Возможности использования японского опыта в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обосновать возможность использования японского опыта в России, определить конкретные формы использования в нашей стране.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить историю и развитие инновационной деятельности в Японии;
- выявить особенности и направления японских инноваций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………….….3
Глава 1. Исторические аспекты и особенности японского менеджмента………5
1.1. История и развитие инновационной деятельности в Японии.................5
1.2. Особенности японского менеджмента……………………………………9
Глава 2. Направления и организация инноваций….......................................14
2.1. Особенности и направления японских инноваций………………………14
2.2. Организация научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в компаниях………………………………………………………..16
2.3. Опыт Японии в поддержке инновационных Малых Средних Предприятий …………………………………………………………………….20
Глава 3. Возможности использования японского опыта в России..............…38
Заключение………………………………………………………………..……...44
Список литературы…………………………………………………………..….46

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ123 (1) (1).doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Первое и самое главное – японский менеджмент добился успехов за счет низких цен и высокого качества товаров и услуг. Различные научные школы указывают на причины, по которым японские корпорации могли устанавливать низкие цены, а западные конкуренты не имели такой возможности. Западные менеджеры и ученые обвиняют японские корпорации в снижении цен и в нарушении таким образом незыблемого закона капитализма: прибыль, полученная в результате производства товаров и услуг, недоступна многим, если государство не будет перераспределять ее, поддерживая личные доходы людей. Фактически, среднестатистическая американская или европейская семья, представляющая рабочий класс, не имела возможности купить обыкновенный телевизор без перераспределения прибыли, которое носило форму кредитов или покупок в рассрочку. Такое положение вещей сохранялось до тех пор, пока на глобальных рынках не появились японские телевизоры, которые снизили цены на бытовую технику на 50 % и более. Западные экономисты пытались связать низкие цены с дешевым рабочим трудом, но при этом они так и не объяснили, почему качество товаров было высоким, а цены низкими.[9c 110 - 156]

На волне успеха японских корпораций, снижавших цены на товары и услуги, ученые невольно создали миф о сопутствующем технологическом развитии. Согласно распространенной среди западных экономистов точке зрения, технологические инновации проходят легко только в том случае, если сопровождаются снижением доходности капитала и нарушением авторских прав (пиратством). Однако японские корпорации всегда осуществляли научные исследования и разработку продуктов и внедряли технологические инновации, которые обеспечивались преимущественно за счет частного вклада, а не являлись следствием пиратства или снижения прибыли. Хотя в некоторых секторах правительственный вклад был весьма существенным, технологический прогресс в основном охватил частный сектор. Технологическое развитие помогло японским корпорациям максимизировать их рыночные доли, если не прибыль, потому что передовые технологии позволили обеспечить низкие цены и высокое качество. Западные аналитики, изучавшие японские инновации, не могли пройти мимо того аргумента, что Япония преуспела благодаря своей превосходной системе образования. Они утверждали, что японское образование дает глубокие знания в области математики и естественных наук и это создает фундамент для технологического прогресса. При этом западные аналитики так и не сумели раскрыть институциональный секрет низкого коэффициента прогулов (абсентеизма) и отсутствия пиратства (нарушения авторских прав).

В заключении, овладение стержнем японского менеджмента – отказ от узкой специализации, универсальное развитие работника и связанные с таким развитием стабильная занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы и т.д. – необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.

глава 2. направления и организация  инноваций

2.1 Особенности и направления  японских инноваций

 

Не оставляет сомнений высокий уровень научно-технического развития и инновационного потенциала Японии. Напряженная внутренняя конкуренция делает постоянные инновации необходимым условием выживания и успеха на рынке; высокий уровень развития прикладной научно-исследовательской базы и высокая способность частных компаний к внедрению и коммерческому применению результатов научных исследований, а также гибкость и бездефектность производственной системы позволяют японским компаниям активно осуществлять инновационную деятельность.

В результате, Япония является одним из мировых лидеров в научно-технической области с высокой долей высокотехнологичной продукции в экспорте, а также крупнейшим экспортером технологий в виде продажи лицензий.

