Управление затратами организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Целью любой организации является достижение экономического эффекта от деятельности. Экономический эффект может быть выражен в зависимости от целей создания и деятельности организации как через прибыль, так и через достижение каких-либо социальных, экологических и других улучшений. Большинство организаций стремятся максимизировать прибыль, а это невозможно без анализа себестоимости продукции, отдельных затрат на производство и реализацию продукции, выявления резервов снижения себестоимости и внедрения рекомендаций по снижению затрат на предприятии. Только комплексно анализируя затраты на производстве, правильно определяя резервы их снижения, предприятие сможет достичь своей цели и не проиграть своим конкурентам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................3
Теоритические основы управления затратами …………………….……5
Классификация затрат .................................................................5
Анализ и оценка прибыли и рентабельности предприятия…....9
Этапы разработки системы управления затратами .................18
Анализ эффективности управления затратами на предприятии ……...22
Издержки предприятия и их виды ............................................22
Типичные ошибки в управлении затратами..............................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................30

Файлы: 1 файл

Управление затратами организации.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

- связанные  с инвестиционной деятельностью  (поступление и выбытие долгосрочных активов).

В отчете о доходах и расходах, прежде всего, отражаются операции, связанные с основной деятельностью. Финансовая деятельность отражается косвенно - через начисленные проценты за привлеченные кредиты. Инвестиционная деятельность отражается также косвенно - через амортизацию, которая учитывается при расчете операционной прибыли.

Чтобы очистить показатель эффективности основной деятельности от влияния инвестиционных и финансовых факторов, рассчитывается прибыль до вычета амортизации, процентов за кредит и начисленных налогов. Это главный показатель эффективности основной деятельности. Прибыль до вычета амортизации, процентов и налогов равна сумме прибыли от основной деятельности и амортизации, начисленной за период.

Наконец, из операционной прибыли вычитаются расходы, не относящиеся к основной деятельности: проценты от финансовой деятельности, доходы и расходы от продажи оборудования, более не используемого компанией, доходы и расходы от инвестиций, не связанных напрямую с основным бизнесом. В результате получается прибыль до налогообложения. После начисления налога на прибыль будет определена чистая прибыль.

Каждый показатель прибыли важен по-своему. Так, валовая прибыль отражает способность продукта компании генерировать доход. Получение компанией валовой прибыли позволяет ей осуществлять коммерческие и управленческие расходы, в т.ч. расходы на продвижение товара, транспортные услуги, содержание административного аппарата и т.д. Операционная прибыль показывает, сколько способна заработать компания с учетом всех расходов, связанных с ее деятельностью. Важно, однако, увидеть эффективность основной деятельности без влияния инвестиционной. Так, например, если бухгалтерия произвела переоценку основных средств в сторону увеличения их стоимости, то и амортизационные отчисления увеличатся, а, следовательно, прибыль от основной деятельности уменьшится. Но это не означает, что вдруг снизилась эффективность предприятия. Поэтому в первую очередь при управлении эффективностью бизнеса руководителя должна волновать операционная прибыль без влияния подобных факторов. В обязательной финансовой отчетности данный показатель не представлен, поэтому его приходится рассчитывать дополнительно. Для акционеров же основным показателем эффективности деятельности компании и эффективности работы ее руководства является чистая прибыль.

Выбор варианта действий для увеличения прибыли зависит от стратегии предприятия, определяемой с учетом внешней среды, этапа развития и специфики бизнеса. На этапе завоевания рынка компании стремятся получать прибыль, больше продавая. Затем рынок начинает насыщаться и продажи не могут расти быстрыми темпами. Тогда начинается повышение эффективности - за счет увеличения цен либо за счет наведения порядка в компании, оптимизации затрат, ускорения оборачиваемости активов.

Очень важно правильно определиться с тем, в каком сегменте работает компания, и какой путь создания прибыли оптимален. Например, компания, которая продает компьютеры и, следовательно, работает на высококонкурентном рынке, где торговая наценка минимальна, не может поднять цены, т.к. у нее сразу упадет объем продаж. Поэтому фирма должна стремиться повысить оборачиваемость текущих активов и оптимизировать, снизить затраты. А высокорентабельная компания, продающая итальянскую мебель, не может значительно увеличить объемы продаж. От снижения компанией цены объемы продаж не вырастут или вырастут незначительно. Она должна делать акцент на рентабельности своей деятельности, где опять же одну из ключевых позиций занимает снижение затрат.

