Управление пассивными операциями в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы является раскрытие специфики формирования различных видов пассивов, их индивидуальных экономических особенностей, обоснование оптимизации их структуры для снижения риска потери ликвидности при использовании в активных операциях. Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи: - охарактеризовать сущность банковских пассивов и пассивных операций банка; - рассмотреть банковские пассивы с точки зрения источников формирования и, используя индивидуальный подход, проанализировать их;
- раскрыть механизмы формирования банковских пассивов с учетом как их особенностей, так и особенностей экономического поведения вкладчиков и кредиторов банка;

Содержание работы

Введение
Глава 1.Теоретические основы проведения пассивных операций коммерческими банками
1.1.Основные характеристики пассивных банковских операций
1.2.Классификация и анализ пассивных операций коммерческих банков
1.3.Организация депозитной политики коммерческого банка
Глава 2.Анализ и оценка пассивных операций на примере «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ОАО)
2.1.Общая информация «Азиатско-Тихоокеанского банка» (ОАО)
2.2.Анализ пассивных операций «Азиатско-Тихоокеанского банка» (ОАО)
Глава 3. Методы управления пассивами
3.1. Основные направления управления пассивами
3.2 Предложения по совершенствованию управления пассивами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1 глава.docx

— 65.66 Кб (Скачать файл)

К источникам заемных ресурсов коммерческих банков относится также  выпуск последними на национальном и международном рынках долговых ценных бумаг: облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов.

Еще один источник ресурсов, связанный с рынком ценных бумаг, - операции РЕПО. РЕПО - это продажа  банком ценных бумаг на условиях их обратного выкупа. Банк заключает  одновременно две сделки: первую - на продажу ценных бумаг в определенный срок по определенному курсу, вторую - на покупку этих бумаг через  определенный срок по фиксированному курсу.

1.2 Классификация и анализ пассивных операций коммерческих банков

Пассивные операции играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именно с их помощью банки  приобретают кредитные ресурсы  на рынке.

Существует четыре формы  пассивных операций коммерческих банков:

1. первичная эмиссия ценных  бумаг коммерческого банка.

2. отчисления от прибыли  банка на формирование или  увеличение фондов.

3. получение кредитов  от других юридических лиц.

4. депозитные операции.

Пассивные операции позволяют  привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые  же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных  операций.

С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов - собственные ресурсы. Следующие  две формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов - заемные, или привлеченные, кредитные  ресурсы.

В широком смысле управление пассивами - это общий контроль и  координация источников, формирующих  ресурсы банка. Основное место здесь  занимают привлеченные депозиты и другие средства, которые он непрерывно заимствует на финансовых рынках. Состав депозитов  предполагает их деление на бессрочные, сберегательные и срочные. Анализ изменений структуры межбанковских депозитов дает представление о степени активности банка в отношениях с корреспондентами, в том числе и рейтинг анализируемого банка.

Коммерческие банки, как  правило, определяют лимит размещаемых  средств для каждого кредитного института. Сокращение депозитов в балансе анализируемого банка (если при этом еще увеличивается их количество) отражает снижение его престижа в банковской системе. Изменение объема денежных средств, привлекаемых на текущие и сберегательные счета, а также в срочные вклады, отражает динамику ликвидности баланса банка с позиций пассива. Прирост срочных депозитов меньше способствует росту доходности по операциям, однако повышает ликвидные позиции банка. Рост текущих и сберегательных счетов отражает обратную тенденцию.

При проведении анализа необходимо определить изменения объема постоянного  капитала с учетом выполняемых им функций, к которым относятся:

1) предохранительная, обусловленная тем, что капитал защищает

банк и вкладчиков от банкротства путем устранения различного вида потерь;

2) ограничительная, связанная с установлением границ ссудной деятельности;

3) оценочная, позволяющая  проанализировать относительную  прибыльность банка со стороны  внешних участников рынка.

