Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - провести анализ кредиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определение сущности кредиторской задолженности и методы управления ею.
2. Провести анализ экономического положения ОАО «Лукойл».
3. По результатам анализа предложить мероприятия по управлению кредиторской задолженностью на предприятии.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы управления кредиторской задолженностью
1.1 Сущность кредиторской задолженности…………………………………….5
1.2 Виды кредиторской задолженности…………………………………………8
Глава 2. Анализ и управление кредиторской задолженностью организации
2.1 Сущность и основные этапы процесса управления кредиторской задолженностью……………………………………………………………….…12
2.2 Цели, задачи и источники анализа кредиторской задолженности предприятия………………………………………………………………...……18
2.3 Основные показатели, используемые для оценки кредиторской задолженности организации………………………………………………….…20
Глава 3. Пути совершенствования эффективности управления кредиторской задолженностью ОАО «Лукойл»
3.1 Анализ финансового состояния ОАО «Лукойл»………………………..…24
3.2 Прогнозирование долговых обязательств и оценка кредиторской задолженности ОАО «Лукойл»…………………………………………………28
3.2 Рекомендации по улучшению управления кредиторской задолженностью компании ОАО «Лукойл»…………………………………………………….…34
Заключение………………………………………………………………….……36
Список использованной литературы…………………………………………...38
2.2 Цели,
задачи и источники анализа
кредиторской задолженности
Анализ кредиторской задолженности, являясь важнейшей составной частью деятельности бухгалтерии и всей системы финансового менеджмента организации, позволяет ее руководству:
- определить, как изменилась
величина долговых
- оценить, оптимально ли соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, и если нет, как добиться его оптимальности, что для этого нужно сделать;
- определить и оценить
риск кредиторской
- найти рациональное
- прогнозировать состояние
долговых обязательств
Информация для анализа фактической величины кредиторской задолженности содержится в бухгалтерском балансе, в приложении к нему, в пояснительной записке и регистрах синтетического и аналитического учета. Кредиторская задолженность в балансе представлена общей суммой и в разрезе счетов учета расчетов, имеющих кредитовое сальдо.
Информация о величине
и структуре долговых обязательств
в бухгалтерском балансе
ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" обязывает предприятия раскрывать в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках дополнительные данные о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности. Кроме того, здесь должна быть приведена информация, полученная по результатам анализа соблюдения расчетно-платежной дисциплины, просроченных долговых обязательств, полноты перечисления налоговых и приравненных к ним платежей, уплаченных или подлежащих уплате штрафных санкций за неисполнение долговых обязательств, в том числе перед бюджетом.
Анализ задолженности – составная часть оценки ликвидности предприятия, его способности погашать свои обязательства. Для этого необходимо изучить и сопоставить объемы и распределение во времени денежных потоков, проанализировать тенденции изменения соотношения краткосрочной задолженности и общей суммы долговых обязательств, соотношения краткосрочных долгов и поступивших доходов. Тенденция роста этих показателей указывает на возможность возникновения проблем с платежеспособностью и ликвидностью предприятия. Косвенно такой вывод подтверждает и увеличение сроков расчетов с кредиторами.
Анализ кредиторской задолженности по данным финансовой отчетности предприятия включает:
- анализ динамики и
структуры долговых
- анализ оборачиваемости кредиторской задолженности;
- анализ влияния
долговых обязательств на
При анализе показателей, характеризующих долговые требования и обязательства, прежде всего, изучают их динамику, причины и давность возникновения, соответствие срокам исковой давности.
2.3 Основные показатели, используемые для оценки кредиторской задолженности организации
Для того чтобы оптимизировать кредиторскую задолженность необходимо определить ее "плановые" характеристики. Наиболее часто используемый коэффициент, связанный с оценкой кредиторской задолженности предприятия - это коэффициент ликвидности, который рассчитывается как отношение величины оборотного капитала к краткосрочным долговым обязательствам.
И первый и второй
показатели должны характеризовать
способность предприятия
1. они оперируют
такими понятиями как "
2. расчет производится, как правило, на дату баланса, или какой либо иной фиксированный момент, что не может в полной мере говорить о действительном состоянии ликвидности компании. Это связано с влиянием множества различных (в том числе и случайных) обстоятельств в какой-то определенный момент (например, на дату баланса предприятие получило "грант" или "дотацию", что не ведет к увеличению кредиторской задолженности , а на следующий день возвратило их). [13]
Устранить подобные
"недочеты" в системе анализа
состояния предприятия
В первом случае - например, проведение расчетов с использованием более дискретных значений (распределение задолженностей по месячным периодам или (если необходимо) недельным периодам).
Во втором случае - определять среднемесячное или среднегодовое значение коэффициента ликвидности и других аналогичных показателей.
Одним из наиболее оптимальных рамочных показателей здорового состояния компании можно назвать ситуацию, когда кредиторская задолженность не превышает дебиторскую. При этом, как мы уже отмечали, данное "непревышение" должно быть достигнуто в отношении как можно более дискретного ряда значений (сроков): годовая кредиторская задолженность должна быть не больше годовой дебиторской, месячная и 5-ти дневная кредиторская не более месячной и 5-ти дневной дебиторской соответственно и т. д.
