Задачи финансового анализа в финансовом менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы финансового анализа 5
1.1 Сущность и задачи финансового анализа 5
1.2. Информационная основа финансового анализа, его пользователи 7
1.3 Классификация методов и приёмов финансового анализа 10
2 Система показателей и методика финансового анализа 15
2.1 Финансовые показатели, алгоритм их расчета 15
2.2 Анализ рентабельности предприятия и деловой активности 17
2.3 Анализ финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности 23
3 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Текс» 29
3.1 Анализ баланса предприятия ООО «Текс» 29
3.2 Анализ ликвидности баланса 32
3.3 Анализ показателей платежеспособности 33
3.4 Анализ показателей деловой активности и рентабельности 36
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Приложение № 6

Файлы: 1 файл

Курсовая ФМ.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

К характерным особенностям метода относятся: использование системы  показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними. В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов. Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические [4, с. 65].

К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки; прием цепных подстановок.

Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.

Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового результата. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

Методы финансового  анализа можно разбить на три  основные группы:

1) методы, прямо или  косвенно заимствованные из других  наук;

2) модели, используемые  при проведении финансового анализа; 

3) методы чтения финансовой отчетности.

Существуют различные  классификации методов, которые  могут быть применимы в финансовом анализе. Первый уровень классификации  выделяет неформализованные и формализованные методы анализа.

Первые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц и т.п. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт, знания и аналитика.

Ко второй группе относятся  методы, в основе которых лежат  достаточно строгие формализованные  аналитические зависимости. Известны десятки этих методов. Они составляют второй уровень классификации.

Классические методы анализа хозяйственной деятельности и финансового анализа: цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, выделения изолированного влияния факторов, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов, дисконтирования.

Традиционные  методы экономической статистики: средних и относительных величин, группировки, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики.

Математико-статистические методы изучения связей: корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ, метод главных компонент, ковариационный анализ, метод объекто-периодов, кластерный анализ и др.

Эконометрические методы: матричные методы, гармонический анализ, спектральный анализ, методы теории производственных функций, методы теории межотраслевого баланса.

Методы экономической  кибернетики и оптимального программирования: методы системного анализа, методы машинной имитации, линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое программирование, выпуклое программирование и др.

Методы исследования операций и теории принятия решений: методы теории графов, метод деревьев, методы байесовского анализа, теория игр, теория массового обслуживания, методы сетевого планирования и управления.

Чаще других используются методы дисконтирования, машинной имитации, корреляционно-регрессионного анализа, факторного анализа, обработки рядов  динамики и др.

Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Можно выделить три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные модели известны также, как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности.

Предикативные модели – это модели предсказательного, прогностического характера, используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.

Нормативные модели позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т. п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это  дедуктивный метод, то есть от общего к частному, но он должен применяться  многократно. В ходе такого анализа  как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Практика финансового  анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

  • горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  • вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
  • трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
  • анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
  • сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
  • факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

На практике чаще использоваться дескриптивная модель, т. е. модель описательного характера, в рамках которой применимы следующие методы и направления анализа:

  • вертикальный и горизонтальный анализ отчетности – выражением данного метода является построение сравнительного аналитического баланса;
  • построение системы аналитических коэффициентов, на основе которых будут рассматриваться финансовая устойчивость, ликвидность;
  • факторный анализ – определение степени влияния отдельных составляющих показателя на его величину – проводиться при рассмотрении структуры активов и пассивов, выручки от реализации;
  • анализ рентабельности – показатели этой группы используются для оценки общей эффективности вложения средств в данное предприятие.

 

 

 

 

 

2 Система показателей  и методика финансового анализа

 

2.1 Финансовые  показатели, алгоритм их расчета

 

Экономический анализ хозяйственной  деятельности в условиях рыночной экономики  все более приобретает характер системного анализа. При проведении системного анализа выделяют, как  правило, шесть этапов.

На первом этапе объект исследования представляется как система, для которой определяют цели и  условия функционирования. Хозяйственную  деятельность предприятия можно  рассматривать как систему, состоящую  из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции.

Целью работы предприятия  является рентабельность, т. е. по возможности  высокий результат в денежном выражении за рассматриваемый период времени. Задача системного анализа  — рассмотреть все частные  факторы, обеспечивающие более высокий уровень рентабельности. Экономический принцип деятельности предприятия обеспечение либо максимального выпуска продукции при данных затратах ресурсов, либо альтернативно заданного выпуска продукции при минимальном расходе ресурсов. Условия функционирования предприятия определяются системой долговременных экономических нормативов налогообложения и внешнеэкономическими связями предприятия, т. е. рынком финансирования, рынком купли и рынком продажи.

На втором этапе анализа  производится отбор показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

На третьем этапе  проведения системного экономического анализа составляется общая схема  системы, устанавливаются ее главные  компоненты, функции, взаимосвязи, разрабатывается  схема подсистем, показывающая соподчинение их элементов (табл. 3, приложение № 2).

На четвертом этапе системного анализа хозяйственной деятельности определяются все основные взаимосвязи и факторы, дающие количественные характеристики.

На пятом этапе строится модель системы на основе информации, полученной на предыдущих этапах. В нее вводят конкретные данные о работе предприятия, и получают параметры в числовом выражении.

Завершающий шестой этап анализа — работа с моделью. Он включает объективную оценку результатов хозяйственной деятельности, комплексное выявление резервов для повышения эффективности производства.

Главное в комплексном  анализе — системность, увязка отдельных  разделов — блоков анализа между  собой, анализ взаимосвязи и взаимной обусловленности этих разделов и вывод результатов анализа каждого блока на обобщающие показатели эффективности.

Методика комплексного экономического анализа для целей  управления должна содержать следующие  составные элементы:

- определение целей и задач экономического анализа;

- совокупность показателей для оценки возможности достижения целей и задач;

- схему и последовательность проведения анализа;

- периодичность и сроки проведения управленческого анализа;

- способы получения информации и ее обработки;

- способы и методы анализа экономической и финансовой информации;

- перечень организационных этапов проведения анализа и распределение обязанностей между службами предприятия при проведении комплексного анализа;

- систему организационной и вычислительной техники, необходимой для анализа;

- порядок оформления результатов анализа и их оценку;

- оценку трудоемкости аналитических работ.

Взаимосвязь основных групп  показателей хозяйственной деятельности определяет разделы и последовательность проведения комплексного анализа:

1. Комплексный обзор обобщающих показателей производственно-хозяйственной деятельности.

2. Анализ организационно-технического  уровня производства и качества  продукции.

3. Анализ натуральных  и стоимостных показателей объема  производства.

4. Анализ использования  основных фондов и работы оборудования.

5. Анализ использования  материальных ресурсов.

6. Анализ использования  труда и заработной платы.

7. Анализ себестоимости  продукции.

8. Анализ прибыли и  рентабельности.

9. Анализ финансового  состояния и диагностика банкротства.

10. Обобщающая оценка  работы и анализ эффективности  производства.

2.2 Анализ рентабельности  предприятия и деловой активности

 

Результативность  и экономическая деятельность функционирования предприятия оцениваются не только абсолютными, но и относительными показателями. К последним, в частности, относится система показателей рентабельности.

В широком смысле слова  понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается  рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл  — определение суммы прибыли  с одного рубля вложенного капитала.

Информация о работе Задачи финансового анализа в финансовом менеджменте