Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:55, контрольная работа
Процесс взаимного приспособления сотрудника и организации должен быть связан как со стратегическим планированием в организации, так и с существующими программами мотивации сотрудников, оценки и развития персонала и, конечно же, со сложившейся корпоративной культурой компании.
Введение…………………………………………………………….3
1. Понятие, цели и элементы адаптации……………………………..4
2. Процесс адаптации сотрудников…………………………………..6
3. Направления и аспекты адаптации………………………………..11
4. Роль адаптации в деятельности организации…………………….14
Заключение………………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………….16
Особо следует
обговорить роль непосредственного
руководителя в осуществлении программы
адаптации новичка. Именно руководитель
является для сотрудников воплощением
корпоративной культуры, по особенностям
его поведения подчиненные
Бычкова А.В. выделяет следующие направления адаптации:
1. Первичная, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, речь идет в данном случае о выпускниках учебных заведений различного уровня).
2. Вторичная, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности, но меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль, например, переходящих в ранг руководителя.3
Аспекты адаптации:
- психофизиологический аспект — приспособление к новым физическим и психологическим
нагрузкам, физиологическим условиям труда, а именно: физические и психические нагрузки,
- уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, и т. п.);
- социально-психологический аспект — приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе; включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями;
- профессиональный аспект — постепенная доработка трудовых способностей; профессионально необходимых качеств личности;
- организационный аспект — усвоение роли и организационного статуса рабочего места и
подразделения
в общей организационной
Несмотря на различие между аспектами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.
Как ввести новичка в курс дела?
Первые впечатления остаются надолго. Если они негативные, то их трудно будет изменить. Позитивному и эффективному знакомству нового сотрудника с организацией поможет:
1. Приветствие и представление коллективу. В коротком представлении нужно упомянуть имена, должности, характер работы коллег. Сказать добрые слова о тех, кого представляете.
2. Непосредственный начальник. Впервые дни с новичком работать в тесном контакте. Закрепить его за наставником – за опытным, уважаемым, умеющим обращаться с людьми сотрудником.
3. Информация об организации. Вводный курс должен содержать следующую информацию:
- история фирмы,
- организационная структура,
- функции различных отделов,
- продукция и услуги, предоставляемые фирмой,
- политика руководства в отношении сотрудников и потребителей,
- привилегии для сотрудников,
- нормы, порядки и требования к сотрудникам,
Если перед слушателями вводного курса выступит кто-либо из руководителей фирмы, они
будут знать, что их ценят.
4. Путеводитель по организации. Сотруднику необходимо знать, где находится: его кабинет, туалетные комнаты, кабинет руководителя, медпункт, кафетерий, столовая и т.д.
5. Хороший инструктаж.
Если инструктаж был четким, ясным:
- новый сотрудник ощутит себя членом команды с самого начала
- он будет чувствовать себя значимым для фирмы
- он будет испытывать доверие к руководству и фирме
- он усвоит требования и поймет, чем они обоснованы
- у него будет заинтересованное отношение к работе
- у него появится стимул учиться и продвигаться по службе
Посильные полезные рабочие задания. Поручения, которые новичку по силам укрепят его уверенность в себе, желание работать. Посильная, продуктивная работа позволяет испытать чувство удовлетворения от проделанного. Она подготовит его к более сложным заданиям в будущем.
Адаптация новых работников является важнейшим элементом в процессе управления персоналом. Недостаточное внимание к вопросам адаптации новых работников может свести на нет усилия кадрового менеджмента по подбору кадров, если новый сотрудник уволится, не сумев соответствующим образом освоить новую работу, или не вписавшись в трудовой коллектив.
Об успешной адаптации нового сотрудника свидетельствуют:
- отсутствие ощущения дискомфорта на рабочем месте, чувства неуверенности, страха перед новой работой;
- овладение необходимым объемом знаний и навыков, требующихся для работы;
- соответствие трудовых показателей и поведения сотрудника ожиданиям руководства и коллег.
Процедуры
адаптации персонала призваны облегчить
вхождение новых сотрудников
в жизнь организации. Практика показывает,
что 90% людей, уволившихся с работы
в течение первого года, приняли
это решение уже в первый день
своего пребывания в новой организации.
Как правило, новичок в организации
сталкивается с большим количеством
трудностей, основная масса которых
порождается именно отсутствием
информации о порядке работы, месте
расположения, особенностях коллег и
т.д. И специальная процедура
Кроме того,
способы включения новых
Заключение
При построении процедуры адаптации нового сотрудника следует учитывать, что суммарные затраты на адаптацию сотрудника, должны быть значительно меньше, нежели суммарные затраты на поиск нового сотрудника.
Таким образом, в результате затрат на разработку, внедрение и поддержание эффективной процедуры адаптации, организация должна получить следующий результат:
Если в результате адаптационного процесса, организация в кратчайшие сроки получает высоко мотивированных сотрудников, работающих на стабильный результат, то процесс адаптации сотрудников в данной организации действительно эффективен.
Список использованной литературы
1 Управление персоналом./Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л. Еремина.2 изд. – М.: ЮНИТИ, 2002.с. 232
2 Бычкова А.Ф. Управление персоналом – Пенза: Пензенский гос. университет, 2005.с. 27
3 Бычкова А.Ф. Управление персоналом – Пенза: Пензенский гос. университет, 2005.с.28