Управление прибылью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Прибыль, важнейшая экономическая категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия.
Поэтому одной из задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. Существенно растет и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________________3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ______________________5
1.1. Сущность понятия прибыли и экономический механизм
ее образования и распределения__________________________________________5
1.2. Методика анализа формирования и распределения прибыли_____________12
1.3. Факторы, влияющие на прибыль предприятия_________________________16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «СИТ»____________________________21
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «СИТ»21
2.2. Анализ действующей системы образования прибыли ООО «СИТ»________25
2.3. Анализ практики распределения прибыли ООО «СИТ»__________________30
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «СИТ»__________36
3.1. Предлагаемый механизм оптимизации процесса формирования
прибыли ООО «СИТ»_________________________________________________36
3.2. Рекомендации по совершенствованию распределения прибыли ООО «СИТ»41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________________44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ______________________________________________46

Файлы: 1 файл

прибыль.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия определяются ежемесячно на основании данных бухгалтерского учета.

Механизм воздействия  финансов на хозяйство, на его экономическую  эффективность находится не в  самом производстве, а в распределительных  денежных отношениях. Характер их воздействия на производство зависит от того, насколько конкретная система распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективным потребностям общества, уровню развития производственных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого конкретного работника.

 Распределение прибыли  является составной и неразрывной  частью общей системы распределительных  отношений и, пожалуй, наравне  с распределением дохода физических  лиц, самой главной.

Непосредственно после  завершения процесса формирования финансовых результатов начинается процесс распределения прибыли на централизованные и децентрализованные фонды.

Распределение прибыли - это направление прибыли на расширение производства, на удовлетворение социальных нужд работников, на их материальное поощрение, на формирование доходов бюджета, а также централизованных фондов и резервов вышестоящих органов. Объектом распределения является валовая (балансовая) прибыль предприятия.

Централизованные фонды  денежных средств представляют собой  платежи в бюджет и отчисления в фонды, создаваемые вышестоящей организацией.

Децентрализованные фонды  денежных средств предназначены  для удовлетворения собственных  потребностей предприятия.

Различают валовую (или  балансовую) прибыль и чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется как разность между суммой валовой прибыли и суммой налогов, отчислений, штрафных санкций и других платежей, направляемых в бюджет; передаваемых вышестоящей организации; уплачиваемых банкам в качестве процентов за кредит; а также суммой командировочных, представительских и других расходов, произведенных сверх установленных норм.

Чистая прибыль предприятия  распределяется ежеквартально нарастающим  итогом с начала года в соответствии с финансовым планом на резервные фонды. Иногда часть средств перечисляется вышестоящим органам с целью создания централизованных фондов и резервов.

Оставшаяся после распределения  часть чистой прибыли называется нераспределенной прибылью и служит, как правило, в качестве источника пополнения оборотных средств предприятия до принятия решения о ее распределении.

В целом процесс формирования и распределения прибыли на предприятии представлен на рисунке.1.1.

 

 Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов






      

     


 



    


       


 

 


 

 


 

 

 

 





 

 

Рисунок 1.1. Формирование и распределение прибыли предприятия

 

 

 

 

 

 

    1. Методика анализа формирования и распределения прибыли

Методика анализа формирования и распределения прибыли является неотъемлемой частью общей методики финансового анализа, основная цель которого – получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Цель анализа достигается  в результате решения определенного  взаимосвязанного набора аналитических задач.

Исходной базой анализа  формирования и распределения прибыли  являются данные бухгалтерского учета  и отчетности. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов  деятельности предприятия представлены в форме № 2 « Отчет о прибылях и убытках». К ним относятся:

    • прибыль от реализации продукции;
    • прибыль от прочей реализации;
    • доходы и расходы от внереализационных операций;
    • балансовая прибыль;
    • налогооблагаемая прибыль;
    • чистая прибыль и др.

Аналитический просмотр этих данных должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, то есть, с необходимой для анализа степенью агрегирования.

Практика финансового  анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них:

    • горизонтальный анализ;
    • вертикальный анализ;
    • трендовый анализ;
    • метод финансовых коэффициентов;
    • сравнительный анализ;
    • факторный анализ.

Горизонтальный (временной) анализ представляет собой сравнение  каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ – определяет структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ – это  сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение трендов, то есть основных тенденций динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Анализ относительных  показателей – это расчет отношений  данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственное  сравнение по отдельным показателям  фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ – это  анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования, причем факторный анализ может быть как прямым (собственно, анализ), то есть заключающемся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Методика анализа формирования и распределения прибыли включает в качестве обязательных элементов  применение всех перечисленных методов  анализа.