Вместе с тем обращают на себя внимание и некоторые слабые стороны инновационной системы Японии. В первую очередь это недостаточное внимание японских компаний к фундаментальным исследованиям при чрезмерном увлечении прикладными. Во-вторых, значительным препятствием на пути дальнейшего научно-технического и инновационного развития является недостаточный уровень доступности венчурного капитала, который в США и Европе является основным двигателем инновационного процесса, «беря на себя» проекты с высокой степенью риска.

По скорости разработок и запуска в производства японцы сильно опережают другие страны. Японская автоиндустрия выходит на рынок через месяц после начала производства. США для этого требуется 4 месяца, европейцам - 2 месяца. По скорости доработки нового продукта в период рыночной его жизни новые участники международного технологического бизнеса также превосходят своих конкурентов. Японцам, например, достаточно четырех месяцев для достижения нормального уровня качества. США требуется 5 месяцев для выхода на нормальную производительность и 11 месяцев - для достижения нормального уровня качества. В Японии число малых предприятий составляет около 99% от общего числа предприятий. Около 6,5 млн. предприятий в Японии - малые и средние инновационные предприятия. Занято на них 54 млн. человек, т.е. 79% всей рабочей силы Японии. Японцы в значительной степени благодарны малым предприятиям, они осуществляет свою дальнейшую государственную политику по их поддержке в связи с тем, что сразу после Второй мировой войны их рост, экспорт их продукции помогли восстановлению экономики страны в целом: существенные долларовые инъекции, заработанные малыми предприятиями, шли не столько на их дальнейшее развитие, сколько на восстановление крупных промышленных предприятий Японии.[10c 87-119]

Таблица1.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ЯПОНСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ НАУКИ  И ТЕХНОЛОГИЙ

Углубление  фундаментальных и прикладных исследований

Расширение  центров технологического развития, созданных на основе международного сотрудничества с участием бизнеса, правительства и университетов

Определение приоритетов  в инновационной политике  
Стимулирование исследований в промышленности


Продвижение технологической  политики посредством расширения внешних  связей

Участие в международном  обмене технологиями для решения  глобальных проблем  
Расширение международного сотрудничества в области научных исследований  
Передача технологий развивающимся странам в целях ускорения их экономического развития


Развитие науки  и технологий в гармонии с населением и природой

Технологии, направленные на поддержку пожилых людей  
Технологии, связанные с человечеством, с общественно-культурной жизнью  
Технологии, направленные на охрану природы и повышение жизненного уровня


Развитие технологической  политики направленной на развитие регионов

Создание региональной системы продвижения технологий  
Улучшение региональной политики планирования и координации мероприятий  
Привлечение молодых исследователей в региональные технологические центры



Вывод: в результате активной инновационной  деятельности Япония занимает первое место в мире по уровню ВВП на душу населения, эффективности использования  ресурсов, темпам экономического роста  среди промышленно развитых стран, продолжительности жизни населения.

2.2 Организация научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в компаниях.

 

В Японии большая часть НИОКР сосредоточена в промышленных компаниях, где появляется, примерно, 80 процентов крупных изобретений и нововведений в области техники и технологии.

Можно выделить несколько видов организации управления НИОКР в японских компаниях.

Первый вид включает лаборатории общих исследований с внутренней специализацией по принципиальным (стратегическим) направлениям и лаборатории, которые специализируются на решении прикладных задач.

Второй вид отличается составом лабораторий и отделов, специализирующихся на предметных разработках и действующих автономно. Структурно лаборатории состоят из отделов, а отделы (со статусом лабораторий) включают лаборатории.

Третий вид характеризуется составом лабораторий, специализация которых соответствует специализации заводов, выпускающих ту или иную продукцию.[7c 34-98]

Как правило, организационная структура управления НИОКР в рамках компании представляет собой автономную систему. Научно-исследовательские лаборатории могут быть объединены технологическим Центром или Центром НИР. Такой Центр, наряду со своей главной стратегической функцией (ориентация на перспективные разработки) может выполнять и другие функции, связанные, например, со сбытом, подбором персонала и т.д.

