Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что финансовое планирование представляет собой процесс разработок системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития фирмы необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение видов и методов финансового планирования.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы финансового планирования;
Изучение видов и методов финансового планирования.
Классификация видов финансового планирования
Классификационный признак |
Виды финансового планирования |
По уровню планирования |
Стратегическое, тактическое, оперативное |
По уровню структурной иерархии объекта планирования |
Общефирменное планирование, периодическое планирование |
По особенностям разработки финансовых планов |
Скользящее планирование, периодическое планирование |
Предмет планирования |
Целевое планирование, планирование действий, планирование ресурсов |
По горизонту планирования |
Долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное |
По степени детализации плановых решений |
Агрегированное и |
По степени централизации плановых функций |
Централизованное, децентрализованное и круговое планирование |
По обязательности выполнения плановых заданий |
Директивное, индикативное планирование и смешанное планирование |
По особенностям постановки целей |
Реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное |
Каждый вид планирования имеет свои специфические характеристики: цели, содержание, методы, инструменты, особенности организации.5
Прежде всего, следует
отличать классификацию видов
В перспективных планах определяются
действия, которые организация
Тактическое планирование направлено на реализацию тактических целей, имеет более короткий планируемый период (обычно квартал, месяц). В организациях тактические планы определяют конкретные мероприятия деятельности с указанием времени их проведения и исполнителей.
Оперативные планы разрабатываются в структурных подразделениях организации. Они определяют последовательность действий по достижению оперативных целей, решение промежуточных тактических задач и направлены на выполнение тактических планов.6
На основе оперативных планов строится деятельность специалистов и структурных подразделений. Оперативные планы могут разрабатываться в форме планов-графиков или сетевых планов, представляющих собой привязанные к календарю последовательно выполняемые операции и работы.
- общефирменное финансовое планирование, в рамках которого разрабатываются сводные и консолидированные финансовые планы, обеспечивающие достижение целей предприятия – самостоятельного субъекта хозяйствования;
- финансовое планирование деятельности бизнес-единицы, в рамках которого разрабатываются финансовые планы по конкретному направлению бизнеса, организационно выделенному в дочернее предприятие;
- финансовое планирование
деятельности подразделений –
структурных единиц
По уровням субъекта планирования выделяют:
- финансовое планирование
на высшем уровне, при котором
плановые решения
- финансовое планирование на среднем уровне, при котором планы разрабатываются на уровне бизнес-единиц;
- финансовое планирование
на нижнем уровне – планы
разрабатываются на уровне
3. По особенностям разработки финансовых планов:
Скользящее планирование
– технология планирования, предполагающая
после прохождения
Периодическое планирование (планирование на период) для организационных единиц.
В этом случае система планирования соответствует организационной структуре предприятия таким образом, что у каждой организационной единицы (предприятие в целом, отдельные структурные подразделения) имеется свой план, в рамках которого на определенный периоды планируются цели, мероприятия и необходимый потенциал. Совокупность планов и процессов будет представлять собой непрерывную систему периодического планирования.7
Такая система планирования для организационных единиц ориентирована на существующую, на предприятии организационную структуру. При этом различаются:
- систему периодического планирования на предприятии с функциональной организационной структурой;
- систему периодического
планирования на предприятии
с дивизионной продуктовой или
региональной организационной
4. Предмет планирования:
Программно – целевое планирование – это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.
Финансовое планирование – это процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов, в ходе которого принимаются целевые установки количественного и качественного характера, относящиеся к финансовой деятельности предприятия и определяются пути наиболее эффективного их достижения.8
Краткосрочное (текущее) планирование – это разработка планов на один год с разбивкой по кварталам, а отдельных показателей и по месяцам. Иногда детализация, то есть разбивка по месяцам, происходит в процессе реализации планов.
Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры долгосрочных планов. Планы рассчитываются на более короткий период. До недавнего времени предел среднесрочного планирования равнялся пяти годам. Однако в связи с увеличением скорости развития внешней среды предел среднесрочного планирования сократился, и пятилетнее планирование перешло в разряд долгосрочных.