 

1.3. Этапы разработки системы управления затратами

 

Этап 1. Формирование организационных единиц по управлению затратами. Разработка и внедрение системы управления затратами начинается с построения эффективной системы сбора, передачи и обработки данных. На этом этапе должны быть определены:

- подразделения  предприятия, связанные с осуществлением  затрат, отражением их в учете, контролем;

- подчиненность  этих подразделений;

- сфера  их ответственности;

- взаимосвязь  с другими подразделениями;

- функциональные  обязанности для каждой должности;

- документооборот, сопровождающий хозяйственные операции. Данный этап осуществляется кадровой  службой при активном сотрудничестве  с производственной и финансово-экономической  службами, бухгалтерией, службой снабжения и т.п.

Отдельно финансово-экономической службе поручается разработка элементов, необходимых для функционирования системы:

- центров  затрат - подразделений, которые осуществляют  расходы;

- ответственности, в том числе - материальной;

- норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива и пр., норм выработки;

- образцов  первичных документов по списанию  сырья, материалов, топлива, запасных  частей, по учету рабочего времени  и т.п.;

- регламента  предоставления информации -порядок, сроки, получатели данных.

Этап 2. Информационное обеспечение учета затрат. Это необходимо для своевременного и достоверного сбора информации о затратах. Выполнение этой функции обеспечивается финансово-экономической службой.

Этап 3. Планирование затрат. Планирование затрат, как правило, осуществляется в комплексе с планированием других показателей деятельности предприятия (натуральные показатели деятельности, доходы, инвестиции и др.) в рамках принятой на предприятии системы планирования и бюджетирования. Подразделением, ответственным за формирование плановых показателей затрат, является финансово-экономическая служба.

Этап 4. Оперативный контроль расходов. Оперативный контроль расходов - это функция сотрудников структурных подразделений, в рамках которых осуществляются расходы. Для контроля над затратами необходимо организовать:

- фиксирование  затрат на рабочих местах в  центрах затрат;

- сравнение  фактических затрат с нормативными (плановыми), выявление отклонений;

- своевременную  передачу данных в подразделение, занимающееся сбором и обработкой информации о затратах (финансово-экономическую службу).

Этап 5. Учет затрат. Данный этап подразумевает отражение хозяйственных операций в системе управленческого учета и интеграцию этих операций в системе бухгалтерского учета. Этим занимаются финансово-экономическая служба и бухгалтерия.

Этот этап включает также разработку единой методологической базы управленческого учета, разработку системы стимулирования сотрудников и штрафов за несоблюдение технологических, санитарно-гигиенических и других требований.

Этап 6. Анализ затрат. Необходимо сопоставлять нормативные (плановые) и фактические данные, выявлять причины отклонений и проблемные участки в деятельности организации, анализировать структуру и динамику затрат, определять их эффективность. Комплексный анализ затрат осуществляет финансово-экономическая служба. Руководителю предприятия необходимо потребовать лишь итоговый отчет, содержащий анализ существенных отклонений затрат в разрезе обобщенных статей расходов.

В результате появляется возможность сформировать программу действий на будущее. Если продукт на сегодня приносит убыток, но цена покрывает переменные затраты, увеличение объемов продаж позволит в дальнейшем сделать продукцию прибыльной. Если увеличение объемов продаж представляется проблематичным, возможно, придется рассматривать вопрос повышения цены. Если же цена продаж не покрывает даже переменных затрат, возникает особая ситуация: каждая продажа приносит убыток, и увеличение объемов продаж лишь усугубит отрицательный результат. Такой случай требует решительных действий: снижение затрат, повышение цен либо изгнание «паршивой овцы» из рядов производимой продукции.

