Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:15, дипломная работа
Для того, чтобы добиться успехов в выбранной сфере хозяйственной деятельности, предпринимателям, руководителям и главным бухгалтерам необходимы полная и достоверная информация о складывающейся внутри организации обстановке и соответствующие практические инструменты для анализа, планирования и прогнозирования деятельности предприятия в будущем.
Введение 3
1. Теоретические основы учета и анализа финансовых результатов 6
1.1. Понятие доходов и расходов организации, структура финансовых результатов 6
1.2. Понятие прибыли, ее сущность и виды 15
1.3. Информационная база анализа финансовых результатов деятельности организации 22
2. Современное состояние учета финансовых результатов в ООО «Интерма К»31
2.1. Экономическая характеристика организации 31
2.2. Учет доходов и расходов по обычным видам деятельности 38
2.3. Учет прочих доходов и расходов 46
2.4. Отражение в учете конечного финансового результата и порядок использования прибыли 54
3. Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Интерма К» 60
3.1. Анализ структуры, состава и динамики финансовых результатов 60
3.2. Расчет и оценка показателей рентабельности 70
3.3. Разработка мероприятий по увеличению прибыли и рентабельности деятельности 78
Заключение 87
Список использованной литературы 87
Приложения……………………………………………………………..………....100
Для оценки влияния каждого из факторов на конечный результат проведем факторный анализ данной модели для ООО «Интерма К» (3.2.2) методом цепных подстановок с использованием абсолютных разниц. Математически это выглядит следующим образом:
;
;
; (3.2.2)
,
где ΔRi – влияние i–го фактора на общее изменение рентабельности активов, факторы с индексом 1 относятся к текущему периоду, факторы с индексом 0 – к предыдущему.
Необходимые данные для проведения анализа возьмем из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках ООО «Интерма К» за 2008-2009 гг. (Приложение 1, 2, 3, 4) и сформируем в таблице 3.2.1.
Таблица 3.2.1
Анализ и оценка рентабельности активов ООО «Интерма К»
за 2007-2009 гг.
№ п/п |
Показатель |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Исходные данные | ||||
1 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. (П),(стр. 050 ф. 2) |
50,96 |
267,43 |
318,96 |
2 |
Объем продаж, тыс.руб. (S), (стр. 010 ф. 2) |
3861,39 |
10874,46 |
5040,42 |
3 |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. (С), (стр.2 – стр.1) |
3810,43 |
10607,03 |
4721,46 |
4 |
Средние остатки запасов, включая НДС, тыс.руб. (Z), (стр.210 ф.1 + + стр. 220 ф.1) |
597 |
608 |
5545 |
5 |
Средние остатки оборотных активов, тыс.руб. (Оa), (стр.290 ф.1) |
769 |
2183 |
7380 |
6 |
Средние остатки активов, тыс.руб. (АC), (стр. 300 ф.1) |
777 |
2199 |
7622 |
Расчетные данные - факторы | ||||
7 |
Выручка на 1 руб. себестоимости, стр.2 : стр.3 (Х) |
1,0134 |
1,0252 |
1,0676 |
8 |
Доля оборотных активов в формировании активов, стр.5 : стр.6 (Y) |
0,9897 |
0,9927 |
0,9682 |
9 |
Доля запасов в формировании оборотных активов, стр.4 : стр.5 (H) |
0,7763 |
0,2785 |
0,7514 |
10 |
Оборачиваемость запасов в оборотах, стр.3 : стр.4 (L) |
6,3826 |
17,4458 |
0,8515 |
11 |
Рентабельность активов, (Ra) |
0,0657 |
0,1215 |
0,0419 |
12 |
Изменение рентабельности активов текущего года к предыдущему |
Х |
+0,0558 |
-0,0796 |
Оценка влияния факторов на изменение рентабельности активов | ||||
13 |
Выручка на 1 руб. себестоимости, Х |
Х |
+0,0578 |
+0,2045 |
14 |
Доля оборотных активов в формировании активов, У |
Х |
+0,0004 |
+0,008 |
15 |
Доля запасов в формировании оборотных активов, H |
Х |
-0,0795 |
+0,54 |
16 |
Оборачиваемость запасов в оборотах, L |
Х |
+0,0771 |
-0,8161 |
Совокупное влияние всех факторов |
Х |
+0,0558 |
-0,0796 |
Результаты вычислений позволяют сказать, что выручка на 1 рубль себестоимости ООО «Интерма К» в 2008 году возросла с 1,0134 до 1,0252, в 2009 году – до 1,0676, а доля оборотных активов в формировании активов за 2008 году выросла с 0,9897 до 0,9927, за 2009 году – снизилась до 0,9682. Это связано, с одной стороны, с тем, что снизилась доля внеоборотных активов в результате постепенного выбытия основных средств, увеличения суммы начисленного износа и низкого обновления оборудования. С другой стороны, это связано с изменением абсолютной оценки оборотных активов в результате инфляции с одной стороны, и в результате изменения остатков запасов на складе - с другой стороны.
