Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:43, реферат
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Выделяют два основных подхода к управлению персоналом: «американский» и «японский», основанные на особенностях исторического, социально-политического и научно-технического развития стран-родителей данных подходов, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, воспитания, традиций и устоев. Изучение и обобщение зарубежных подходов к управлению персоналом организаций позволит в будущем сформировать отечественный эффективный подход к управлению персоналом, в соответствии с русским менталитетом.
Введение 3
«Американский» подход к управлению персоналом 4
«Японский» подход к управлению персоналом 5
Различия и общие черты «американского» и «японского» подходов к управлению персоналом 8
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учре
профессионального образования
«Уральский государственный лесотехнический университет»
Кафедра менеджмента и
внешнеэкономической
Реферат
на тему ««Американский» и «японский» подход к управлению персоналом. Различия и общие черты»
дисциплина «Управление человеческими ресурсами»
Выполнила: студентка ФЭУ-251
Жданова А.Н.
Преподаватель: Сапегина С. Г.
Екатеринбург, 2012
Оглавление
Введение 3
«Американский» подход к управлению персоналом 4
«Японский» подход к управлению персоналом 5
Различия и общие черты «американского» и «японского» подходов к управлению персоналом 8
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Выделяют два основных подхода к управлению персоналом: «американский» и «японский», основанные на особенностях исторического, социально-политического и научно-технического развития стран-родителей данных подходов, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, воспитания, традиций и устоев. Изучение и обобщение зарубежных подходов к управлению персоналом организаций позволит в будущем сформировать отечественный эффективный подход к управлению персоналом, в соответствии с русским менталитетом.
Американские фирмы, использующие традиционные принципы отбора кадров при приеме на работу, основное внимание уделяют специализированным знаниям и профессиональным навыкам.
Общими критериями по подбору
кадров являются: образование, практический
опыт работы, психологическая совместимость,
умение работать в коллективе. В
американских фирмах делается ориентация
на узкую специализацию
После приема на работу проводится процедура введения в должность, когда работника знакомят с его обязанностями в соответствии с инструкциями, ограниченными его узкой специализацией, и не знакомят с деятельностью фирмы в целом и ее организационной культурой. Продвижение по службе непосредственно связано с повышением квалификации через систему обучения, причем чаще всего проходящего вне рабочего места.
В «Американском» подходе
поощрение осуществляется путем
материального стимулирования и
продвижения по ступеням иерархии.
В большинстве американских фирм
системы оплаты труда отличаются
негибкостью, не обладают достаточным
мотивационным эффектом и слабо
стимулируют повышение
Принципиально важным моментом, определяющим подход к практике управления, является то, что традиционно американские управляющие были ориентированы на некие индивидуальные ценности и результаты. При этом вся управленческая деятельность в американских компаниях базируется на механизмах индивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов, выработке четких, количественно выраженных и, как правило, краткосрочных целей.
«Японский» подход лежит в основе системы «пожизненного найма», данная система существует в основном в крупных компаниях. В средних и мелких фирмах работник чаще всего не застрахован от увольнения, так как жесткие условия конкуренции на рынке не могут позволить небольшим компаниям остаться на плаву, в случае кризиса не увольняя своих сотрудников и тем самым уменьшая издержки компании.
Еще одной особенностью подхода является система оплаты и служебного продвижения «по старшинству».
Данная система тесно
связана с принципом «
Характеризуя в общих чертах структуру заработной платы в японской фирме, можно выделить три ее основные составляющие. Первая – основной оклад, или базовая ставка( ставка возрастает с увеличением стажа работы на данной фирме. Второй составляющий элемент заработной платы - дополнительные выплаты – надбавки, премии, бонусы, выплачиваемые не только ежемесячно, но и по результатам деятельности за каждое полугодие. Надбавки служат для стимулирования личного вклада каждого работника и группы, в которую он входит. Третьим элементом совокупной заработной платы японского работника выступают специальные выплаты на социальные нужды (надбавки на содержание семьи, оплату проезда на работу, квартирную плату, медицинское обслуживание, социальное страхование и т.д.).
Основным принципом, определяющим должностное продвижение внутри организационной структуры компании, является традиционная «система статусов» («мибун сэйдо»). В течение своей трудовой деятельности занятый продвигается внутри «кадровой пирамиды», от ее периферии к центру по горизонтали и от основания к вершине по вертикали. В целом скорость движения по иерархической лестнице «статусов» определяется производственным стажем и возрастом: проработав определенное количество лет, занятый неминуемо должен занять следующую ступеньку.
В японских компаниях в силу господства системы «пожизненного» найма кадры руководителей высшего ранга, как правило, пополняются из числа управляющих низших уровней. Поэтому перед руководителями компаний встает задача оптимизации процесса продвижения управляющих по службе с тем, чтобы на каждой ступени служебной лестницы можно было с наибольшим эффектом использовать его знания и способности в интересах фирмы.