Главенствующие методы, применяемые для анализа формирования и распределения прибыли – это количественные методы финансово-экономического анализа. Их классификация может быть представлена следующим образом:

  • статистические методы, включающие:
  • метод статистического наблюдения – запись информации по определенным принципам и с определенными целями,
  • метод абсолютных и относительных показателей (коэффициентов),
  • метод расчета средних величин – средних арифметических простых, взвешенных, геометрических,
  • метод рядов динамики – определение абсолютного прироста, относительного прироста, темпов роста, темпов прироста,
  • метод сводки и группировки экономических показателей по определенным признакам,
  • метод сравнения – с конкурентами, с нормативами, в динамике,
  • метод индексов – влияние факторов на сравниваемые показатели,
  • метод детализации,
  • графические методы.
  • Бухгалтерские методы, включающие:
  • метод двойной записи,
  • метод бухгалтерского баланса,
  • прочие методы.
  • Экономико-математические методы, включающие:
  • методы элементарной математики,
  • классические методы математического анализа – дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление,
  • методы математической статистики – изучение одномерных и многомерных статистических совокупностей,
  • эконометрические методы – статистическое оценивание параметров экономических зависимостей,
  • методы математического программирования – оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование, блочное и динамическое программирование,
  • методы исследования операций – теория игр, теория расписания, методы экономической кибернетики,
  • эвристические методы,
  • методы экономико-математического моделирования и факторного анализа.

Наиболее часто при  проведении анализа формирования и  распределения прибыли применяют  статистические и бухгалтерские  методы. В последнее время широкое  распространение получило определение экономической прибыли предприятия и проведение факторного анализа показателей прибыли и рентабельности предприятия, основанных на применении экономико-математических методов.

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.

Анализ финансовых результатов  деятельности организации включает:

  1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ).
  2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ).
  3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).
  4. Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

На величину прибыли  организации оказывают влияние  разные факторы. По сути, это все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. Другие оказывают косвенное влияние через какие-либо показатели.

    1. Факторы, влияющие на прибыль предприятия

 

Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности  предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

К внешним условиям можно  отнести инфляцию, изменения в  законодательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников.

Структура спроса населения  на товары и услуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индексации реальных доходов населения (размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к снижению объема продажи товаров.

Внутренние условия  деятельности предприятия также  влияют на формирование прибыли. Так, в  связи с увеличением (или сокращением) количества работников возрастают (снижаются) затраты на оплату труда и социальные нужды, что в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение) валовой прибыли и соответственно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на прежнем уровне или измениться незначительно.

Прибыль является синтетическим  показателем, ее исследования должны носить системный характер. Это означает, что совокупность факторов, влияющих на прибыль, представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов. К подсистеме образующих факторов, от которых зависит формирование валовой прибыли, относятся валовой доход, прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества, сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям. Другую подсистему образуют взаимовлияющие факторы. На формирование прибыли от реализации товаров влияют те же факторы, что и на валовой доход и издержки обращения.

          Основными взаимовлияющими факторами являются: объем продажи товаров, розничные цены на реализуемые товары, издержки обращения, оборачиваемость и состав оборотных средств (оборотного капитала), фондовооруженность работников, налогоемкость предприятия, численность работников. К подсистеме взаимовлияющих факторов можно отнести элементы, которые традиционно не включаются при исчислении валовой (балансовой) прибыли, но фактически являются составляющими экономической прибыли. Это группа расходов предприятия, не учитываемых в издержках обращения, но относимых на прибыль, которая остается в распоряжении предприятия. Одним из факторов, снижающих величину экономической прибыли, является изъятие средств у предприятия за допущенные нарушения налогового законодательства.                    

          Разделив подсистему взаимовлияющих факторов на отдельные элементы показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и приемов экономико-математического анализа. Сначала определяется степень зависимости между каждым фактором и прибылью, а затем оценивается их комплексное влияние.  
          Для выявления степени воздействия того или иного взаимовлияющего фактора на величину прибыли можно применить метод комплексного анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности. При этом в совокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующие ресурсы, затраты и конечные результаты. Затраты возникают в ходе целенаправленного потребления ресурсов. Можно сказать, что ресурсы трансформируются через затраты в конечные результаты хозяйственной деятельности.  
            При использовании метода комплексного анализа исходят из того, что рост значения любого взаимовлияющего фактора должен вызвать адекватный рост другого. 
Развитие предприятия возможно при следующих необходимых условиях:

Информация о работе Управление прибылью