Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:55, курсовая работа
Развитие рыночных отношений в нашей стране, обострение борьбы за рынки сбыта, интеграция российской экономики в мировое экономическое сообщество неизбежно ставят вопрос повышения конкурентоспособности предприятий. Это может быть обеспечено только за счет четкого планирования их деятельности и быстрого реагирования на изменение условий функционирования.
Введение
1. Сущность, методы и виды внутрифирменного финансового планирования
1.1 Основные понятия финансового планирования, история его возникновения и развития
1.2 Методы финансового планирования и прогнозирования
1.3 Виды финансового планирования
2. Бюджетирование как инструмент внутрифирменного финансового планирования
2.1 Сущность процесса бюджетирования
2.2 Организация бюджетирования на предприятии
2.3 Основные проблемы при создании и внедрении системы бюджетирования
Заключение
Список используемых источников
Система нормальных уравнений в данном примере имеет вид:
6а0 + 15,6а1 + 21а2 = 17,7;
15,6а0 + 41а1 + 56,6а2 = 47,2;
21а0 + 56,6а1 + 91а2 = 68,3.
Решая эту систему, находим параметры уравнения регрессии (а0, а1, а2). Подставляя в формулу соответствующее значение параметра, получаем следующую зависимость:
Yt = - 0,2 – 0,1yt-1 + 0,9t.
Для характеристики адекватности уравнения зависимости можно использовать величину среднего относительного отклонения:
.
Если e < 15%, считается, что уравнение зависимости может использоваться в прогнозных целях. В нашем примере e = 1,53% , что составляет менее 15%, следовательно, полученное уравнение зависимости мы можем использовать для определения прогнозного значения объема продаж (Yt) в 2010 году, подставив нужное значение t ,в данном случае равное семи:
Yt = - 0,2 – 0,1 × 4,6 + 0,9 × 7 = 5,6 (млрд. руб.).
Таким образом,
с использованием метода обработки
временных рядов мы рассчитали прогнозное
значение объема реализации ОАО «НК»
в 2010 году. На практике можно осуществлять
расчеты с использованием нескольких
методов и выбирать усредненное
значение из всех прогнозных значений
конкретного показателя. Однако при
этом необходимо учитывать, что значение
показателя определяется не только возможностями
предприятия, но и факторами конъюнктуры:
деятельностью конкурентов, объемом
платежеспособного спроса, результативностью
рекламы и многими другими
факторами. Отметим, что ОАО «НК»
в годовом отчете за 2009 год представила
плановый объем продаж в сумме 5,2
млрд. руб., что несколько ниже прогнозного
значения. Поэтому можно сказать,
что прогноз позволяет
Таким образом,
процесс планирования и прогнозирования
на предприятии многогранен и
распределен во времени, поэтому
считаем необходимым
1.3 Виды финансового планирования
Обычно
финансовое планирование в зависимости
от периода осуществления и
Однако авторы Лихачева и Щуров более детализировали классификацию финансового планирования по срокам действия. Они разделили финансовое планирование на стратегическое; перспективное; бизнес-планирование; текущее (бюджетирование); оперативное.
Мы будем придерживаться более распространенным мнением авторов по этому вопросу и рассмотрим планирование по трем направлениям: стратегическое, тактическое и оперативное. Основа формирования финансовых планов – долгосрочные цели, определяемые руководством предприятия в процессе стратегического планирования. Стратегическое планирование основано на принятии основополагающих финансовых решений, например, реорганизация бизнеса (приобретение еще одного предприятия, закрытие предприятия и т.д.) и инвестиционных решений. Количество, содержание этапов составления и форма стратегического плана могут существенно отличаться и зависят от формы собственности, отраслевой принадлежности и размеров предприятия22.
Слабость
распространения
Стратегическое
планирование включает разработку финансовой
стратегии предприятия и
Стратегическое планирование включает разработки трех основных прогнозных финансовых документов:
Основная цель разработки этих документов заключается в оценке финансового положения предприятия на конец планируемого периода
Для составления
прогнозных финансовых документов важно
правильно определить объем будущих
продаж (объем реализованной
Объем будущих продаж можно рассчитать, используя следующие методы: эвристические; анализ временных работ; эконометрические модели23.
На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство.
На основе полученных данных разрабатывается прогнозный отчет о прибылях и убытках, который позволяет определить сумму прибыли в предстоящем периоде. При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод «издержки – объем – прибыль» (маржинальный анализ). Далее разрабатывается прогноз движения денежных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения денежных средств учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке прогноза позволяет повысить результативность управления денежными потоками.
