Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основ управления оборотными активами предприятия. В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
– Изучение управления запасами;
– Изучение управления дебиторской задолженностью;
– Изучение управления денежными активами.
Объектом исследования являются оборотные активы предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Управление запасами…………………………………………………………..4
2. Управление дебиторской задолженностью………………………………….11
3. Управление денежными активами…………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы
Таким образом, в процессе управления запасами должны быть заранее предусмотрены меры по ускорению вовлечения их в непосредственный операционный процесс. Это обеспечивает высвобождение части финансовых ресурсов, а также снижение размера потерь товарно-материальных ценностей в процессе их хранения.
2. Управление дебиторской задолженностью
Политика
управления дебиторской
В условиях конкуренции многие предприятия вынуждены производить продажу товара с отсрочкой платежей. Дебиторская задолженность – это сумма требований, предъявляемых предприятием к своим дебиторам на определенную дату. Дебиторы - юридические и физические лица, которые имеют задолженность перед данным предприятием. Возникновение дебиторской задолженности в системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.
Объем дебиторской
задолженности зависит от
В современной
хозяйственной практике
- задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил;
- задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в срок;
- задолженность по векселям полученным;
- задолженность по расчетам с бюджетом;
- задолженность по расчетам с персоналом;
- прочие виды дебиторской задолженности. [3, с. 362]
Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью:
Этап 1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде.
Основной
задачей этого анализа
Сначала
оценивается уровень
КОАдз = ДЗ / ОА, где
ДЗ – общая
сумма дебиторской
ОА – общая
сумма оборотных активов
Затем определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество её оборотов рассматриваемом периоде.
Средний
период инкассации дебиторской
задолженности характеризует
ПИдз = ДЗср / Оо, где
ДЗср - средний остаток дебиторской задолженности предприятия;
Оо - сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода:
КОдз = ОР / ДЗср,
ОР - общая сумма оборота по реализации
продукции в рассматриваемом периоде;
ДЗср - средний остаток
дебиторской задолженности организации
(в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом
периоде.
После этого оценивается состав дебиторской задолженности организации по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
Затем подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:
КПдз = ДЗпр / ДЗ, где
ДЗпр - сумма дебиторской
задолженности, неоплаченной в предусмотрен-ные
сроки; ДЗ — общая сумма дебиторской задолженности
организации;
ВПдз = ДЗпр / Оо, где
ДЗпр - средний остаток
дебиторской задолженности, неоплаченной
в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом
периоде;
Оо - сумма однодневного
оборота по реализации в рассматриваемом
периоде.
После этого определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности):
Эдз = Пдз - ТЗдз - ФПдз, где
Пдз - дополнительная прибыль
организации, полученная от увеличения
объема реализации продукции за счет предоставления
кредита;
ТЗдз - текущие затраты организации,
связанные с организацией кредитования
покупателей и инкассацией долга;
ФПдз - сумма прямых финансовых
потерь от невозврата долга покупателями.
Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность:
Кэдз = Эдз / ДЗрп, где
Эдз - сумма эффекта, полученного
от инвестирования средств в дебиторскую
задолженность по расчетам с покупателями
в определенном периоде;
ДЗрп - средний остаток
дебиторской задолженности по расчетам
с покупателями в рассматриваемом периоде.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации.
Этап 2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.
В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.
В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:
Реализация продукции в кредит осуществляется в форме товарного (коммерческого) и потребительского кредитов.
Товарный (коммерческий) кредит представляет
собой форму оптовой
Потребительский
кредит (в товарной форме)
Выбор
форм реализации продукции в
кредит определяется
Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к её осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции: консервативный, умеренный и агрессивный.
Консервативный
тип кредитной политики
Умеренный
тип кредитной политики
Агрессивный
тип кредитной политики
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.
Этап 3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и
потребительскому кредиту.
При расчете этой суммы необходимо учитывать:
Расчет необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в