Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 10:56, реферат
Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает. Поэтому целью данной работы является изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части.
Введение 3
1. Понятие адаптации 4
1.1 Цели адаптации и обоснование ее необходимости 4
1.2 Виды адаптации 6
1.3 Этапы адаптации 8
2. Организация эффективного управления адаптацией 10
2.1 Цели и задачи эффективного управления адаптацией 10
2.2 Разграничение функций для эффективного управления адаптацией 12
Заключение 16
Литература 17
Если говорить о конкретных мерах или этапах адаптации, то следует четко разграничивать функции непосредственного руководителя и менеджера по персоналу.
Процесс адаптации значительно облегчается участием в нем руководителя. В его обязанности входит проведение предварительной работы с будущими коллегами, с тем чтобы новичка хорошо встретили; назначение опекуна, проверка состояния материальных условий труда.
В течение первой недели руководителю желательно ежедневно видеться с работником, узнавать об успехах и помогать устранить проблемы. Это позволит как можно раньше (идеально в течение месяца) полностью составить представление о его слабостях и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе, исполнительности, внешнем виде.
Руководителю целесообразно
Со всеми этими выводами сложно
не согласиться, так как в современных
российских условиях, когда большая
часть организаций не может себе
позволить не то что организовать
отдельное подразделение, выполняющее
исключительно функции
Сложно утверждать, является ли концентрация адаптационных функций в руках руководителя положительным или отрицательным моментом. Делегируя ему эти функции, надо помнить, что сам руководитель тоже является объектом адаптации, и что ему, подчас, требуется некоторое время на приспособление к подчиненным.
Для достижения целей адаптации в организациях целесообразно иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией кадров. Штат такого подразделения должен состоять как минимум из двух человек: профконсультант (профессиональная ориентация) и менеджер по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников).
Функции этого подразделения должны быть ориентированы на работников, которым нужна помощь в профессиональной ориентации и переориентации, а также выпускников подшефных школ, которые стоят перед выбором своей дальнейшей профессии, и на новых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри ее.
Подразделение по управлению профориентацией и адаптацией должно выполнять следующие функции:
В обязанности профконсультанта входят:
1. Профессиональная консультация для работников предприятия.
2. Сбор, накопление информации, изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка, престижности профессии.
3. Участие в найме и отборе персонала.
4. Организация (совместно с
5. Налаживание связей с ПТУ.
6. Организация оборудования
7. Оказание помощи ПТУ и школам по оборудованию тематических стендов профориентации.
8. Организация разработки
9. Организация тематических
10. Проведение в школах лекций,
семинаров с приглашением
11. Организация в школах выставок литературы о выборе профессии.
12. Проведение группового
13. Организация лектория для
родителей школьников по
14. Проведение в организации дня открытых дверей.
В обязанности менеджера по персоналу входят:
1. Ознакомление с организацией; характеристика; условия найма; оплата труда.
2. Представление руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению.
3. Организация экскурсии по
4. Разъяснение условий работы, ознакомление
с функциями (совместно с
5. Организация обучения (совместно с отделом обучения).
6. Введение в коллектив,
В течение всего адаптационного периода руководитель должен неформально обсуждать с сотрудником его взаимоотношения с коллективом подразделения, его степень адаптации, контролировать выполнение индивидуального плана.
Периодически (не менее двух раз в первый месяц и одного раза в последующие) контроль процесса адаптации должен осуществлять специалист по кадрам.
В случае увольнения сотрудника во время адаптационного периода, руководитель обязан направить его в течение двух недель в службу по персоналу для собеседования.
Служба управления персоналом для
выяснения истинных причин увольнения
собирает и анализирует соответствующую
информацию. Одновременно оценивается
эффективность подбора
Успешность адаптации зависит от характеристик производственной среды и самого работника. Чем сложнее среда, чем больше отличие ее от привычной среды на прежнем месте работы, чем больше связано с ней изменений, тем труднее проходит процесс адаптации.
Адаптация как процесс характеризуется
определенной продолжительностью, и
следовательно, имеет свое начало и
окончание. Если в отношении начала
адаптации вопросов не возникает (это
начало деятельности работника в
новых условиях), то определить ее окончание
весьма трудно. Дело в том, что адаптация
— это процесс, протекающий постоянно
в меру изменения факторов внешней
среды трудовой деятельности работника,
да и изменения самого человека.
Поэтому адаптация имеет