Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 21:03, курсовая работа
Цель данной контрольной работы - адаптация, её изучение это одна из современных технологий управления персоналом и её неотъемлемая часть. Задачами адаптации, соответственно, будут: теоретическое рассмотрение таких явлений, как адаптация, профессионально-техническое руководство, введение в должность; подробный анализ системы эффективного контроля над адаптацией персонала в организации.
Большое внимание уделено разбору и анализу различных точек зрения и подходов к явлениям, которые были описаны выше, для чего были применены обучающие материалы и статьи, относящиеся к управлению персоналом.
Введение………………………………………………………………….
3
Понятие адаптации………………………………………………...
1.1 Цели адаптации……………………………………………………
1.2. Виды адаптации………………………………………………….
2. Связь понятий «адаптация» и «профориентация»……………….
3. Этапы адаптации…………………………………………………....
4. Организация эффективного управления адаптацией…………….
5. Опыт адаптации и профориентации…………………………….…
Заключение………………………….....................................................
Список используемой литературы………………………
Введение………………………………………………………… |
3 |
1.1 Цели адаптации…………………………………………………… 1.2. Виды адаптации………………………………………… 2. Связь понятий «адаптация» и «профориентация»………………. 3. Этапы адаптации……………………………………… 4. Организация эффективного управления адаптацией……………. 5. Опыт адаптации и профориентации…………………………….… Заключение………………………….......... Список используемой литературы………………………………...... |
4 4 7 10 12 14 25 27 29
|
Введение
Адаптация персонала на рабочем месте - необходимая связь управления персонала. К сожалению, важность действий для профориентации руководства и адаптации рабочих в нашей стране, в течение длительного периода, не достаточно серьезно воспринята. В данный момент во многих государственных и коммерческих организаций не имеется никаких основных программ адаптации. В то же время имеется большой зарубежный опыт приспосабливания техники, которая только недавно начала заимствоваться. Тем временем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, самофинансирования и самоокупаемости, который сопровождается значительным освобождением и, следовательно, трудовым перераспределением, увеличивает число рабочих, которые должны справляться с новыми отраслями, или менять рабочее место и коллектив. Вследствие этого важность проблемы увеличения программ адаптации даже больше.
Цель данной контрольной работы - адаптация, её изучение это
одна из современных
Большое внимание уделено разбору и анализу различных точек зрения и подходов к явлениям, которые были описаны выше, для чего были применены обучающие материалы и статьи, относящиеся к управлению персоналом.
Надо заметить, что из-за нехватки российского
опыта в проблеме адаптации проявляется
и в недостатке материалов, авторы которых глубоко изучают
1. Понятие адаптации
2.1 Цели адаптации
Подбор и приём на
В некоторых случаях, руководители сами не дают раскрыться новому сотруднику.
«Он уже две недели работает, а продажи не растут, даже есть некоторое падение. Наверное, надо его менять».
Почему же возникают такие суждения?
В первую очередь, это незнание работодателем сроков вхождения некоторых категорий сотрудников.
Сроки вхождения сотрудников в
Исполнители 1 – 1,5 месяца
Специалисты 1,5 – 3 месяца
Руководители среднего звена 3 – 6 месяцев
Топ - менеджеры 8 – 12 месяцев
Чем больше компания, тем больше срок вхождения.
Сразу напрашивается вопрос, а можно ли сократить эти сроки? Конечно можно, если есть специальная программа адаптации нового сотрудника.
Для наиболее эффективного
решения данной задачи
Так называемая система адаптации,
направленная на вхождение нового сотрудника в компанию и должность.
Система адаптации разрабатывается индивидуально
для каждой компании и включает в себя несколько мероприятий,
которые дополняют друг друга и помогают
сотруднику:
-подробнее ознакомиться с деятельностью
предприятия;
-понять организационную и структуру принятия
решений принятую в компании;
-понять суть работы, и что от него требуется;
-быстрее обучится не обходимым для работы
дополнительным навыкам;
-быстрее установить отношения с коллегами;
-найти своё место в команде.
В систему адаптации персонала может входить:
-welcome-тренинг для новых сотрудников;
-система наставничества;
-программа адаптации;
-план адаптации для разных категорий
должностей;
-книга сотрудника;
-система оценки по результатам адаптационных
мероприятий.
Welcome-тренинг для новых сотрудников - позволяет
погрузить новых сотрудников в корпоративную
культуру компании, презентовать им сильные
стороны компании как работодателя, с
первых дней работы в организации сформировать
лояльность сотрудников, обеспечить понимание
ими целей и ценностей компании.
Система наставничества – обеспечивает
быструю и технологичную передачу стандартов
работы, знаний и навыков от опытных сотрудников
к новичкам без отрыва от производства.
Хорошо зарекомендовала себя в крупных
розничных сетях, производственных компаниях.
