Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 16:06, контрольная работа
Проблемы трудовой мотивации актуальны для большинства предприятий и организаций в современной России. Мотивация – сложнейшая научная проблема и одновременно практическая задача, с которой сталкивается любой менеджер, при этом невозможно тиражирование зарубежных и отечественных подходов без тщательной адаптации к особенностям конкретной организации. Еще в социалистическом обществе в качестве основных побудительных мотивов работников авторы выделяли, в том числе и моральные, определяя их как «мотивы, связанные не с личной материальной выгодой, а с бескорыстными побуждениями к труду, с заботой об интересах общества, с моральным долгом трудящихся, с потребностью организма в облагораживающем влиянии труда». Данный подход вполне понятен с учетом специфики времени, однако, на наш взгляд, утратил свою актуальность применительно к определению существа мотивации работников в современный период.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Основные понятия мотивации……………………………………………….4
2.Отечественный опыт мотивации труда…………………………………....11
3.Зарубежный опыт мотивации труда……………………………………....14
Заключение………………………………………………………………….…16
Список литературы и источников…………………………………………...18
Подход к мотивации с точки зрения процесса предполагает, что человеческим поведением можно управлять, перестраивая среду, в которой работник трудится, или процесс труда. Этот подход разрабатывался Б. Скиннером и в теории предпочтения-ожидания В. Врума. В модели справедливости Л. Портер и Э. Лоулер считают, что оценка труда должна быть справедливой, по мнению самого работника[1; 178].
Теории мотивации А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. МакКлеланда, Ф. Герцберга основываются на выявлении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать, так или иначе. Эти теории отражают механизмы, увязывающие поведение людей с удовлетворением их потребностей. В отличие от них, теории мотивации С. Адамса, В. Врума основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди. При этом учитываются такие факторы, как восприятие человеком ситуации, его способность к обучению и познанию окружающей действительности.
Из этого следует, что все эти теории мотивации следует рассматривать в комплексе, лишь тогда они позволяют получить наиболее адекватную картину отражаемого явления.
Одной из интегральных форм социально-трудовых отношений на профессионально-трудовом уровне является отношение работника к труду, его трудовая мотивация. Под воздействием осуществляемых экономических реформ в современной России происходят существенные изменения трудовых функций работников различных профессиональных отрядов, структуры мотивов и ценностных ориентаций работника в зависимости от конкретных условий и особенностей содержания труда, факторов, определяющих производительность индивидуального и коллективного труда, а также наблюдается влияние индивидуально-типологических характеристик личности на структуру мотивации.
2.Отечественный опыт мотивации труда.
Преобразования в Российской
Федерации в социальной, экономической
и других сферах жизнедеятельности
связаны с процессом
Рассмотрим способы улучшения мотивации труда, традиционные для нашей страны. Они объединяются в пять относительно самостоятельных направлений:
1. Материальное стимулирование.
2. Улучшение качества рабочей силы.
3. Совершенствование организации труда.
4. Вовлечение персонала в процесс управления.
5. Неденежное стимулирование[16; 176].
Проводимые
в России социально-экономические
преобразования направлены на формирование
социально ориентированной
Вместе
с тем, многочисленные исследования
убедительно показывают, что структура
мотивации труда российских работников
претерпела изменения в сторону
усиления роли материальных стимулов,
что представляет собой большую
проблему с точки зрения развития
как отдельной личности, так и
общества в целом, поскольку жизнедеятельность
и развитие личности и общества должны
осуществляться не только на уровне удовлетворения
первичных физиологических
Т.о., успешные мотивационные программы российских предприятий содержат в себе единый ключевой принцип – система льгот как главный стимулирующем механизм, который описывается следующими положениями:
1. Иерархия отношений.
- наличие
иерархических статусов для
- в
одном отделе не может быть
двух работников одного
- все работники должны иметь точное представление о статусе своих коллег;
- критериями статуса являются стаж работы и трудовая активность;
- различия
в статусе строятся на
2. Круговая порука.
- коллектив
несет групповую
- групповое
наказание должно быть
- необходимо
как «акт устрашения», в
- премирование
за успехи также носит
3. Льготы.
Льготы должны быть значимы,
а поэтому ощутимыми в случае
потери. Такими льготами были
определены следующие по
- ведомственное
жилье, которое может быть
- ведомственный автомобиль, который дарится работнику;
- путевки в санатории и дома отдыха;
- обучение работников и их детей за счет средств организации;
- путевки
и их частичная оплата для
детей работников в детские
дошкольные учреждения или
- возможность
пользоваться средствами и
- индивидуальные
и групповые «послабления» в
регламенте трудовой
4. Регулярная
аттестация. Цель аттестации
– изменение статуса
3.Зарубежный опыт мотивации труда.
Несмотря на использование одинаковых теорий мотивации труда, созданных в основном зарубежными учеными, подходы к мотивации труда в России и за рубежом сильно разнятся. Наиболее значительные успехи в управлении мотивацией труда и персоналом фирм достигнуты в Японии и США.
Сравнительная характеристика японской и американской моделей управления приведена в таблице 1.3 [11, c. 240].
Таблица 1.3 – Сравнительный анализ американской и японской
концепций мотивации
N п/п |
Японская модель |
Американская модель |
1 |
Управленческие решения |
Индивидуальный характер принятия решений |
2 |
Коллективная ответственность |
Индивидуальная |
3 |
Нестандартная, гибкая структура управления |
Строго формализованная |
4 |
Неформальная организация |
Четко формализованная процедура контроля |
5 |
Коллективный контроль |
Индивидуальный контроль руководителя |
6 |
Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост |
Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе |
7 |
Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль |
Главное качество руководителя – профессионализм |
8 |
Ориентация управления на группу |
Ориентация управления на отдельную личность |
9 |
Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату |
Оценка управления по индивидуальному результату |
10 |
Личные неформальные отношения с подчиненными |
Формальные отношения с |
11 |
Продвижение по службе по старшинству и стажу работы |
Деловая карьера обуславливается личными результатами |
12 |
Подготовка руководителей |
Подготовка |
13 |
Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д. |
Оплата труда по индивидуальным достижениям |
14 |
Долгосрочная занятость |
Краткосрочный наем на работу |
Можно сделать вывод, что наиболее приемлемым для российских предприятий является американский путь управления человеческими ресурсами, нацеленный на развитие инициативы, творческой самостоятельности работников и возможностей свободного предпринимательства. Из японского опыта управления мотивацией следует заимствовать меры, направленные на создание корпоративного духа, способствующего обеспечению положительного социально–психологического климата в коллективе.
Применение различных программ мотивации в зарубежной практике свидетельствует о широком разнообразии применяемых инструментов. Их общая классификация представлена на схеме 1.1.
Схема 1.1. Зарубежная практика программ мотивации на основе акции
Заключение
Мотивация — это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов. Центральное место в теории мотивации занимает понятие «мотив». Мотив— это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Нередко мотивы определяют и как первоначально не актуализированную готовность человека к определенному поведению.
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом еще более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности. Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности.
На основе проведенного анализ особенностей зарубежных и российских систем мотивации отметим ключевые теоретические позиции различия основ западного и российского стимулирования:
- западный работник «зарабатывает», русский – «заслуживает»;
- «зарабатывание»
есть рационально-
- для западного
работника наиболее типична