Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:55, контрольная работа
Процесс взаимного приспособления сотрудника и организации должен быть связан как со стратегическим планированием в организации, так и с существующими программами мотивации сотрудников, оценки и развития персонала и, конечно же, со сложившейся корпоративной культурой компании.
Введение…………………………………………………………….3
1. Понятие, цели и элементы адаптации……………………………..4
2. Процесс адаптации сотрудников…………………………………..6
3. Направления и аспекты адаптации………………………………..11
4. Роль адаптации в деятельности организации…………………….14
Заключение………………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………….16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….16
Ведение
Адаптация новых сотрудников в коллективе - одна из важных задач, которую приходится решать службе по работе с персоналом в организации. Надо заметить, что необходимость в формализованной процедуре адаптации существует на предприятиях среднего и крупного бизнеса. Для небольших структур, эта проблема не столь актуальна.
Адаптацию нельзя рассматривать как отдельный, изолированный процесс, не связанный с системой управления персоналом на предприятии. Формализованная процедура адаптации строится на основе и является неотъемлемой частью структуры управления предприятия в целом. Так, например, при разработке процедуры адаптации необходимо наличие положений об отделах и должностных инструкций, т.к. на их основе разрабатываются стандарты адаптации и критерии оценки.
Процесс взаимного приспособления сотрудника и организации должен быть связан как со стратегическим планированием в организации, так и с существующими программами мотивации сотрудников, оценки и развития персонала и, конечно же, со сложившейся корпоративной культурой компании.
Существует
множество определений «
Адаптация, по мнению Базарова Т.Ю.и Ереминой Б.Л. — это процесс активного приспособления человека к новой среде. В контексте включения сотрудника в организацию это означает, что происходят интенсивное знакомство сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями новой среды.1
Более краткое определение дает Бычкова А.В.: «Адаптация — это постепенное взаимное приспособление работника и организации в новых для сотрудника профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда» 2
Среди основных
целей адаптации новых
1. Уменьшение стартовых издержек.
Новый работник не всегда знает новую работу и требования организации. До тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от организации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти затраты и дает возможность новому работнику быстрее достигнуть установленных норм выполнения работы.
2. Снижение стрессов, испытываемых новым работником.
Для подавляющего большинства людей свойствен страх перед новым, неизвестным. Стрессовое состояние нового работника, как правило, связано с боязнью провалов в работе и с недостаточной ориентацией в новой рабочей ситуации.
3. Сокращение текучести кадров.
Если работники не смогли своевременно освоиться в организации, это может привести к их увольнению.
4. Экономия времени менеджеров и коллег.
Новому работнику требуется определенная помощь со стороны руководства и коллег для решения различных, в том числе и простейших, бытовых проблем.
5. Развитие у нового работника состояния удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях.
Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу, что является непременным условием высоких рабочих показателей.
Основными элементами адаптации являются:
• овладение системой профессиональных знаний и навыков;
• овладение профессиональной ролью (установки, ценности, поведение в соответствии с ожиданиями других);
• выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины;
• самостоятельность при выполнении порученных должностных функций;
• удовлетворенность выполняемой работой и вознаграждением, получаемым за достигнутые результаты;
• стремление к совершенствованию в рамках выбранной профессии;
• информированность по вопросам, связанным с выполняемой работой;
• вхождение в коллектив, установление хороших взаимоотношений с товарищами по работе;
• ощущение психологического комфорта и безопасности;
• взаимопонимание с руководством.
Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.
Условно
процесс адаптации можно
1. Оценка
уровня подготовленности
Если
сотрудник имеет не только специальную
подготовку, но и опыт работы в аналогичных
подразделениях других компаний, период
его адаптации будет
2. Ориентация
— практическое знакомство
Значительное внимание, например, в компаниях США, уделяется адаптации новичка к условиям организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом. Обычно обязанности между ними распределяются следующим образом:
Функции и мероприятия по ориентации |
Обязанности | |
непосредственного руководителя |
менеджера по персоналу | |
1. Составление программы |
+ |
Ассистирует |
2. Ознакомление новичков с |
+ | |
3. Объяснение задач и требований к работе |
+ |
|
4. Введение работника в рабочую группу |
+ |
|
5. Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников |
+ |
Как правило, программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).
Часто в ходе проведения общей программы ориентации затрагиваются следующие вопросы:
1) Общее
представление о компании: цели,
приоритеты, проблемы; традиции, нормы,
стандарты; продукция и ее
2) Политика
организации: принципы
3) Оплата
труда: нормы и формы оплаты
труда и ранжирование
4) Дополнительные
льготы: страхование, учет стажа
работы; пособия по временной
нетрудоспособности, выходные пособия,
пособия по болезням в семье,
в случае тяжелых утрат,
5) Охрана
труда и соблюдение техники
безопасности: места оказания первой
медицинской помощи; меры предосторожности;
предупреждение о возможных
6) Работник и его отношения с профсоюзом:
- сроки и условия найма;
- назначения, перемещения, продвижения;
- испытательный срок;
- руководство работой;
- информирование
о неудачах на работе и
- права и обязанности работника;
- права
непосредственного
- организации рабочих;
- постановления
профсоюзов и политика
- руководство и оценка исполнения работы;
- дисциплина и взыскания, оформление жалоб;
- коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.
7) Служба быта: организация питания; наличие служебных входов; условия для парковки личных автомобилей;
8) Экономические
факторы: стоимость рабочей
Затем может
быть проведена специальная
1) Функции
подразделения: цели и
2) Рабочие
обязанности и ответственность:
3) Требуемая
отчетность: виды помощи, которая
может быть оказана, когда и
как просить о ней; отношения
с местными и
4) Процедуры,
правила, предписания: правила,
5) Представление сотрудников подразделения.
3. Действенная
адаптация. Этап состоит в
4. Функционирование.
Этим этапом завершается