Подготовка кадров
В Японии уделяется значительное внимание развитию всех направлений подготовки и переподготовки кадров. В последние годы все больший упор делается на развитие способностей быстро перестраиваться с одного вида деятельности на другой, а профессиональная подготовка приобретает универсальный характер.
Программы внутрифирменной
подготовки играют, главную роль в
формировании технической и управленческой
прослойки японских компаний, воспитании
квалифицированных и в
Существенным элементом повышения квалификации управляющих в японских корпорациях является так называемая ротация персонала. Смысл ее заключается в регулярной (один раз в несколько лет) смене рядовыми и руководящими работниками своего места работы внутри фирмы (меняется не только должность, но и подразделение, в котором служащий работает). Эта форма повышения квалификации одновременно включает и планирование карьеры управляющего.
Ротации персонала уделяется большое внимание, поскольку, по мнению японских специалистов, длительное пребывание работника на одной и той же должности вызывает потерю интереса к работе, снижение уровня ответственности и исполнительской дисциплины.
Необходимо отметить, что оптимальная система кадрового управления предполагает отличия в зависимости от следующих факторов: исторического развития и национальных особенностей, стадии экономического развития, размеров предприятия, отрасль, обстановка вокруг предприятия, результаты экономической деятельности.
В отношении цели функционирования предприятия: «погоня за прибылью» в США, выражаемая в установлении целей на основе показателей прибыли, на акционерный капитал, и продолжение существования организации; а в Японии посредством завоевания рынка и осуществления внутреннего накопления.
В отношении к человеку,
американское управление характеризуется
подходом к человеку как к рабочей
силе, упором на индивидуализм (работают
отдельные личности), индивидуальным
принятием решений на основе служебных
полномочий, концентрацией на понятиях
самостоятельной
В Японии управленческая практика
отличается ориентацией на человека
(человек - центр хозяйственной
Самое главное различие между обеими странами лежит в области отношения к труду и понимания его роли в жизни человека. Японцы склонны объяснять свои успехи культурными особенностями нации и особым отношением к бизнесу, основанном на постоянном улучшении условий труда рабочих. Японский стиль управления базируется на убеждении, а не на принуждении работников. Начальник не выделяет себя из массы подчиненных, его задача не руководить работой, которую выполняют другие, а способствовать взаимодействию сотрудников, оказывать им необходимую поддержку и помощь, формировать гармоничные отношения.
Как правило, в японских фирмах
нет подробных должностных
По данным ряда социологических обследований, квалифицированный японский рабочий расходует на профессиональную подготовку в 6 раз больше времени, чем работник американской компании.
Идея создания в рамках
фирмы «кружков качества» или
«групп нулевых дефектов» была импортирована
из США в конце 50-х годов. Однако
в Японии эта идея получила качественно
новое наполнение и привела к
созданию специфического и весьма эффективного
механизма повышения отдачи каждого
работника. Такое повышение отдачи
достигается во многом за счет использования
тщательно продуманной системы
мотивации, а также морального, психологического
и материального принуждения
работников к постоянному повышению
производительности и качества труда,
которая действует в
Сводная таблица сравнительных характеристик «американского» и «японского» подхода управления персоналом.
«Американский» подход |
«Японский» подход |
1. Индивидуальный процесс принятия решений |
1. Групповой процесс принятия
решений, основанный на |
2. Индивидуальная ответственность |
2. Коллективная ответственность |
3. Четкая формализованная |
3. Гибкий неформальный подход
к построению структуры |
4. Четкие формализованные - процедуры контроля |
4. Общие, неформальные процедуры контроля |
5. Индивидуальный контроль со стороны руководства |
5. Групповые формы контроля |
6. Количественная оценка и |
6. Качественная оценка и |
7. Ориентация процесса отбора на профессиональные навыки и инициативу |
7. Ориентация при отборе |
8. Стиль руководства, ориентированный на индивидуума |
8. Стиль руководства, ориентированный на группу |
9. Ориентация управляющих на
достижение индивидуальных |
9. Ориентация управляющих на достижение гармонии в группе и групповые достижения |
10. Целевые формальные рабочие отношения с подчиненным |
10. Личные, неформальные отношения с подчиненными |
11. Продвижение, основанное на индивидуальных достижениях и результатах |
11. Продвижение, основанное на старшинстве и стаже работы |
12. Узкоспециализированная |
12. Широко специализированная профессиональная подготовка (подготовка руководителей универсального типа) |
13. Тесная связь размера оплаты
с индивидуальными |
13. Определение размера оплаты
в зависимости от других |
14. Краткосрочная занятость |
14. Долгосрочная занятость |
15. «Узкий» интерес к человеку |
15. «Широкий» интерес к человеку |