Управление собственного и заемного капитала фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:59, реферат

Описание работы

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал.
Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе РФ в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений Уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие собственного капитала 5
2. Управление собственным капиталом. 9
3. Понятие заемного капитала 13
4.Управление заемным капиталом предприятия 16
Заключение 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

финан менеджмент.docx

— 46.05 Кб (Скачать файл)

б) обеспечением достаточной  финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его  кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения  заемных средств. С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит  использования заемного средства в своей хозяйственной деятельности.

4. Оценка стоимости  привлечения заемного капитала  из различных источников. Такая  оценка проводится в разрезе  различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из  внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат  основой разработки управленческих  решений относительно выбора  альтернативных источников привлечения  заемных средств, обеспечивающих  удовлетворение потребностей предприятия  в заемном капитале.

5. Определение соотношения  объема заемных средств, привлекаемых  на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах  кратко- и долгосрочных заемных  средств основывается на целях  их использования в предстоящем  периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства  привлекаются, как правило, для  расширения объема собственных  основных средств и формирования  недостающего объема инвестиционных  ресурсов (хотя при консервативном  подходе к финансированию активов  заемные средства на долгосрочной  основе привлекаются и для  обеспечения формирования оборотного  капитала). На краткосрочный период  заемные средства привлекаются  для всех остальных целей их  использования.

Расчет необходимого размера  заемного средства в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации

соотношения долго- и краткосрочных  их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

Полный срок использования  заемного средства представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода: а) срок полезного использования; б) льготный (грационный) период; в) срок погашения.

а) срок полезного использования  — это период времени, в течение  которого предприятие непосредственно  использует предоставленные заемные  средства в своей хозяйственной  деятельности;

б) льготный (грационный) период — это период времени с момента  окончания полезного использования  заемных средств до начала погашения  долга. Он служит резервом времени для  аккумуляции необходимых финансовых средств;

в) срок погашения —  это период времени, в течение  которого происходит полная выплата  основного долга и процентов  по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех  случаях, когда выплата основного  долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания  срока использования заемных  средств, а частями в течение  определенного периода времени  по предусмотренному графику.

Расчет полного срока  использования заемных средств  осуществляется в разрезе перечисленных  элементов исходя из целей их использования  и сложившейся на финансовом рынке  практике установления льготного периода  и срока погашения.

Средний срок использования  заемного средства представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на предприятии.

Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.

6. Определение форм  привлечения заемных средств.  Эти формы дифференцируются в  разрезе финансового кредита;  товарного (коммерческого) кредита;  прочих форм. Выбор форм привлечения  заемных средств предприятие  осуществляет исходя из целей  и специфики своей хозяйственной деятельности.

7. Определение состава  основных кредиторов. Этот состав  определяется формами привлечения  заемных средств. Основными кредиторами  предприятия являются обычно  его постоянные поставщики, с  которыми установлены длительные  коммерческие связи, а также  коммерческий банк, осуществляющий  его расчетно-кассовое обслуживание.

8. Формирование эффективных  условий привлечения кредитов.

К числу важнейших из этих условий относятся:

а) срок предоставления кредита;

б) ставка процента за кредит;

в) условия выплаты суммы  процента;

г) условия выплаты основной суммы долга;

д) прочие условия, связанные  с получением кредита.

Срок предоставления кредита  является одним из определяющих условий  его привлечения. Оптимальным считается  срок предоставления кредита, в течение  которого полностью реализуется  цель его привлечения (например, ипотечный  кредит — на срок реализации инвестиционного  проекта; товарный кредит — на период полной реализации закупленных товаров  и т.п.).

Ставка процента за кредит характеризуется тремя основными  параметрами: ее формой, видом и размером.

• По применяемым формам различают процентную ставку (для  наращения суммы долга) и учетную  ставку (для дисконтирования суммы  долга). Если размер этих ставок Одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут  меньшими.

• По применяемым видам  различают фиксированную ставку процента (устанавливаемую на весь срок кредита) и плавающую ставку процента.

 

Заключение

 

Финансовые ресурсы  предприятия – совокупность собственных  денежных доходов и поступлений  извне, находящихся в распоряжении фирмы и предназначенных для  выполнения ее финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и  затрат, связанных с расширением  производства.

Источниками формирования финансовых ресурсов различают собственные  и заемные. К собственным финансам относят внутренние источники –  прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы и амортизационные отчисления. К внешним источникам собственных  финансовых ресурсов относятся дополнительные взносы средств в уставной капитал, дополнительную эмиссию и реализацию акции, безвозмездную финансовую помощь, прочие внешние источники формирования собственных финансовых ресурсов.

К заемным источникам формирования финансовых ресурсов относят – кредиты  банков, заемные средства других предприятий  и организаций, средства от выпуска  и продажи облигаций фирмы, средства внебюджетных фондов, бюджетные ассигнования на возвратной основе и др.

Долгосрочные и краткосрочные  источники финансирования предприятия  делят на внутренние (собственный  капитал) и внешние (заемный и  привлеченный капитал). Внутреннее финансирование предполагает использование собственных  средств и прежде всего чистой прибыли и амортизационных отчислений. Различают активное и неактивное (скрытое) самофинансирование. В случае активного самофинансирования единственным источником покрытия потребностей предприятия  служит прибыль, которой должно хватить  для уплаты налогов в бюджетную  систему, процентов за кредит, процентов  и дивидендов по ценным бумагам эмитента, расширения основных фондов, пополнения основных средств и проч.

Источниками скрытого финансирования выступают: чистый оборотный капитал, оценочные резервы, доходы будущих  периодов, остатки фондов потребления, просроченная задолженность поставщикам  и др.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрютина М.С.,Грачев  А.В. Анализ финансово-экономической  деятельности предприятия :Учебно-практическое  пособие.-3-е издание, переработанное  и дополненное.-М.:Издательство «Дело  и сервис»,2007.-272с.

2. Белолипецский В.Г.  Финансы фирмы: Курс лекций / Под  ред. И.П.Мерзлякова. - М.: ИНФРА-М,  2008. - 298 с.

3. Бланк И.А. Основы  финансового менеджмента. Т.2. –К.: Ника-Центр, 2009.- 512с. – (серия «Библиотека финансового менеджера»; Вып. 3)

4. Большаков С.В. Основы  управления финансами: Учебное  пособие. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009.

5. Бригхем Ю., Гапенски  Л. Финансовый менеджемент: полный  курс: в 2-х томах/ пер. с анг.  под ред. В.В. Ковалева, СПб:  Экономическая школа, 2007. - 669с.

6. Ван Хорн Дж. К Основы  управления финансами: Пер. с  англ. / Гл. ред. серии Я.В. Соколов.  – М.: Финансы и статистика, 2008. – 800 с.

7. Донцова Л.В, Никифорова  Н.А. Анализ финансовой отчетности (фрагмент книги) // Финансовый менеджмент. – 2003. - № 1. – с. 122

8. Ефимова О.В. Финансовый  анализ. – 4-е издание, перраб. и доп. – М.: Издательство “Бухгалтерский  учёт”, 2002. –528с. (Библиотека журнала  “Бухгалтерский учёт”)

9. Керимов В.Э., Батурин  В.М. Финансовый леверидж как  эффективный инструмент управления  финансовой деятельностью предприятия  // Менеджмент в России и за  рубежом – 2000. – №2. – с.30

 


Информация о работе Управление собственного и заемного капитала фирмы