Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:05, курсовая работа
Предмет исследования - адаптация персонала к управленческим должностям.
Задачи:
Раскрыть сущность адаптации персонала организации.
Выделить этапы адаптации персонала
Описать виды адаптации персонала
Охарактеризовать особенности адаптации к управленческим должностям
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА……………………………………………………………….
5
1.1. Особенности адаптации личности……………………………………..
5
1.2. Понятие профессиональной адаптации персонала в организации ...
12
1.3. Этапы профессиональной адаптации персонала в организации .......
21
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..
27
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА К УПРАВЛЕНЧЕСКИМ ДОЛЖНОСТЯМ ………………………………
28
2.1. Виды адаптации персонала в организации ………………………....
28
2.2. Особенности адаптации персонала к управленческим должностям
32
2.3. Обучения руководителей, как формы адаптации их к должности ..
35
Выводы по 2 главе…………………………………………………………..
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….………….
43
Общим показателем адаптированности является отсутствие признаков дезадаптации. Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных воздействий. Дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма. Физиологические и психологические признаки дезадаптации соответствуют признакам стресса.
П. Медавар к двум традиционным аспектам рассмотрения адаптации (как процесс и как результат) добавил еще один: адаптация есть нечто такое, что организм или популяция вырабатывают у себя, чем они обладают в потенциале для успешного существования в условиях, которые изменяются в будущем. Это позволило А.А.Реану с соавторами рассматривать адаптацию не только как процесс и результат, но и как основание для формирования новообразований психических качеств [31].
Аспект рассмотрения адаптации, связанный с формированием в ходе нее различных новообразований, в определенном смысле интегрирует два выделенных ранее подхода (процессуальный и результативный). Здесь объектом рассмотрения является совокупность психических свойств, которые сформировались (развились) в процессе адаптации и привели к тому или иному результату. При этом в состав новообразований включаются не только совокупность знаний, умений и навыков, полученных и сформированных у себя субъектом адаптации, но и сложная система межличностного взаимодействия с профессиональным и социальным окружением. Выделение формируемых при адаптации новообразований человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности) позволяет полнее рассмотреть адаптационный процесс в его развитии. Как справедливо отмечал В.Т.Кудрявцев, развитие на любом уровне – это всегда порождение существенно нового [12].
При рассмотрении профессиональной адаптации следует выделять три взаимосвязанные аспекта:
Обычно исследователи
при рассмотрении профессиональной
(или социально-
Сам процесс адаптации включает в себя два аспекта - это, собственно, профессиональная адаптация и социально-психологическая. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Профессиональная адаптация играет большую роль в ситуации вхождения в организацию будущего специалиста, когда имеется в основном теоретическое представление о том, как происходит рабочий процесс [11].
Обратная ситуация наблюдается, когда на новое место приходит профессионал, за плечами которого, кроме профессионального опыта, опыт существования и развития в других организациях, с другими системами ценностей и отношениями. Здесь социально-психологическая адаптация имеет большее значение, чем профессиональная, поскольку нормы, ценности, система деловых и личностных взаимоотношений в новой команде накладываются на предыдущий опыт человека, и ему приходится зачастую ломать уже существующие стереотипы взаимоотношений в коллективе.
Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информации, и ее практической реализации; росте всех видов активности; удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности.
Большую роль в процессе успешной профессиональной и психологической адаптации играет служба персонала компании и психологи, занимающиеся разработкой проблем вхождения в коллектив новых сотрудников. В результате их деятельности разрабатывается целый комплекс мероприятий, позволяющий снизить как временные, так и психологические затраты на адаптацию новых сотрудников.
На этапе вхождения
человека в новый для него трудовой
коллектив, в организацию с
В качестве важнейшего критерия (и индикатора) профессиональной адаптации мы рассматриваем эффективность профессиональной деятельности. Профессиональная адаптация – процесс непрерывный, постоянно активизирующийся в изменяющихся условиях профессиональной среды. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные причины ухода — несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию — важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам [17].
Таким образом, при всех различиях во взглядах на сущность и критерии адаптации, исследователи сходятся на том, что для успешной адаптации необходимо создать сотруднику достаточно комфортные условия на рабочем месте, необходимо исследовать его психологические качества, уровень подготовки, уровень притязаний и соответствие уровня притязаний его потенциалу. То есть необходимо создавать механизмы адаптации и механизмы подготовки сотрудников к работе в реальных коллективах с их проблемами и традициями.
1.3. Этапы профессиональной адаптации персонала
Адаптация означает включение
личности в новую для нее предметно-
В соответствии с ними работник предъявляет и требования к организации к условиям труда, к оплате, содержанию, возможностям роста, к социальной среде [9].
Этапы профессиональной адаптации персонала:
Недостатки производственной практики как формы профессиональной адаптации в вузе:
Т.Ю.Базарова и Б.Л. Еремина выделяют такие этапы адаптации как:
Инструменты, применяемые
на первом этапе, - проведение вводных
тренингов и инструктажей, ознакомление
с корпоративной документацией
Таблица 1 – Распределение обязанностей между руководителем и менеджером.
Функции и мероприятия по ориентации |
Обязанности | |
Непосредственного руководителя |
Менеджера по персоналу | |
1.Составление программы |
+ |
Ассистирует |
2. Ознакомление новичков с |
+ | |
3.Объяснение задач и требований к работе |
+ |
|
4.Введение работника в |
+ |
|
5. Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников |
+ |
Как правило программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсий, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).
Часто в ходе проведения общей программы ориентации затрагиваются следующие вопросы:
Информация о работе Адаптация персонала к управленческим должностям