Виды и методы финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что финансовое планирование представляет собой процесс разработок системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития фирмы необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение видов и методов финансового планирования.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы финансового планирования;
Изучение видов и методов финансового планирования.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.17 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Виды финансового планирования

 

Классификация видов финансового  планирования

Классификационный признак

Виды финансового планирования

По уровню планирования

Стратегическое, тактическое, оперативное

По уровню структурной  иерархии объекта планирования

Общефирменное  планирование, периодическое планирование

По особенностям разработки финансовых планов

Скользящее планирование, периодическое планирование

Предмет планирования

Целевое планирование, планирование действий, планирование ресурсов

По горизонту планирования

Долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное

По степени детализации  плановых решений

Агрегированное и детализированное

По степени централизации  плановых функций

Централизованное, децентрализованное и круговое планирование

По обязательности выполнения плановых заданий

Директивное, индикативное планирование и смешанное планирование

По особенностям постановки целей

Реактивное, инактивное, преактивное  и интерактивное


 

Каждый вид планирования имеет свои специфические характеристики: цели, содержание, методы, инструменты, особенности организации.5

Прежде всего, следует  отличать классификацию видов финансового  планирования по уровням структурной иерархии предприятия, по уровням планирования и по уровню субъекта планирования.

  1. По уровню планирования

В перспективных планах определяются действия, которые организация намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения  ресурсов, развития творческого потенциала, оборудования, увеличения количества посетителей и пользователей культурных услуг.

Тактическое планирование направлено на реализацию тактических целей, имеет  более короткий планируемый период (обычно квартал, месяц). В организациях тактические планы определяют конкретные мероприятия деятельности с указанием времени их проведения и исполнителей.

Оперативные планы разрабатываются  в структурных подразделениях организации. Они определяют последовательность действий по достижению оперативных целей, решение промежуточных тактических задач и направлены на выполнение тактических планов.6

На основе оперативных  планов строится деятельность специалистов и структурных подразделений. Оперативные  планы могут разрабатываться  в форме планов-графиков или сетевых  планов, представляющих собой привязанные к календарю последовательно выполняемые операции и работы.

  1. По уровням структурной иерархии предприятия можно выделить:

- общефирменное финансовое  планирование, в рамках которого  разрабатываются сводные и консолидированные финансовые планы, обеспечивающие достижение целей предприятия – самостоятельного субъекта хозяйствования;

- финансовое планирование  деятельности бизнес-единицы, в рамках которого разрабатываются финансовые планы по конкретному направлению бизнеса, организационно выделенному в дочернее предприятие;

- финансовое планирование  деятельности подразделений –  структурных единиц предприятия,  не обладающих хозяйственной  самостоятельностью и входящих  в состав бизнес-единицы или материнского предприятия.

По уровням субъекта планирования выделяют:

- финансовое планирование  на высшем уровне, при котором  плановые решения разрабатываются  высшими исполнительными органами  управления и централизованными  отделами планирования и , при необходимости, утверждаются собственниками предприятия;

- финансовое планирование  на среднем уровне, при котором  планы разрабатываются на уровне бизнес-единиц;

- финансовое планирование  на нижнем уровне – планы  разрабатываются на уровне подразделений  предприятия.

3. По особенностям разработки  финансовых планов:

Скользящее планирование – технология планирования, предполагающая после прохождения определенного  этапа деятельности изменять планы  на будущее, «отдаляя» их границу на длину пройденного этапа. Например, ежегодно составлять план на ближайшие 5 лет. При этом, как правило, деятельность планов уменьшается пропорционально «удаленности» соответствующего периода от точки планирования.

Периодическое планирование (планирование на период) для организационных единиц.

В этом случае система планирования соответствует организационной  структуре предприятия таким  образом, что у каждой организационной  единицы (предприятие в целом, отдельные  структурные подразделения) имеется  свой план, в рамках которого на определенный периоды планируются цели, мероприятия и необходимый потенциал. Совокупность планов и процессов будет представлять собой непрерывную систему периодического планирования.7

Такая система планирования для организационных единиц ориентирована  на существующую, на предприятии организационную  структуру. При этом различаются:

- систему периодического  планирования на предприятии  с функциональной организационной структурой;

- систему периодического  планирования на предприятии  с дивизионной продуктовой или  региональной организационной структурой.

4. Предмет планирования:

Программно – целевое  планирование – это один из видов  планирования, в основе которого лежит  ориентация на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Финансовое планирование – это процесс определения  будущих действий по формированию и  использованию финансовых ресурсов, в ходе которого принимаются целевые  установки количественного и  качественного характера, относящиеся  к финансовой деятельности предприятия  и определяются пути наиболее эффективного их достижения.8

  1. По горизонту планирования:

Краткосрочное (текущее) планирование – это разработка планов на один год с разбивкой по кварталам, а отдельных показателей и  по месяцам. Иногда детализация, то есть разбивка по месяцам, происходит в процессе реализации планов.

Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры долгосрочных планов. Планы рассчитываются на более  короткий период. До недавнего времени предел среднесрочного планирования равнялся пяти годам. Однако в связи с увеличением скорости развития внешней среды предел среднесрочного планирования сократился, и пятилетнее планирование перешло в разряд долгосрочных.

Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды  времени – до 10, а иногда и более  лет. Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии: экономическое  прогнозирование, стратегическое планирование, разработка долгосрочного плана. Поэтому  при долгосрочном планировании следует  как можно шире использовать нормативно-целевой  подход, который базируется на определении потребностей и целей развития, так же его в сочетании сложившихся тенденций и распространении их на будущее. Особенностью долгосрочного планирования является его вариантность.

  1. По степени детализации плановых решений:

Агрегированное планирование – это промежуточное планирование общего уровня занятости и выпуска продукции, предназначенное для уравновешивания спроса с предложением. В этом отношении термин «агрегированное» предполагает, что планирование выполняется для групп продуктов (или типов продукции), а не для отдельных продуктов.

При создании агрегированного  плана специалист должен принять  во внимание предполагаемый спрос, производительность и расходы по разным вариантам. Обычно рассматриваемыми переменными бывают производительность, уровень занятости, сверхурочная работа/неполный рабочий день и субподрядные работы. Агрегированное планирование сосредоточено, главным образом, на том, чтобы добиться выполнения задач по выпуску продукции при как можно более низких расходах.9

Виды детализированных планов:

1) Детализация по времени:

- годовой;

- квартальный;

- месячный;

- недельный;

- дневной.

2) Детализация по товарам.

3) Детализация по каналам быта.

4) Детализация по территориям

7. По степени централизации  плановых функций:

Централизованное финансовое планирование (сверху вниз) предполагает нахождение субъекта принятия плановых решений на более высоком уровне иерархии, чем объекта планирования. Например, при централизованном планировании финансовый бюджет бизнес-единицы разрабатывается централизованной финансово-экономической службой предприятия. Децентрализованное планирование (сверху вверх) предполагает делегирование полномочий по разработке планов на уровень объекта планирования. При централизованной форме финансовый бюджет будет разрабатываться бизнес-единицой самостоятельно. При круговой форме цели и задачи объекту устанавливаются вышестоящими органами, а способы их достижения объекта определяет самостоятельно. При этом координация планов осуществляется на верхнем уровне управления. Например, контрольные финансовые показатели разрабатываются для бизнес-единицы центральной службой, а способы их достижения определяются бизнес-единицой самостоятельно и утверждается вышестоящим уровнем.10

8. По обязательности планирования плановых заданий:

Директивное планирование требует  безусловного выполнения утвержденных плановых заданий. Обязательным условием директивного планирования является контроль и стимулирование выполнения плана. Индикативное планирование – это советующее, ориентирующее планирование. В настоящее время понятие «индикативное планирование» используют не только на макро-, но и на микро-уровне. Индикативные планы представляют собой планы-прогнозы и составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам ориентироваться с целью помочь хозяйствующим субъектам ориентироваться и разрабатывать собственные планы, исходя из видения будущего высшими органами управления фирмы. В этом случае стимулированию подвергается не достижение планового значения индикатора, а достижение более высоких результатов по сравнению с конкурентами, прошлым отчетным периодом или аналогичным подразделением фирмы.

При смешанном планировании часть планов носят директивный  характер, а часть – индикативный. Причем, при оперативном планировании чаще используется директивы, а при стратегическом планировании – индикаторы.

9. По особенностям постановки  цели:

Сторонники реактивного  планирования устанавливают цели организации  исходя из анализа данных за прошлые  периоды и результатов экстраполяции  их на будущее. Например, если в ходе анализа данных за прошлые периоды  выявлено, что объем реализации ежемесячно рос на 1%, то запланированный темп прироста объемов реализации на следующий месяц составит 1%. При этом считается, что предприятие не может влиять на состояние внешней среды. Поэтому бессмысленно пытаться увеличить объем реализации более чем на 1%.

Инактивное планирование ориентируется на существующее положение  предприятия. Например, известный резерв снижения себестоимости выпускаемой продукции составляет 2%. Тогда в плановом периоде будет запланировано снижение себестоимости данной продукции на 2%.

Преактивное планирование предполагает установление желаемых целей без  учета существующих возможностей организации. Это приводит к осуществлению непрерывных изменений в различных сферах деятельности организации, а также частому невыполнению плановых заданий.11

Концепция интерактивного планирования основана на предложении, что будущее  подвластно контролю и в значительной степени является результатом сознательной деятельности участников планирования. Интерактивное планирование предполагает проектирование желаемого будущего на основе анализа современного состояния, прошлых тенденций и перспектив развития внутренней и внешней среды и определение способов постепенного приближения к данному будущему. В связи с этим, фирмы должны не просто приспосабливаться к изменяющимся условиям среды функционирования, но и активно влияет на эту среду, делая ее более благоприятной для своего существования.

 

    1. Методы финансового планирования

 

Методы планирования –  конкретные способы и приема расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математические моделирование.

Для планирования финансовых показателей и составления финансовых планов используют методы: нормативный; расчетно-аналитический; балансовый; оптимизации плановых решений; экономико-математическое моделирование.12

Информация о работе Виды и методы финансового планирования