Динамика показателя доли запасов в формировании оборотных активов свидетельствует о том, что в ООО «Интерма К» происходит снижение этой доли в 2008 году с 0,7763 до 0,2785, т.е. происходит снижение оборотного капитала в запасах, что можно расценивать как положительную тенденцию повышения качества управления структурой оборотного капитала и общей эффективности производства. В 2009 году наблюдается обратная ситуация – доля запасов в формировании оборотных активов увеличилась до 0,7514.
Четвертый показатель четырехфакторной модели - оборачиваемость запасов - показывает, сколько оборотов в течение отчетного года запасы совершают в процессе производства и продажи товаров. Чем больше этот показатель, тем лучше для организации, так как он свидетельствует об эффективности использования оборотного капитала. Запасы ООО «Интерма К» в 2008 году составили более 27% общей суммы оборотного капитала, и оборачиваемость запасов выросла с 6,3826 оборотов в 2007 году до 17,4458 в 2008 году, в 2009 году запасы составили 75% и показатель снизился до 0,08515 оборотов.
Чтобы более подробно оценить влияние каждого отдельного фактора на рентабельность активов ООО «Интерма К», проводится факторный анализ, и результаты этого анализа представлены в заключительной части табл. 3.2.1. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы.
Основным фактором, который повлиял на повышение рентабельности активов ООО «Интерма К» в 2008 году, была оборачиваемость запасов в оборотах, в результате ее влияния рентабельность активов увеличилась на 7,71%. Изменение доли запасов в формировании оборотных активов оказало отрицательное влияние на рентабельность активов и составило -7,95%.
В 2009 году наблюдается снижение рентабельности активов в ООО «Интерма К» на 7,96%. Основным фактором, который повлиял на снижение рентабельности активов, было также снижение оборачиваемости запасов в оборотах. Вследствие этого влияния рентабельность активов снизилась на 81,61%. Изменение доли выручки на 1 рубль себестоимости в формировании оборотных активов оказало положительное влияние на рентабельность активов и составило 20,45%.
В результате проведенного анализа следует подчеркнуть, что большое влияние на эффективность производства оказывают внешние факторы: курс валюты, инфляция и т.д. Администрация организации не в силах влиять на изменение внешних факторов, и следует максимально использовать внутренние резервы, такие как оптимизация структуры активов, рост оборачиваемости активов и т.д. Полный анализ влияния различных факторов на изменение уровня рентабельности активов организации дает возможность администрации предусмотреть и предотвратить влияние негативных тенденций на будущее, наиболее полно использовать выявленные резервы.
Финансовые коэффициенты дают возможность
увидеть изменения в
В обобщенном виде определение финансовых
коэффициентов для анализа
При расчете второго и третьего показателей может быть взята как прибыль от продаж, так и прибыль до налогообложения или чистая прибыль.