Порядок работы наставников закрепляется
в Положении о наставничестве.
Устанавливает последовательность действий для достижения поставленных целей и указывает, какими знаниями, умениями, компетенциями, навыками должен обладать новый сотрудник и какие результаты он должен показывать по окончании периода адаптации.
Но часто "новичок" приходит на предприятие, и его рабочее место не подготовлено, а остальные работники не особенно им обеспокоены, новичкам дают возможность выплывать самим. Но так как первое впечатление обычно остается надолго, такая процедура может долго отрицательно влиять на побуждения и отношение служащего к работе.
Такой опыт объясняется зачастую высокой текучестью штата впервые недели или месяцы работы, по этой причине новый служащий может иметь чувство отчуждения, возможно появление отрицательного положения относительно организации с самого первого дня работы. Если новых служащих предоставляют самим себе, то организация не сможет повлиять на то, что они случайно могут узнать, тем самым потеряют возможность произвести в них положительное отношение к работе и традициям фирмы.
Использование процедур адаптации облегчает вхождение новых служащих в организацию.
В общем виде адаптация
Термин "адаптация"
чрезвычайно широко применяется в различных
В определенной мере эти два вида адаптации пересечены друг с другом, но у каждого из них есть также независимые сферы влияния: социальная деятельность не замыкается на производстве, а индустриальная — включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.
Со стороны позиций управления персоналом большой интерес представляет индустриальная адаптация.
Именно такая адаптация
Основные цели адаптации, по А. Я. Кибанову представляют собой:
-сокращение стартовых затрат, так как, в
то время как новый рабочий не достаточно хорошо знает
рабочее место, его работа
-уменьшаются беспокойство и неуверенность у новых сотрудников;
-Сокращение текучести кадров, из-за того что новички могут неудобно чувствовать себя на новой работе и ненужными, они могут отреагировать на это увольнением;
-экономия времени главы предприятия и
служащих, как необходимая для работы программа, помогает
-развитие положительного отношения к работе, и получения удовлетворения от неё.
Кроме того, способы включения новых служащих в жизнь организации могут существенно раскрыть творческий потенциал в уже работающих сотрудниках и усилить их внедрение в корпоративную культуру организации.
Для главы производства информация о том, как процесс адаптации новых рабочих организован в его подразделении, может очень многое сказать о степени развития отношений в коллективе, уровня его единства и внутренней интеграции.
2.2 Виды адаптации
Выполнение классификации адаптации
1. По отношениям субъект-объект:
активный — когда человек стремится влиять на среду, чтобы изменить её (включая те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, с которой это должно справиться);
пассивный — когда он не стремится к такому влиянию и изменению.
2. По воздействию на рабочего:
прогрессивный — благоприятно влияет на рабочего;
регрессивный — пассивная адаптация к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).
3. По уровню:
первичный — когда человек присоединяется впервые к постоянной трудовой деятельности в конкретном предприятии;
вторичный — при последующем изменении работы.
4. По направлениям:
производственная;
непроизводственная.
Последний критерий классификации является определяющим для более широкой подклассификации.
Наиболее наглядно всё можно
представить в виде схемы, приведенной у Кибанова.
Профессиональная адаптация заключается в освоении профессии, ее тонкостей, специфики, навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Этот тип адаптации характерен тем, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка, для него устанавливают наиболее подходящую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.
Психофизиологическая адаптация — адаптация к трудовой деятельности на уровне организма рабочего как целого, результатом чего является уменьшение изменений его функциональных условий (меньшее истощение, адаптация к высоким физическим действиям и т.п).
Психофизиологическая адаптация не доставляет особых сложностей, проходит достаточно быстро и в большей степени зависит от здоровья человека, его естественных реакций, особенности самих условий. Однако большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы из-за её отсутствия. Большое внимание психофизиологической адаптации, уделено в учебном руководстве Веснина.
Социально психологическая адаптация человека к индустриальной деятельности — адаптация к самой близкой социальной среде в коллективе, к традициям и ненаписанным коллективным нормам, к стилю работы сотрудников, к особенностям межличностных отношений, которые сложились в коллективе. Она означает включение работника в коллектив на равных правах, принимаемое всеми его участниками.
Она может быть связана со значительными трудностями, к таким как обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важность живого человеческого общения, практический опыт и переоценка ценности теоретического знания и инструкций .
2. Связь понятий «адаптация» и «профориентация»
Имеется довольно большой
Таким образом, Согласно Кибанову, профориентация — процесс, предшествующий непосредственному вступлению сотрудника в организацию и обретению им новой должности. Обучение, воспитание, подготовку персонала он также относит к этому процессу.
Адаптация, это как взаимная связь рабочего и организации, основу которой представляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда, Кибановым это рассматривается как процесс, происходящий уже внутри организации.