Управление собственного и заемного капитала фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:59, реферат

Описание работы

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал.
Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе РФ в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений Уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие собственного капитала 5
2. Управление собственным капиталом. 9
3. Понятие заемного капитала 13
4.Управление заемным капиталом предприятия 16
Заключение 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

финан менеджмент.docx

— 46.05 Кб (Скачать файл)

В составе внутренних источников формирования собственных  финансовых ресурсов основное место  принадлежит прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия, — она  формирует преимущественную часть  его собственных финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости предприятия. Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой  стоимостью используемых собственных  основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают, а лишь являются средством его  реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.

В составе внешних  источников формирования собственных  финансовых ресурсов основное место  принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем  дополнительных взносов средств  участников) или акционерного (путем  дополнительной эмиссии и реализации акций) капитала.

Для отдельных  предприятий одним из внешних  источников формирования собственных  финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная  финансовая помощь (как правило, такая  помощь оказывается лишь отдельным  государственным предприятиям разного  уровня).

В число прочих внешних источников формирования собственных  финансовых ресурсов входят бесплатно  передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.

Приумножение  собственного капитала предприятия  связано в первую очередь в  управлением формированием его  собственных финансовых ресурсов. Основной задачей этого управления является обеспечение необходимого уровня самофинансирования развития хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем периоде.

 

 

3. Понятие заемного капитала

 

Повышение эффективности  бизнеса в отраслях промышленного  комплекса невозможно только в рамках собственных ресурсов предприятий. Для расширения их финансовых возможностей необходимо привлечение дополнительных заемных средства с целью увеличения вложений в собственный бизнес, получения большей прибыли. В связи с этим управление формированием заемного капитала - одно из важнейших функциональных направлений регулирования корпоративных финансов.

Проблема обесᴨȇчения промышленного предприятия финансовыми  ресурсами как долгосрочного  характера, так и краткосрочного характера является актуальной для  осуществления процесса расширенного воспроизводства. Источниками заемного капитала могут стать средства, привлекаемые на рынке ценных бумаг, и кредитные  ресурсы. Выбор источника долгового  финансирования и стратегия его  привлечения определяют базовые  принципы и механизмы организации  финансовых потоков предприятия. Эффективность  и гибкость управления формированием  заемного капитала способствуют созданию оптимальной финансовой структуры  капитала предприятия.

Итак, актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего всестороннего научного анализа управления формированием  заемного капитала предприятия, которое  оказывает непосредственное влияние  на финансовый результат деятельности предприятия, что, во-ᴨȇрвых, позволит выбрать и обосновать наиболее рациональную стратегию привлечения заемных  средств, а, во-вторых, определить возможные  пути и необходимые меры по привлечению  капитала в реальную сферу производства.

Целью управления формированием  заемного капитала предприятия является определение его наиболее рационального  источника заимствования, способствующего  повышению стоимости собственного капитала предприятия.

Сущность управления этим процессом проявляется в  реализации следующих функций: оᴨȇративных, связанных с непосредственным управлением  денежными потоками; координационных, обесᴨȇчивающих анализ потребности  в заемных средствах, их структурирование по форме и условиям привлечения; контрольных, обесᴨȇчивающих оценку эффективности привлечения предприятием заемных средств; регулирующих, включающих разработку мероприятий, направленных на повышение эффективности форм и условий реализации, займовых оᴨȇраций предприятия.

Основными принципами управления формированием заемного капитала предприятия являются: принцип  соответствия -- предполагает, что стратегия  управления формированием заемного капитала предприятия должна соответствовать  его общей стратегии управления капиталом; принцип финансовой обусловленности - позволяет реализовать существующую непосредственную связь между финансовыми  решениями при формировании стратегии  привлечения заемных средств  предприятием и эффективностью его  деятельности; принцип динамизма  управления займовыми оᴨȇрациями предприятия - обусловлен быстрой адаптацией к  изменениям факторов внешней и внутренней среды бизнеса; принцип вариантности -- определяется необходимостью выбора формы и условий привлечения  предприятием заемных средств в  результате сопоставления альтернативных вариантов.

Выбор рационального  источника финансирования деятельности предприятия определяется количественными (среди котоҏыҳ цена привлечения, требующая минимизации) и качественными (стеᴨȇнь формализованное™, ᴨȇрсонификации, наличие нормативно-правовых барьеров и др.) показателями его доступности.

Методика принятия финансовых решений в области  привлечения предприятием заемных  средств должна быть основана на следующих  принципах: невозможности точного  расчета реальной будущей доходности капитала и принятия единственно  правильного решения; существенное влияние принятого решения на поведение и ожидания субъектов  внешней среды; корректировка финансового  решения в зависимости от текущей  ситуации, что не устранит полностью  последствия ранее принятых неправильных решений.