Собственный капитал банка  состоит из: акционерного либо паевого  капитала, резервных либо страховых  фондов, фондов специального назначения, нераспределенной прибыли.

Увеличение размера собственных  средств, как основной части постоянного  капитала, является необходимым условием расширения сферы деятельности банка  и роста объема его операций. Источниками  являются:

1) нераспределенная прибыль;

2) эмиссия новых акций.

Основное внимание при  анализе управления банковским капиталом  должно уделяться его классификации, оценке состава и структуры.

В мировой банковской практике при классификации капитала используют следующие его определения: уровень 1 (стержневой капитал), включающий в  себя обыкновенные акции, бессрочные привилегированные  акции, минус нематериальные активы ("гудвилл"), уровень 2 (дополнительный капитал), включающий в себя резерв на покрытие убытков от ссуд, долгосрочные привилегированные акции, подчиненный долгосрочный долг. Итого капитал будет равен:

уровень 1+уровень 2.

Уровень 1 должен по меньшей мере составлять 50 процентов от общей суммы капитала.

Данное определение позволяет  классифицировать капитал следующим  образом:

1) хорошо капитализирован:  итого капитал превышает 10 процентов  активов, взвешенных по уровню  риска;

2) адекватно капитализирован:  итого капитал превышает 8 процентов  активов, взвешенных по уровню  риска, но меньше чем 10 процентов;

3) недокапитализированный: итого капитал меньше чем 8 процентов активов, взвешенных по уровню риска, но превышает 6 процентов;

4) значительно недокапитализированный: итого капитал меньше чем 6 процентов активов, взвешенных по уровню риска: коэффициент левереджа (относительное соотношение долга и капитала в структуре пассивов ниже 3 процентов, но выше 2 процентов;

5) критически недокапитализированный: коэффициент левереджа падает ниже 2 процентов активов.

При этом капитал должен соответствовать следующим минимальным  требованиям:

1) коэффициент левереджа: капитал 1 уровня должен превышать 3 процента от итого активов;

2) коэффициент взвешенных  рисков: капитал уровня 1+уровня 2 должен  превышать 8 процентов от активов,  взвешенных по уровню рисков.

1.3 Организация депозитной политики коммерческого банка

Привлечение денежных ресурсов и их последующее размещение являются основными формами деятельности коммерческого банка. Сформированный на платной основе фонд средств используется для вложения в активные инструменты. Пассивные операции, таким образом, носят первичный характер по отношению к большей части операций банка, направленных на получение доходов. В этой связи привлеченные средства должны рассматриваться как самостоятельный объект банковской политики.

Таким образом, управление привлеченными  средствами является важной составляющей деловой политики банка. Однако вопросы, связанные с исследованием теоретических  основ этой сферы деятельности, в  научной литературе разработаны  недостаточно. Особенно это касается понятия депозитной политики банка  как составного элемента стратегии  управления пассивами.

К определению сущности сберегательной политики нельзя подойти однозначно. Сущность сберегательной политики и  ее цели изменяются в зависимости  от ее субъекта. Поэтому можно различать  сберегательную политику государства, коммерческих банков и самих сберегателей.

Сберегательная политика коммерческого банка представляет собой стратегию и тактику  банка по привлечению сбережений населения на возвратной основе. Сберегательная политика банка должна включать:

– разработку стратегии  для осуществления деятельности банка по привлечению сбережений, основанную на всестороннем исследовании рынка, то есть анализ окружающей среды, рынка сбережений, места и роли банка на этом рынке, диагностика  и прогнозирование

– формирование тактики  банка по разработке, предложению  и продвижению новых банковских продуктов для сберегателей (в области товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики);

– реализацию разработанной  стратегии и тактики;

– контроль реализации политики и оценку ее эффективности;

– мониторинг деятельности банка по привлечению сбережений населения.