Долгосрочное планирование
обычно охватывает длительные периоды
времени – до 10, а иногда и более
лет. Процесс долгосрочного
Агрегированное планирование
– это промежуточное
При создании агрегированного плана специалист должен принять во внимание предполагаемый спрос, производительность и расходы по разным вариантам. Обычно рассматриваемыми переменными бывают производительность, уровень занятости, сверхурочная работа/неполный рабочий день и субподрядные работы. Агрегированное планирование сосредоточено, главным образом, на том, чтобы добиться выполнения задач по выпуску продукции при как можно более низких расходах.9
Виды детализированных планов:
1) Детализация по времени:
- годовой;
- квартальный;
- месячный;
- недельный;
- дневной.
2) Детализация по товарам.
3) Детализация по каналам быта.
4) Детализация по территориям
7. По степени централизации плановых функций:
Централизованное финансовое планирование (сверху вниз) предполагает нахождение субъекта принятия плановых решений на более высоком уровне иерархии, чем объекта планирования. Например, при централизованном планировании финансовый бюджет бизнес-единицы разрабатывается централизованной финансово-экономической службой предприятия. Децентрализованное планирование (сверху вверх) предполагает делегирование полномочий по разработке планов на уровень объекта планирования. При централизованной форме финансовый бюджет будет разрабатываться бизнес-единицой самостоятельно. При круговой форме цели и задачи объекту устанавливаются вышестоящими органами, а способы их достижения объекта определяет самостоятельно. При этом координация планов осуществляется на верхнем уровне управления. Например, контрольные финансовые показатели разрабатываются для бизнес-единицы центральной службой, а способы их достижения определяются бизнес-единицой самостоятельно и утверждается вышестоящим уровнем.10
8. По обязательности планирования плановых заданий:
Директивное планирование требует безусловного выполнения утвержденных плановых заданий. Обязательным условием директивного планирования является контроль и стимулирование выполнения плана. Индикативное планирование – это советующее, ориентирующее планирование. В настоящее время понятие «индикативное планирование» используют не только на макро-, но и на микро-уровне. Индикативные планы представляют собой планы-прогнозы и составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам ориентироваться с целью помочь хозяйствующим субъектам ориентироваться и разрабатывать собственные планы, исходя из видения будущего высшими органами управления фирмы. В этом случае стимулированию подвергается не достижение планового значения индикатора, а достижение более высоких результатов по сравнению с конкурентами, прошлым отчетным периодом или аналогичным подразделением фирмы.
При смешанном планировании часть планов носят директивный характер, а часть – индикативный. Причем, при оперативном планировании чаще используется директивы, а при стратегическом планировании – индикаторы.
9. По особенностям постановки цели:
Сторонники реактивного
планирования устанавливают цели организации
исходя из анализа данных за прошлые
периоды и результатов
Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия. Например, известный резерв снижения себестоимости выпускаемой продукции составляет 2%. Тогда в плановом периоде будет запланировано снижение себестоимости данной продукции на 2%.
Преактивное планирование предполагает установление желаемых целей без учета существующих возможностей организации. Это приводит к осуществлению непрерывных изменений в различных сферах деятельности организации, а также частому невыполнению плановых заданий.11
Концепция интерактивного планирования основана на предложении, что будущее подвластно контролю и в значительной степени является результатом сознательной деятельности участников планирования. Интерактивное планирование предполагает проектирование желаемого будущего на основе анализа современного состояния, прошлых тенденций и перспектив развития внутренней и внешней среды и определение способов постепенного приближения к данному будущему. В связи с этим, фирмы должны не просто приспосабливаться к изменяющимся условиям среды функционирования, но и активно влияет на эту среду, делая ее более благоприятной для своего существования.
Методы планирования – конкретные способы и приема расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математические моделирование.
Для планирования финансовых показателей и составления финансовых планов используют методы: нормативный; расчетно-аналитический; балансовый; оптимизации плановых решений; экономико-математическое моделирование.12