назвать доходы, которые отличаются относительным постоянством на протяжении длительного периода времени и вследствие этого могут легко прогнозироваться на перспективу. Чем больше стабильность в доходах, тем выше качество прибыли. Стабильность свойственна прежде всею доходам от основной деятельности (прибыли от продаж) по сравнению с другими источниками.

В качестве исследуемого показателя целесообразно использовать показатель прибыли в расчете на одного занятого. Анализ данного показателя выполнен по трем позициям: прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли (см. таблицу 2.5) Выполненный анализ свидетельствует о том, что в 2008 г. показатели прибыли от продаж и чистой прибыли в расчете на одного занятого в ООО «Автозаводстрой» были наиболее высокими за весь рассматриваемый период – соот-ветственно 40,75 тыс.руб./чел. и 21,92 тыс.руб./чел.

Таблица 2.5 – Анализ прибыли (убытка) ООО «Автозаводстрой» в расчете на одного занятого

Показатель

2007 г. тыс. руб.

2008 г. тыс. руб.

2009 г. тыс. руб.

Откл. (+, -)

Темп роста, %

       

2008 г. к 2007 г.

2009 г. к 2008 г.

2008 г. к 2007 г.

2009 г. к 2008 г.

Численность занятых, чел.

1981

2032

2055

51

23

102,6

101,1

Прибыль от продаж, тыс. руб. /чел.

15,29

40,75

35,66

25,46

-5,09

266,5

87,5

Прибыль до налогообложения, тыс. руб. /чел.

5,07

31,01

19,44

25,94

-11,57

611,7

62,7

Чистая прибыль, тыс. руб. /чел.

2,39

21,92

11,97

19,53

-9,95

918,9

54,6


Показатели прибыли в расчете на одного занятого 2009 г. также характеризуются положительной динамикой, но они незначительно ниже показателей 2008 г., однако выше показателей 2007 г., поэтому целесообразно сравнивать между собой результаты 2009 г. с 2007 г.

Для большей наглядности представим динамику прибыли в расчете на одного работника предприятия ООО «Автозаводстрой» на рисунке 2.5.

Также высокое качество прибыли характеризуется ростом объема выпуска продукции, снижением уровня затрат, а низкое качество - ростом цен на продукцию без увеличения ее выпуска и продажи в натуральных измерителях.

Рисунок 2.5 – Динамика прибыли в расчете на одного работника предприятия.

Таким образом, по данным проведенного практического анализа можно сделать следующий вывод: несмотря на рост в динамике всех показателей прибыли ООО «Автозаводстрой» в 2008 году, наблюдается спад деловой активности к 2009 г., который выражается в снижении темпов прироста по всем показателям. Отрицательное влияние на величину чистой прибыли в 2009 г. от показателей 2008 г. распределилось следующим образом: 9513 тыс. руб. приходится на сокращение прибыли от реализации, 13596 тыс. руб. составили потери чистой прибыли за счет отрицательного сальдо от прочих доходов и расходов. Уменьшение налога на прибыль ООО «Автозаводстрой» на 3166 тыс. руб. имело также отрицательное влияние.

 

 

 

 

2.3. Анализ основных  финансовых показателей деятельности  предприятия.

 

Многообразие воздействия на прибыль внешних и внутренних факторов диктует необходимость их систематизации.

К внешним факторам относятся:

  • рыночно-конъюнктурные факторы (повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов товаров);
  • уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции;
  • хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение, правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

К внутренним факторам относятся:

  • материально-технические (проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы предприятия);
  • организационно-управленческие (разработка стратегии и тактики деятельности и развития предприятия, информационное обеспечение процесса принятия решения);
  • экономические (финансовое планирование деятельности предприятия, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, рентабельности, налоговое планирование);
  • социальные (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

Для аналитического исследования прибыли ООО «Автозаводстрой» проведем факторный анализ прибыли от реализации (в числе факторов – статьи калькуляции). Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации представим в Приложениях Б - В.

Расчеты проведем при условии роста цен на 13,3 % в 2008 г. и на 14,8% в 2009 г., что отражено в таблице 2.6.

Информация, представленная в таблице 2.6, свидетельствует о том, что выручка от реализации в сопоставимых ценах в 2008 году составила 1031384 (1168558 / 1,133), в 2009 году - 1040222 тыс. руб. (1183773 / 1,138). Если из выручки анализируемого периода вычесть ее величину, скорректированную на индекс цен, то полученная разность укажет на прирост выручки за счет прироста цены реализации. Следовательно, рост выручки за счет увеличения цены составил 137174 (1168558 - 1031384) и 143551 тыс. руб. (1183773 - 1040222) в 2008 и 2009 гг. соответственно. Ценовой фактор, таким образом, играл решающее влияние на общий прирост выручки от реализации в 2008 и в 2009 гг.

Таблица 2.6 – Промежуточные расчеты по факторному анализу прибыли от продаж ООО «Автозаводстрой» за 2007-2009 гг., тыс.руб.

Показатель

2008 г.

2009 г.

Темп инфляции, %

13,3

13,8

Выручка в сопоставимых ценах

1 031 384

1 040 222

Прирост выручки за счет объема

340 509

(128 336)

Прирост выручки за счет цены

137 174

143 551


Влияние изменения объема реализованной продукции на сумму выручки рассчитывается разностью между скорректированной выручкой и выручкой предыдущего периода. Прирост объемного фактора в выручке от продаж в 2008 г. составил 340509 тыс. руб. (11031384 - 690875), а в 2009 г. выручка потеряла 128336 тыс. руб. за счет снижения количества реализованной продукции.

Алгоритм расчета влияния факторов первого порядка на прибыль от реализации ООО «Автозаводстрой» представим в таблице 2.7.