Этап 7. Разработка управленческих решений. По результатам предыдущего этапа нужно поручить службам, занимающимся учетом, анализом, контролем и планированием затрат, внести рекомендации по изменению финансовой политики в части управления затратами. Рекомендации могут предполагать, например, изменение структуры затрат, пересмотр норм и нормативов, корректировку ценовой политики компании, изменение объемов или диверсификацию производства. Наиболее эффективные и экономически проработанные предложения должны служить основой управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ эффективности управления затратами на предприятии

 

2.1. Издержки предприятия  и их виды себе

стоимость

Издержки производства можно рассматривать как основную экономическую категорию в списке затрат производства. Классики политической экономии А. Смит и Д. Рикардо под термином «издержки» понимали средние общественные затраты на производство единицы продукции. К. Маркс выделял действительные издержки производства товара (затраты труда) и издержки производства-то, чего стоит производство товара капиталисту: сумма расходов на приобретение средств производства и рабочей силы. Представители австрийской экономической школы разработали теорию предельных издержек. Например Ф. Визер предложил концепцию альтернативных затрат, согласно которой действительные издержки производства данного товара равны наивысшей полезности тех благ, которые общество могло бы получить, если бы по-другому использовало затраченные производственные ресурсы. Перевод на математическую основу взглядов маржиналистов представителями австрийской школы способствовал появлению теории минимизации издержек.

Американский экономист Р. Коуз ввел в науку особый вид издержек – трансакционные, т.е. связанные с положением фирмы в современной рыночной среде (по защите ее выгод: сбор информации о ценах, о рынках, ведение переговоров, многое другое, прямо не связанное с производством).

Следует различать понятия «затраты» и «издержки». Это связано с различием расходуемых на производство ресурсов и их стоимостной оценки. Поэтому издержки – это не просто затраты, а затраты ресурсов, принявшие на рынке стоимостную форму.

Существует несколько подходов к рассмотрению издержек производства.

Во-первых, издержки производства с позиции социально-экономических отношений делятся на издержки общества и издержки предприятия к первым относятся затраты всего живого и овеществленного труда, отраженные в стоимости товара. Для предприятия они показывают его денежные затраты на израсходованные средства производства и заработную плату.

Во-вторых, в рыночных условиях фирма четко подразделяет бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские учитывают только фактические расходы факторов производства на изготовление продукции. Экономические включают в себя бухгалтерские и неявные издержки, т.е. издержки упущенных возможностей.

Таким образом, все издержки представляют собой альтернативные издержки, или издержки выбора.

Возможны различные варианты классификации альтернативных издержек производства. Но, прежде всего, следует определить особенности внешних и внутренних издержек.

Внешние, или явные издержки – это затраты в форме деловых платежей собственникам факторов производства и промежуточных изделий.

Внутренние, или неявные издержки – это расходы собственных ресурсов.

Практическое значение имеет деление издержек на постоянные и переменные. Постоянные затраты, корректировка и регулирование которых требует относительно длительного времени и которые не зависят от изменения объема производства, являются постоянными издержками. Это – амортизационные отчисления, содержание управленческого персонала, налоги, страховые взносы и др. Издержки, меняющиеся вместе с изменением объема производства, называют переменными. Это – расходы на заработную плату производственного персонала, на сырье, материалы, топливо, семена и др.

Постоянные и переменные издержки в сумме составляют общие, или валовые издержки производства.

Валовые издержки с каждой новой единицей продукции увеличиваются на ту же величину, что и сумма переменных издержек.

Для предпринимателя важно знать, каковы не просто его издержки, а издержки по выпуску единицы продукции, т.е. средние издержки.

Соответственно можно рассчитывать средние постоянные и средние переменные издержки, которые в сумме составляют средние общие издержки. Но в отличие от общих издержек, средние общие издержки не увеличиваются нарастающими темпами по мере увеличения количества производимой продукции, а сначала имеют тенденцию к снижению и лишь, затем возрастают. Подобным образом изменяются и средние переменные издержки.

Средние постоянные издержки непрерывно растут с ростом объемов производства, поскольку данная сумма постоянных издержек распределяется на все большее количество единиц продукции. Они представляют собой дополнительные затраты на производство еще одной единицы продукта. Они показывают, во что обойдется фирме увеличение производства на одну единицу, т.е. каковы будут ее дополнительные затраты в расчете на единицу прироста продукта.

Предельные издержки не зависят от постоянных издержек, т. к. они не изменяются с изменением объема выпуска и объема продаж.

На все виды издержек влияет фактор времени. Поэтому в экономической теории различают издержки производства на краткосрочных и долгосрочных временных интервалах. В краткосрочном периоде объем производства может регулироваться только с помощью изменения объемов переменных затрат при неизменных постоянных затратах.

Информация о работе Управление затратами организации