Таким образом, сберегательная политика должна строиться по маркетинговым  принципам. Далее разделим сберегательную политику на четыре маркетинговых составляющих:

1) политика в области  продукта (ассортимент депозитов  и их объем);

2) ценовая (процентная) политика  банка по депозитам;

3) политика в области  сбыта;

4) коммуникационная политика.

Далее рассмотрим этапы формирования депозитной политики коммерческого  банка. Весьма важным является исследование вопросов формирования и реализации механизма депозитной политики коммерческого  банка, поскольку от эффективности  его функционирования во многом зависит  успешное выполнение целей и задач, которые ставятся банком в процессе разработки и проведения депозитной политики.

На основе анализа сложившейся  практики проведения банками депозитных операций предложена схема формирования депозитной политики коммерческого  банка, которая представлена на рисунке 1.11.

 


 



 



 



 

 

Рисунок 1.1 – Схема формирования депозитной политики коммерческого  банка2

Каждый из этапов формирования депозитной политики коммерческого  банка тесно связан с остальными и является обязательным для формирования оптимальной депозитной политики и  правильной организации депозитного  процесса. В связи с этим можно  выделить следующие направления  депозитной политики коммерческого  банка:

- Постановка целей и  определение задач проводимой  депозитной политики;

- Выделение соответствующих  подразделений и распределение  полномочий сотрудников банка;

- Разработка необходимых  процедур привлечения ресурсов;

- Организация контроля  и управления в процессе осуществления  депозитных операций;

– анализ депозитного рынка;

– определение целевых  рынков для минимизации депозитного  риска;

– минимизация расходов в процессе привлечения средств;

– оптимизация управления депозитным и кредитным портфелем;

– поддержание ликвидности  банка и повышение его устойчивости.

В этой связи следует уделить  внимание некоторым принципам депозитной политики коммерческого банка. Наглядно они изображены на рисунке 1.2.

 


 


 





 






Рисунок 1.2. Принципы формирования депозитной политики коммерческого  банка.

Анализ сложившейся практики свидетельствует, что формирование депозитной базы любого коммерческого  банка, как процесс сложный и трудоемкий, связан с большим количеством проблем как субъективного, так и объективного характера.

К субъективным проблемам  относятся такие, как:

1) масштабы деятельности  и слабая капитальная база  российских коммерческих банков;

2) отсутствие заинтересованности  руководства банка в привлечении  средств клиентов, особенно населения, что продиктовано тактическими и стратегическими целями и задачами банка;

3) недостаточный уровень  и качество высшего и среднего  менеджмента;

4) отсутствие в большинстве  российских банков научно-обоснованной  концепции проведения депозитной  политики;

5) недостатки в организации  депозитного процесса: отсутствие  соответствующего подразделения  в банке; низкий уровень постановки  маркетинговых исследований депозитного  рынка; ограниченный спектр предлагаемых  депозитных услуг и т.д.

Среди объективных факторов выделяются следующие:

1) прямое и косвенное  воздействие государства и государственных  органов;

2) влияние макроэкономики, воздействие мировых финансовых  рынков на состояние российского  денежного рынка;

3) межбанковская конкуренция;

4) состояние денежного  и финансового рынка России;

Роль Центрального банка  РФ в качестве регулирующего органа в последние пять-шесть лет  особенно сильно проявилась в вопросах установления ставки рефинансирования и норм обязательного резервирования для коммерческих банков. Изменения  ставки рефинансирования не позволяют  банку точно прогнозировать и  планировать свою деятельность в  области управления активами и пассивами  на долгосрочную перспективу и делают операции с долгосрочными пассивами (особенно с фиксированной ставкой) достаточно рискованными.

Отрицательное воздействие  на структуру ресурсной базы кредитной  организации оказывает растущая зависимость от крупных межбанковских  кредитов, поскольку межбанковский  кредит не способствует диверсификации рисков по депозитным операциям.

В целях совершенствования  депозитной политики коммерческого  банка необходимо следующее:

Информация о работе Управление пассивными операциями в коммерческом банке