Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:48, курсовая работа
В отечественной литературе и практике понятие менеджмента стало широко
использоваться в 90-е годы в связи с переходом к системе управления,
основанной на рыночных отношениях. Данный термин подчеркивал
ориентированность коммерческих организаций, предприятий на достижение
максимального эффекта их деятельности при помощи умелого планирования,
организации, мотивации, корректировки и контроля.
ВВЕДЕНИЕ … 3
1. ГЛАВА 1. Предпосылки создания теории, ее цели и задачи
…5
2. ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ АДМИНИСТРАЦИИ
1. Основные функции предприятия …7
2. Элементы процесса управления …8
3. Функции руководителя …12
4. Фундаментальные принципы теории администрации …13
5. Личные качества руководителя …17
6. Углубление концепции А. Файоля в дальнейших
исследованиях …18
3. ГЛАВА 3. Значение теории администрации …20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
1. ГЛАВА 1. Предпосылки создания теории, ее цели и задачи
2. ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ АДМИНИСТРАЦИИ
1. Основные функции предприятия
2. Элементы процесса управления
3. Функции руководителя
4. Фундаментальные принципы теории администрации …13
5. Личные качества руководителя
6. Углубление концепции А.
исследованиях
3. ГЛАВА 3. Значение теории администрации …20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
…23
Создание принципиально новой системы управления в России, адекватной
рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения нового
общества.
Еще Сократ утверждал, что
нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед
ним задач. [8,10].
Управление в условиях рынка получило название менеджмента. В
фундаментальном оксфордском словаре английского языка менеджмент
определяется как «способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство
управления, особого рода умение и административные навыки, орган
управления, административная
единица.[6,3].
В отечественной литературе и практике понятие менеджмента стало широко
использоваться в 90-е годы в связи с переходом к системе управления,
основанной на рыночных отношениях. Данный термин подчеркивал
ориентированность коммерческих организаций, предприятий на достижение
максимального эффекта их деятельности при помощи умелого планирования,
организации, мотивации,
корректировки и контроля.
К началу XX века с развитием капиталистического общества менеджмент
выделяется в особую область знаний. Как любая наука, менеджмент базируется
в первую очередь на использовании исторического метода. Как показывает
предшествующий опыт развития многих стран мира, именно в критические,
судьбоносные для общества периоды жизни, в моменты поиска выхода из
сложившейся ситуации, новых путей развития часто происходит обращение к
истории. Очевидно, что анализ прошлого позволяет избежать ошибок, лучше
понять настоящее,
чтобы спрогнозировать будущее
развитие.
Вся история менеджмента была связана с двумя подходами к управлению
фирмой. Первый из них устремлял внимание на управлении операциями,
техническую сторону производственного процесса, другой – на управлении
трудовыми ресурсами, прежде всего изучая психологические факторы,
мотивацию, стимулирование
человеческой деятельности.
В истории управления выделяют
следующие школы менеджмента:
1. рационалистическая школа
2. классическая (административная) школа;
3. школа человеческих отношений;
4. бихевиористская школа;
5. школа принятия управленческих решений.
На каждом этапе становления управленческой мысли открывались новые идеи,
выявлялись закономерности; акценты переносились с технологических процессов
на человеческие отношения. Человек в организации рассматривался и как
элемент системы, и как неповторимая индивидуальность со своими
потребностями и социальными проблемами. Но в самом начале становления науки
менеджмента внимание исследователей устремлялось на процесс управления
предприятием в целом. Созданная А. Файолем административная школа
менеджмента, отвечая на требования времени, изучила управление на
предприятии как
систему, сделав администрирование
объектом внимания науки.
Целью данной работы является подробное изучение исследований
представителей административной школы; рассмотрение основных концепций
теории администрации,
их значение и актуальность в настоящее
время.
Предпосылки создания теории, ее цели
и задачи
Прогресс человеческой культуры отражается на всех сферах жизни
деятельности общества и, прежде всего, на способе производства,
господствующем в нем в заданный момент времени. Усложнение способа
производства отражается и на организационных формах, в которых
осуществляется производственный процесс. Если на ранних этапах развития
экономики эти организационные формы были настолько просты, что их
рассмотрение не вызывало самостоятельного научного интереса ни у
исследователей-современников,
ни у более поздних
со второй половины 19 столетия, когда экономика передовых европейских стран
(Англии, Франции, Германии) вступила в стадию монополистического
капитализма, вопросы организационного управления приобретают
самостоятельное значение, причем интерес к ним с тех пор стабильно высокий.
К тому времени организационное управление выделяется как самостоятельная
наука, появляются первые теоретические работы в этой области знаний,
возникают первые
школы.
Актуальность проблем организационного управления обусловлена
возможностью повышения отдачи на вложенные ресурсы путем совершенствования
способа их соединения, т.е. организационной структуры. В этой связи к
исторически первой модели трех факторов производства (земля, труд, капитал)
добавляется четвертый
– предпринимательские
смысле можно трактовать как выгодные свойства организационной структуры
производственного процесса. Оказалось, что за счет совершенствования
организационной структуры можно извлекать прибавочную стоимость
дополнительно к результатам использования других факторов производства,
причем не только не повышая, но иногда и снижая интенсивность их
использования.
Разработка проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX
столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации
руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания
принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность
практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных
принципов, необходимых для эффективного управления компанией.
По мнению американских историков менеджмента, Файоль является
наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX в. С
его именем главным образом связано возникновение административной школы.
Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером, в 19 лет
он окончил Национальную школу горного дела в Сент-Этьене. Будучи французом
по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-
металлургическом синдикате компании «Комамболь», сначала в должности
инженера, а затем – в главном управлении. С 1888 по 1918 годы он был
управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост
генерального управляющего компания находилась на грани банкротства, а ко
времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных, славящихся
своими административными, техническими и научными кадрами и эффективно
работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности
Франции во время первой мировой войны.
Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию
администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако,
были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля
"Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация,
распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад
Файоля в науку об управлении.
В отличие от школы научного управления, занимавшейся, в основном,
вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители
классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию
управления организацией в целом. Данный подход объясняется тем, что Файоль
и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего
звена управления в большом бизнесе.
Целью административной школы Файоля было создание универсальных
принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы,
организация, несомненно,
достигнет успеха.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ
1. Основные функции предприятия
Файоль утверждал: управлять – значит вести организацию к ее цели,