Таблица 2.7 – Расчет влияния факторов первого порядка на прибыль от реализации за 2007-2009 гг., тыс.руб.

Факторы, влияющие на прибыль от продаж

Прирост прибыли за счет фактора

2008 г.к 2007 г.

2009 г. к 2008 г.

Изменение объема продаж

14 983

(9 112)

Изменение цены реализации

6 036

10 192

Изменение себестоимости

31 496

(10 593)

Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от продаж

52515

(9513)


Данные таблицы 2.7 показывают, что результаты расчета факторных влияний указывают на положительное воздействие всех исследуемых элементов в 2008 г. Наибольший прирост прибыли на 31496 тыс. руб. приходится на снижение себестоимости. За счет объема продаж прибыль ООО «Автозаводстрой» увеличилась на 14983 тыс. руб. В 2009 г. возможности роста прибыли не были полностью реализованы в результате снижения объема продаж в натуральном выражении (прибыль недополучила 9112 тыс. руб.) и роста себестоимости, отрицательное воздействие которой составило 10593 тыс. руб. Общее снижение прибыли от продаж в 2009 г. было получено за счет увеличения себестоимости, и снижения объемов продаж.

Тем не менее объективная оценка влияния себестоимости на прибыль за счет эффективного использования производственных ресурсов может быть дана при наличии информации об уровне и динамике затрат на единицу продукции.

Исходя из проведенного анализа, можно заключить, что общий подъем прибыли от реализации был вызван прямо или опосредованно ростом цены реализации, поэтому результаты деятельности не являются следствием активной деловой политики, конструктивных управленческих решений.

Далее проведем факторный анализ прибыли от продаж предприятия ООО «Автозаводстрой» (в числе факторов – элементы расходов).

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации представим в Приложениях Г –Д.

Факторы второго порядка (материальные, трудовые, амортизационные, прочие затраты) определяются аналогично.

Расчет влияния их на прирост прибыли от реализации представим в таблице 2.8.

Данные таблицы 2.8 позволяют сделать выводы о причинах снижения прибыли от продаж в 2009 году на 62028 тыс. руб. и определить возможные направления внутреннего анализа в целях более тщательного рассмотрения этих причин. Как следует из данных Приложения 5, все показатели ресурсоемкости в 2008 году (за исключением материалоемкости) увеличились. Это свидетельствует о том, что основной причиной снижения прибыли со стороны затрат явились именно материальные затраты, то есть их рост, опережающий рост выручки. Со стороны выручки негативного влияния на прибыль не выявлено (см. табл. 2.7), поскольку имеет место положительный прирост выручки за счет цен и объема производства. 

Таблица 2.8 – Расчет влияния факторов второго порядка на прибыль от реализации за 2007-2009 гг., тыс.руб.

Факторы, влияющие на прибыль от продаж

Прирост прибыли за счет фактора

2008 г.к 2007 г.

2009 г. к 2008 г.

Изменение объема продаж

14 983

(9 112)

Изменение цены реализации

6 036

10 192

Материалоемкость

(46 742)

36697

Зарплатоемкость

110958

(41371)

Амортизациоемкость

1168

(1184)

Ресурсоемкость по прочим расходам

(33888)

(4735)

Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от продаж

52515

(9513)


Дальнейший анализ позволяет количественно оценить влияние факторов. Так, расчеты показывают (см. табл. 2.8), что положительно повлияли на прибыль такие факторы, как объем производства (прирост прибыли за счет этого фактора составил 14983 тыс. руб.), цена (6036 тыс.руб.), зарплатоемкость (110958 тыс.руб.), амортизациоемкость (1168 тыс. руб.). Единственным фактором, отрицательно повлиявшим на прибыль в 2008 году была материалоемкость. Ее отрицательное влияние в размере 46742 тыс. руб. смогли компенсировать все перечисленные положительно повлиявшие факторы.

По данным Приложения Д, все показатели ресурсоемкости в 2009 году (за исключением материалоемкости) снизились. Положительно повлияли на прибыль такие факторы, как цена (10192 тыс. руб.), и материалоемкость. За счет более интенсивного использования материальных ресурсов прирост прибыли в 2009 г. составил 36697 тыс. руб. Уменьшающаяся доля трудовых затрат и амортизации в выручке от реализации говорит о снижении производительности труда.

Распределение чистой прибыли находится в исключительной компетенции общего собрания собственников компании (акционеров, участников) и не может осуществляться единоличным распоряжением руководителя организации. В соответствии с решением общего собрания о распределении чистой прибыли она может быть использована по направлениям, представленным на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 – Направления использования чистой прибыли организации

Анализ распределения прибыли предприятия ООО «Автозаводстрой» за период 2007 – 2009 гг. представим в таблице 2.9. 

Данные таблицы 2.9 свидетельствуют о том, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом чистая прибыль предприятия увеличилась на 39813 тыс. руб., по сравнению с 2009 годом она снизилась на – 19943 тыс.руб. Большая часть ее направляется в фонд накопления, предназначенный для финансирования развития материально-технической базы предприятия. Если в 2007 году эта доля составляла 51,9 %, то в 2009 году она увеличилась до 67,2%.

Таблица 2.9 – Анализ распределения прибыли предприятия

Показатель

Сумма, тыс.руб.

Структура, %

Абс.отклон.(+,-)

2007г

2008г

2009г

2007г

2008г

2009г

2008г. к 2007г.

2009г. к 2008г.

Чистая прибыль

4725

44538

24595

100

100

100

39813

-19943

Фонд накопления

2452

25253

16528

51,9

56,7

67,2

22801

-8725

Фонд потребления

2273

19285

8067

48,1

43,3

32,8

17012

-11218

Информация о работе Управление финансовыми результатами деятельности предприятия