Управление оборотными активами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основ управления оборотными активами предприятия. В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
– Изучение управления запасами;
– Изучение управления дебиторской задолженностью;
– Изучение управления денежными активами.
Объектом исследования являются оборотные активы предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Управление запасами…………………………………………………………..4
2. Управление дебиторской задолженностью………………………………….11
3. Управление денежными активами…………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы

Файлы: 1 файл

Танюхин.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в процессе управления запасами должны быть заранее предусмотрены меры по ускорению вовлечения их в непосредственный операционный процесс. Это обеспечивает высвобождение части финансовых ресурсов, а также снижение размера потерь товарно-материальных ценностей в процессе их хранения.

2. Управление  дебиторской задолженностью

    Политика  управления дебиторской задолженностью  представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера задолженности и обеспечении своевременной её инкассации.

    В  условиях конкуренции многие предприятия вынуждены производить продажу товара с отсрочкой платежей. Дебиторская задолженность – это сумма требований, предъявляемых предприятием к своим дебиторам на определенную дату. Дебиторы - юридические и физические лица, которые имеют задолженность перед данным предприятием. Возникновение дебиторской задолженности в системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

    Объем дебиторской  задолженности зависит от многих  факторов: объема производства, вида продукта, емкости рынка, степени его наполняемости продукцией, системы расчетов с покупателями, их финансового состояния и т.д.

    В современной  хозяйственной практике дебиторская  задолженность классифицируется  по следующим видам:

- задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых  не наступил;

- задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в  срок;

- задолженность по векселям  полученным;

- задолженность по расчетам  с бюджетом;

- задолженность по расчетам  с персоналом;

- прочие виды  дебиторской задолженности. [3, с. 362]

    Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью:

  1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде.
  2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям.
  3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредитам.
  4. Формирование системы кредитных условий.
  5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.
  6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.
  7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
  8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

Этап 1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде.

    Основной  задачей этого анализа является  оценка уровня и состава дебиторской  задолженности предприятия, а  также эффективности инвестированных  в неё финансовых средств. Анализ  дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредитов.

    Сначала  оценивается уровень дебиторской  задолженности предприятия и  его динамика в предшествующем  периоде. Оценка этого уровня  осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность:

КОАдз = ДЗ / ОА, где

ДЗ – общая  сумма дебиторской задолженности  предприятия;

ОА – общая  сумма оборотных активов предприятия.

    Затем  определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество её оборотов рассматриваемом периоде.

    Средний  период инкассации дебиторской  задолженности характеризует роль  в фактической продолжительности  финансового и общего операционного  цикла предприятия:

ПИдз = ДЗср / Оо, где

ДЗср - средний остаток дебиторской задолженности предприятия;

Оо - сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

Количество  оборотов дебиторской задолженности  характеризует скорость обращения  инвестированных в нее средств в течение определенного периода:

КОдз = ОР / ДЗср, 
ОР - общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде; 
ДЗср - средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.

После этого оценивается состав дебиторской задолженности организации по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

Затем подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:

  • коэффициент просроченности дебиторской задолженности:

КПдз = ДЗпр / ДЗ, где 
ДЗпр - сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотрен-ные сроки; ДЗ — общая сумма дебиторской задолженности организации;

  • средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности:

ВПдз = ДЗпр / Оо, где 
ДЗпр - средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде; 
Оо - сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.

    После этого определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности):

Эдз = Пдз - ТЗдз - ФПдз, где

Пдз - дополнительная прибыль организации, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита; 
ТЗдз - текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга; 
ФПдз - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

    Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность:

Кэдз = Эдз / ДЗрп, где 
Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде; 
ДЗрп - средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

    Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации.

Этап 2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.

    В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

  • в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
  • какой тип кредитной политики следует избрать организации.

   Реализация продукции в кредит  осуществляется в форме товарного (коммерческого) и потребительского кредитов.

    Товарный (коммерческий) кредит представляет  собой форму оптовой реализации  продукции её продавцом на  условиях отсрочки платежа, если  т акая отсрочка превышает  обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.

    Потребительский  кредит (в товарной форме) представляет  собой форму розничной реализации  товаров покупателям (физическим  лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.

    Выбор  форм реализации продукции в  кредит определяется отраслевой  принадлежностью предприятия и  характером реализуемой продукции.

    Тип кредитной  политики характеризует принципиальные подходы к её осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции: консервативный, умеренный и агрессивный.

    Консервативный  тип кредитной политики предприятия  направлен на минимизацию кредитного  риска. Такая минимизация рассматривается  как приоритетная цель в осуществлении  его кредитной деятельности. Осуществляя  этот тип кредитной политики, предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

    Умеренный  тип кредитной политики предприятия  характеризует типичные условия её осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

    Агрессивный  тип кредитной политики предприятия  приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

    В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

  • современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
  • общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
  • сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;
  • потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
  • правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
  • финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
  • финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

    Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

Этап 3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и

потребительскому кредиту.

    При расчете этой суммы необходимо учитывать:

  • планируемые объемы реализации продукции в кредит;
  • средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита;
  • средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде);
  • коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

    Расчет необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в

Информация о работе Управление оборотными активами