Прогноз баланса на конец планируемого периода отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и источников финансирования организации. Целью разработки прогноза баланса является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала24.
Текущее планирование финансовой деятельности (бюджетирование) состоит в разработке системы финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия. Оно позволяет определить тактику предприятия на более короткий период, как правило, на год с разбивкой по кварталам. Цель формирования тактики – определение сумм инвестиций в оборотные активы и источники их финансирования25.
Текущее планирование является наиболее значимым этапом процесса планирования финансов, поэтому считаем необходимым рассмотреть этот вопрос более подробно во второй главе. Для контроля за выполнением плановых финансовых показателей, за поступлением и рациональным расходованием денежных средств в течение года предприятие использует оперативные финансовые планы, которые дополняют текущее планирование.
С помощью
оперативных финансовых планов предприятие
определяет объем финансовых ресурсов
для обеспечения текущей
Оперативное финансовое планирование включает в себя составление:
• платежного календаря;
• кассового плана;
• кредитного плана.
Платежный
календарь – это план организации
производственно-финансовой деятельности
предприятия, в котором календарно
взаимосвязаны все источники
денежных поступлений и расходы
за определенный период времени. Он полностью
охватывает денежный оборот организации,
дает возможность увязать
Кассовый план отражает поступление наличных денег и их использование на выплату заработной платы персоналу, на командировочные, канцелярские и другие расходы. Он разрабатывается для планирования оборота наличных денег на квартал и представляется в учреждение банка, с которым у предприятия заключен договор о расчетно-кассовом обслуживании26.
Кассовый план необходим предприятию для того, чтобы по возможности более точно представлять размер выплат. Правильное составление кассового плана позволяет обеспечить строгий контроль за движением денежной наличности, своевременным ее получением и целевым использованием.
Кредитный план состоит из сумм планируемых банковских ссуд на предстоящий год и процентов за пользование ими, а также из объемов и сроков погашения банковских кредитов27.
Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели основные аспекты процесса финансового планирования на предприятии, а также затронули вопрос о том, как осуществляется планирование в условиях кризиса.
В следующей главе, как было заявлено выше, рассмотрим наиболее актуальный на сегодняшний день вопрос – процесс бюджетирования.
2. Бюджетирование как инструмент внутрифирменного финансового планирования
2.1 Сущность процесса
Бюджетирование является наиболее обсуждаемой темой в разных научных публикациях. Информационно-консультационные фирмы предлагают свои услуги по внедрению системы бюджетирования на предприятии, по автоматизации и сопровождению данной системы. Топ-менеджеры и директора предлагают ознакомиться с опытом создания бюджетирования на их предприятии, оценивают положительные и отрицательные стороны этого процесса. По бюджетированию издается отдельная учебная литература. Все представленные аргументы свидетельствуют о том, что данный процесс является весьма актуальным и это послужило тем фактом, чтобы вынести его для рассмотрения в отдельный параграф. Далее перейдем непосредственно к изучению сущности бюджетирования.
Бюджетирование
– это процесс составления, принятия
бюджета предприятия и
Бюджетирование – это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов, а с другой — технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.
Невозможно дать однозначное определение термину бюджетирование. Многие авторы трактуют его по-разному. Однако принципиальное отличие в подходах состоит в том, что одни авторы рассматривают бюджетирование в более узких границах, как инструмент финансового планирование, другие утверждают, что речь идет о полноценной системе управления28. Мы будем придерживаться второго подхода, согласно которому планирование – это только одна, хоть и очень важная, часть бюджетирования. А на самом деле, бюджетирование содержит в себе почти все этапы цикла управления за единственным исключением – этап формирования целей находится на более высоком уровне. Тем не менее, мы с полным правом можем использовать термин «бюджетное управление». Рассмотрим этот процесс подробнее.
С помощью бюджетирования решаются важные управленческие задачи (см. рисунок 1)29.
Рисунок 1. – Управленческие задачи, решаемые с помощью бюджетирования
Таким образом, назначение бюджетирования на предприятии заключается в том, что это основа планирования и принятия управленческих решений на предприятии, оценки всех аспектов финансовой состоятельности предприятия, контроля и управления материальными и денежными ресурсами предприятия, укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам предприятия в целом и собственникам его капитала.
На каждом
предприятии может быть своя специфика
бюджетирования в зависимости, как
от объекта финансового
В процессе бюджетирования, как было изложено выше, разрабатываются бюджеты.
Бюджет
предприятия – это план, составленный
на следующий период, или факт отчетного
периода в натуральном и
Информация о работе Внутрифирменное планирование финансовой деятельности предприятия