В случае, если рентабельность средств
или их источников вычисляется на
основе прибыли от продаж и тем
самым достигается
Рентабельность средств или их источников |
= |
Рентабельность продаж |
× |
Оборачиваемость средств или их источников |
(3.2.3) |
Эта формула показывает, что прибыльность средств организации или их источников обусловлена как политикой ценообразования и уровнем затрат на производство товаров (они отражаются в показателе рентабельности продаж), так и деловой активностью организации, измеряемой оборачиваемостью средств или их источников. По этой формуле можно также определить пути повышения рентабельности средств или их источников. Так при низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и, соответственно, наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность организации может быть компенсирована только снижением затрат на производство товаров, т. е. повышением рентабельности продаж.
Для анализа рентабельности используется целый ряд показателей, которые можно объединить в следующие группы:
Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности организации. Эти показатели характеризуют прибыльность (доходность) произведенных товаров. С помощью этих показателей можно определить влияние факторов изменения цены товаров и их себестоимости на изменение рентабельности товаров.
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств, включающих в себя все производственные активы организации, инвестированный капитал, акционерный капитал. Например, отношение чистой прибыли (дохода) ко всем производственным активам, отношение чистой прибыли к инвестированному или акционерному капиталу.
Третья группа показателей рентабельности рассчитывается на базе чистого потока денежных средств. Например, отношение чистого потока денежных средств к объему продаж, к совокупному капиталу, собственному капиталу и т. д. Эти показатели дают представление о возможности организации выполнять обязательства перед кредиторами, заемщиками и акционерами наличными денежными средствами.
Рассчитаем наиболее важные коэффициенты оценки рентабельности ООО «Интерма К» в Приложении 8.
Таким образом, рентабельность активов организации характеризует эффективность использования всего имущества предприятия. Повышение этого показателя в ООО «Интерма К» в 2008 году на 137,53% свидетельствует о растущем спросе на товары и услуги организации и об избыточном накоплении активов. По итогам 2009 года наблюдается обратная ситуация – произошло снижение рентабельности активов на 90,94%. Это вызвано снижением спроса и избыточном накоплении активов.
Эффективность внеоборотного капитала
(фондоотдача) характеризует эффективность
использования основных средств
организации, определяя, насколько
соответствует общий объем
Эффективность необоротного капитала ООО «Интерма К» в 2008 году возросла на 32,53%, что отражает рост масштаба бизнеса организации. В 2009 году этот показатель снизился на 96,74%.
Рентабельность оборотного капитала отражает эффективность использования оборотного капитала организации. Он определяет, сколько рублей прибыли приходится на один рубль, вложенный в оборотные активы. Кроме того, данный коэффициент показывает, насколько ликвидным является товар, выпускаемый организацией, и насколько эффективно организованы взаимоотношения организации с потребителями товара. Увеличение значения показателя с 0,0134 до 0,0252 в 2008 году и до 0,0676 показывает увеличение эффективности использования оборотного капитала и снижение вероятности возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности, снижении степени коммерческого риска.
Рентабельность продаж определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате реализации продукции на один рубль выручки. Согласно проведенным расчетам, в 2007 году ООО «Интерма К» с рубля продаж получило 1,32 руб. прибыли, в 2008 году – 2,46 руб., а в 2009 году – 6,33 руб.
Коэффициент рентабельности основной деятельности определяет, сколько чистой прибыли получено на 1 рубль затрат на производство и рассчитывается как отношение прибыли от продаж к затратам на производство товаров.
Этот коэффициент в
Рентабельность перманентного капитала отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность фирмы на длительный срок (как собственного, так и заемного). В отличие от рассмотренных коэффициентов, которые характеризовали различные аспекты рентабельности за отчетный период, данный коэффициент RПК отражает эффективность использования как собственного, так и заемного капитала в долгосрочной перспективе. Значительное увеличение данного показателя (на 553,3 и 243,38%) не является случайным, это говорит о целенаправленной политике ООО «Интерма К» на повышение эффективности использования капитала.
Прибыль и рентабельность организации во многом определяет, какую тактику и стратегию выберет руководство на рынке. Детальный анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные резервы организации в этой области.