Использование безналоговых инструментов является одним из способов снижения цены привлекаемых предприятием финансовых ресурсов. Риск ценной бумаги включает не только риск самого инструмента, но и риск фондовой инфраструктуры. Стратегия выхода предприятия на рынок публичных заимствований должна быть основана на поэтапном освоении финансовых инструментов. На начальном этаᴨȇ формирования кредитной истории предприятию целесообразно эмитировать такие ценные бумаги, которые позволяют максимально снизить трансакционные издержки выпуска и обращения, а в условиях сформировавшейся (положительной) кредитной истории -- ценные бумаги с минимальной премией инвесторам за риск.

Приоритетным направлением совершенствования процесса формирования заемного капитала предприятия является развитие инфраструктуры фондового  рынка с целью снижения рисков посредством создания централизованных расчетно-депозитарной и клиринговой  структур, улучшения механизма защиты прав всех участников займовых оᴨȇраций, а также осуществления контроля за финансово-инвестиционными потоками.

 

4.Управление  заемным капиталом предприятия 

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного  привлечения заемных средств. Использование  заемного капитала позволяет существенно  расширить объем хозяйственной  деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование  собственного Капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.

Хотя основу любого бизнеса  составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики  объем используемых заемных средств  значительно превосходит объем  собственного капитала. В связи с  этим управление привлечением и эффективным  использованием заемных средств  является одной из важнейших функций  финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких  конечных результатов хозяйственной  деятельности предприятия.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной  хозяйственной практике дифференцируются следующим образом:

1. Долгосрочный заемный  капитал (долгосрочные финансовые  обязательства):

· долгосрочные кредиты  банка,

· долгосрочные кредиты  и займы небанковских учреждений,

· прочие долгосрочные обязательства.

2. Краткосрочный заемный  капитал (текущие финансовые обязательства):

· краткосрочные кредиты  банка,

· краткосрочные кредиты  и займы небанковских учреждений,

· кредиторская задолженность  за товары, работы услуги,

· текущие обязательства  по расчетам,

· прочие краткосрочные  обязательства.

В процессе развития предприятия  по мере погашения срочных финансовых обязательств возникает потребность  в привлечении новых заемных  средств. Источники и формы привлечения  заемных средств предприятием весьма многообразны. С учетом классификации  заемных средств дифференцируются методы управления их привлечением.

Управление привлечением заемных средств представляет собой  целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями  предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития.

Процесс управления привлечением заемных средств предприятием строится по следующим основным этапам:

1. Анализ привлечения  и использования заемных средств  в предшествующем периоде. Целью  такого анализа является выявление  объема, состава и форм привлечения  заемных средств предприятием, а  также оценка эффективности их  использования.

• На первой стадии анализа  изучается динамика общего объема привлечения  заемного средства в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

• На второй стадии анализа  определяются основные формы привлечения  заемных средств, анализируются  в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного  кредита и текущих обязательств по расчетам в общей сумме заемных  средств, используемых предприятием.

• На третьей стадии анализа  определяется соотношение объемов  используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.

• На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия  предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются  с позиций их соответствия конъюнктуре  финансового и товарного рынков.

• На пятой стадии анализа  изучается эффективность использования  заемного средства в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала, рассмотренные ранее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств  на предприятии в сложившихся  объемах и формах.

2. Определение целей  привлечения заемных средств  в предстоящем периоде. Эти  средства привлекаются предприятием  на строго целевой основе, что  является одним из условий  последующего эффективного их  использования. Основными целями  привлечения заемного средства предприятиями являются:

а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных  активов. В настоящее время большинство  предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности  финансировать полностью эту  часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов  не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных  активов частично или полностью  финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью  привлечения заемных средств  в этом случае выступает необходимость  ускорения реализации отдельных  реальных проектов предприятия (новое  строительство, реконструкция, модернизация); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.

г) обеспечение социально-бытовых  потребностей своих работников. В  этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных  участков и на другие аналогичные  цели;

д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных  средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение  осуществляется обычно на короткие сроки  и в небольших объемах.

3. Определение предельного  объема привлечения заемных средств.  Максимальный объем этого привлечения  диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового  левериджа. Так как объем собственных  финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма  используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению  к ней рассчитывается коэффициент  финансового левериджа (коэффициент  финансирования), при котором его  эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем  периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется  предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование  собственного капитала;

Информация о работе Управление собственного и заемного капитала фирмы