При достижении данного "временного баланса" дебиторской и кредиторской задолженности, необходимо также достичь и "баланса их стоимости": то есть в данной ситуации процентные и прочие расходы, связанные с обслуживанием кредиторской задолженности (как минимум) не должны превышать доходы, вызванные выгодами, которые связаны с самим фактом отсрочки собственной дебиторской задолженности (при этом "нормальный" размер наценки в расчет не принимается).
Для того, чтобы определить степень зависимости компании от кредиторской задолженности необходимо рассчитать несколько следующих показателей.
Коэффициент зависимости предприятия от кредиторской задолженности рассчитывается как отношение суммы заемных средств к общей сумме активов предприятия. Этот коэффициент дает представление о том, на сколько активы предприятия сформированы за счет кредиторов.
Коэффициент самофинансирования предприятия рассчитывается, как отношение собственного капитала (части уставного фонда) к привлеченному. Данный показатель позволяет отслеживать не только процент собственного капитала, но и возможности управления всей компанией.
Баланс задолженностей определяется как отношение суммы кредиторской задолженности к сумме дебиторской задолженности. Данный баланс следует составлять с учетом сроков двух этих видов задолженностей. При этом желательный уровень соотношения во многом зависит от той стратегии, которая принята на предприятии (агрессивная, консервативная или умеренная).
Описанные выше экономические показатели дают, в основном, количественную оценку кредиторской задолженности. Для более полного анализа состояния кредиторской задолженности, следует дать и качественную характеристику данных пассивов.
Коэффициент времени. Определяется как отношение средневзвешенного показателя срока погашения кредиторской задолженности к средневзвешенному показателю срока оплаты по дебиторской задолженности. При этом средний срок погашения кредиторской задолженности необходимо удерживать на уровне не ниже, чем те усредненные сроки, которые должны соблюдать дебиторы предприятия.
Коэффициент рентабельности кредиторской задолженности. Данный показатель характеризует эффективность привлеченных средств и его особенно целесообразно анализировать по периодам. При этом должна быть определена зависимость динамики изменений этого коэффициента от тех основных факторов, которые повлияли на его рост или снижение (изменения сроков возврата, структуры кредиторов, средних размеров и стоимости кредиторской задолженности и т.д.).
Управление кредиторской задолженностью предполагает применение организацией наиболее подходящих и выгодных форм и сроков расчетов с контрагентами, и в самых общих чертах сводится к сохранению финансовой стабильности фирмы при снижении дефицита оборотных средств.[3,c.273]
Эффективное управление долгами компании во многом определяется избирательным подходом к контрагентам и гибкой системой расчетов с ними.
Глава 3. Пути совершенствования эффективности управления кредиторской задолженностью ОАО «Лукойл»
3.1 Анализ
финансового состояния ОАО «Лук
Определение границ
финансовой устойчивости предприятий
относится к числу наиболее важных
экономических проблем в
Для оценки финансовой устойчивости предприятия необходим анализ его финансового состояния. Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.
Бизнес ОАО «Лукойл» ориентирован прежде всего на внутренний рынок. Имея основу в секторе нефтепереработки и сбыта, компания последовательно наращивает активы и распространяет свою деятельность на смежные отрасли – разведки и добычи, транспорта и перевалки нефти и нефтепродуктов. Сильной стороной компании является то, что она располагает развитыми сетями оптового и розничного сбыта, которые способны гарантировать различным категориям потребителей целый комплекс услуг. Этот фактор при растущем платежеспособном спросе на нефтепродукты придает НК «Лукойл» устойчивость на рынке, обеспечивает эффективность ее деятельности.
Чтобы закрепить
конкурентные преимущества, расширить
свою долю рынка за счет повышения
качества товаров и услуг при
одновременном снижении затрат, мы
последовательно реализуем
Менеджмент объединенной компании уделяет непрестанное внимание повышению инвестиционной привлекательности компании, прозрачности бизнеса и его соответствию высоким стандартам. Компания нацелена на динамичный качественный рост в интересах всех своих акционеров и привержена интересам развития регионов своей деятельности.
Таблица 1
Размер и структура капитала компании за 2011 г.
Наименование показателя |
Сумма, тыс.руб. |
Размер уставного капитала |
21 264 |
Размер резервного капитала |
3 191 |
Размер добавочного капитала |
12 625 131 |
Размер нераспределенной чистой прибыли |
315 531 872 |
Общая сумма капитала |
328 181 458 |
Цель анализа состоит в том, чтобы оценить финансовое состояние предприятия, а так же в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на улучшение кредитной политики организации. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу.
Таблица 2
Оценка структурных показателей
Показатели |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
Нормативн. Значения |
Коэф. самофинансирования (в %) |
23,35 |
24,56 |
54,23 |
55,46 |
60-70 |
Коэф. зависимости |
0,81 |
0,8 |
0,65 |
0,64 |
0,1-0,3 |
Из таблицы видно, что коэффициент самофинансирования в отчетном году равен 55. Это означает, что объем собственных источников финансирования развития производства хозяйствующего субъекта в 59 раз превышает объем привлеченных средств. Рост коэффициента самофинансирования на 32,11 ед. (с 23,35 до 55,46) свидетельствует о повышении уровня самофинансирования на 137,52 %.
Информация о работе Управление кредиторской задолженностью фирмы на примере ОАО "Лукойл"