Другая черта японской системы организации НИОКР - значительное внимание к информации относительно технологических процессов и стремление снять с руководителей научно-исследовательских подразделений заботу о финансах. Технологическая информация становится предметом как тактических, так и стратегических решений. При этом прогнозы в области технологии являются одним из ведущих звеньев, поскольку создают необходимую ориентацию у руководителей и сотрудников научно-исследовательских подразделений.

В 1988 году японская фирма "Нихон Кейдзай Шимбук Инк" и американская консультативная фирма "Буз Аллен энд Гамильтон" провели опрос менеджеров из 102 американских, 95 японских, 79 западноевропейских компаний, а также 27 компаний азиатского региона по вопросу технологического развития до 2011 года.

Отвечая на вопрос об эффективных средствах форсирования этого развития, представители промышленных кругов Японии и стран Западной Европы в первую очередь отметили совершенствование системы обучения управленческих кадров и расширение научно-технических коммуникаций, а затем рост размеров государственного финансирования и укрепление научно-исследовательского партнерства. По мнению американских менеджеров, наиболее важным является развитие форм межфирменной кооперации в области НИОКР и расширение сотрудничества с университетами, а после этого -размеры государственного финансирования. Менеджеры из азиатских стран отдали предпочтение государственному финансированию, считая его наиболее эффективным для ускорения научно-технического прогресса в ближайшие пятнадцать лет.

Подавляющее число менеджеров считает, что только компании, реализующие мощные программы научных исследований и разработок, могут рассчитывать на успех в борьбе за рынки в XXI веке. Такую оценку дали 81,5 процента японских менеджеров и соответственно 71,4 и 60,8 процента руководителей из стран Западной Европы и США.

Важное место в организации НИОКР принадлежит также межкорпорационным формам. В послевоенный период такой формой стали профессиональные научные общества, многие члены которых представляют промышленные компании. Позже им на смену пришли промышленные союзы, где необходимые функции выполняют работники, делегированные компаниями на определенный период времени.

Благодаря этим союзам в Японии осуществляются национальные научно-исследовательские проекты, которые затем служат основой для работы промышленных компаний.

Как уже отмечалось, основная доля финансирования для выполнения НИОКР приходится на частный сектор. Государство выступает "незначительным финансистом". Поэтому многие японские компании, выполняя собственные научно-исследовательские работы, одновременно разрабатывают тематику в соответствии с национальными проектами, способствуя, таким образом, их финансовой, кадровой и материальной поддержке.

Своеобразными межкорпоративными организациями выступают комитеты и советы министерств и ведомств, в которых представлены специалисты из промышленных союзов, ассоциаций и университетов.

Правительство Японии создает также "получастные" и "полуобщественные" организации с финансовой поддержкой со стороны промышленности. В них на основе временного перевода работают сотрудники из компаний, а также ушедшие на пенсию служащие правительственного аппарата. Тематика научных исследований в таких организациях может быть весьма разнообразной и объемной, с которой бы в одиночку не справилась та или иная компания.

Другим видом межкорпоративной организации научных исследований выступают комитеты по связи. Они осуществляют деятельность под контролем одного из банков и имеют название "группы" соответствующего банка. В свою очередь, имеются следующие разновидности групповой формы.

Первая форма - объединение групп в одну целую или метагруппу, менее подконтрольную банковскому капиталу.

Вторая форма - группа как взаимосвязь между поставщиками узлов и деталей, а также сборщиками конечной продукции.

Третья форма - как результат отделения или разделения отделов под влиянием изменений в деятельности компании. При этом родительская компания выполняет основные функции управления НИОКР.

Четвертая форма - связь корпоративных групп с торговыми компаниями.

Для проведения работ по новым научно-исследовательским темам некоторые компании объединяются через существующие межкорпоративные группы, образуя совместные проекты. При этом каждая компания специализируется на какой-то части проекта, поставив перед собой вполне конкретные цели.[11c 45-78 ]

Информация о работе Возможности использования японского опыта в России