Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:29, реферат
Со второй половины XX в. появились десятки, а может быть, и сотни тысяч публикаций, посвященных изучению различных систем в живой и неживой природе, а также в обществе. Это сопровождалось многочисленными попытками классифицировать как сами системы, так и направленные на их изучение исследовательские работы. Широкое распространение в отечественной и зарубежной литературе получили понятия «система», «структура», «системный анализ», «системно-структурные исследования», «системный подход». В строгих научных, научно-популярных трудах и учебниках этим понятиям давались различные определения, они уточнялись, ограничивалась или расширялась область их применения.
Введение………………………………………………………………………………………3
1 Методология аналитических исследований………………………………………………4
Основные понятия и определения……………………………………………………….4
Методология системного исследования………………………………………………...8
Организация системного анализа на основе методологии аналитических исследований…………………………………………………………………………….11
2 Системные исследования управления и принятия решений…………………………...15
2.1 Стратегическое и оперативное управление……………………………………………15
2.2 Групповой стратегический системный анализ и планирование……………………..16
2.3 Анализ мотивационной управленческой деятельности и принятие решений………20
3 Сбор и обработка данных. Статистика и методы моделирования в системно-аналитических исследованиях…………………………………………………………22
3.1 Методы измерений социальных явлений как инструмент системно-аналитических исследований………………………………………………………………………………..22
3.2 Прогнозирование и прогнозные сценарии……………………………………………25
4 Информационное обеспечение системного анализа, систем управления и принятия решений. Использование мировых информационных систем…………………………..28
4.1 Общие понятия информационных систем…………………………………………….28
4.2 Информационно-аналитическая работа в глобальных мировых сетях……………..31
Заключение………………………………………………………………………………….34
Библиографический список………………………………………………………………..35
Проблемы, рассмотренные выше, позволяют
в самом общем виде сформулировать
главное правило системно-
При этом следует обратить внимание,
что характер дерева целей, его, так
сказать, практическая конфигурация в
структурно-системных
При системно-структурном
Цель - это представление или понятие о том результате, который в конечном счете стремится получить заказчик ССИ. Если речь идет о предпринимателе или той или иной предпринимательской организации, то такая цель - прибыль.
Цель характеризуется
- отсутствие в данное время
явления или процесса, создание
которого является конкретной
целью заказчика (
- наличие некоторых реальных
ресурсов, необходи мых для достижения
данных конкретных целей (чело
веческий капитал, финансовые
ресурсы, материальные
- наличие опытных исполнителей
предполагаемого проекта,
Именно в результате достижения конкретной цели может быть реализована и достигнута сверхцель - получение прибыли.
С принципиальной точки зрения между понятиями «задача» и «цель» нет каких-либо качественных различий. Поэтому можно было бы обойтись вообще одним из них. Однако с точки зрения практического менеджмента и аналитических исследований различение понятий «цель» и «задача» оправдано. Это оправдание заключается в следующем. Понятие «задача» предполагает предельную конкретизацию знаний: точный перечень всех необходимых ресурсов, жесткие сроки и определение операций, обеспечивающих решение задачи в установленные сроки. Если цель разбита на серию задач, хорошо увязанных между собой и решаемых последовательно или параллельно, то цель считается достигнутой после того, как все эти задачи будут решены, а результаты решений - синтезированы в виде некоего целостного знания или продукта.
Однако очень важно заметить, что цели и задачи, относящиеся к плоскости менеджмента, то есть высшего задачно-целевого уровня, отличаются от целей и задач, расположенных на втором уровне, то есть в плоскости аналитических исследований. Поэтому в каждой плоскости строится свое дерево целей. И при этом дерево целей аналитических исследований подчиненно целям и задачам, расположенным в менеджериальной плоскости. Наконец, третью плоскость в системе задачно-целевой детерминации заполняет дерево целей, вырабатываемых физическими лицами, организациями различных форм собственности и правого статуса, с которыми сотрудничают или конкурируют заказчики данных аналитических исследований. Однако этим дело не ограничивается, так как эти лица и организации являются не просто пассивными объектами воздействия заказчиков данного аналитического исследования, но и сами осуществляют определенные функции, ориентированные на достижение своих целей и решение продиктованных ими задач.
Завершая обсуждение вопроса о
построении деревьев целей, как важнейшей
составляющей методологии системного
анализа, следует специально обратить
внимание на следующее. В реальной практике
даже очень больших организаций
значительную часть аналитической
работы выполняют сами менеджеры
и практические исполнители их указаний.
Если такие организации имеют
специальные аналитические
1.3 Организация системного анализа на основе методологии аналитических исследований
Принципами аналитических
1.
Продуктивная формулировка
2. Принцип объективности. Подавляющее большинство мыслителей, занимающихся исследованием процессов выработки тех или иных типов знаний, сходятся на том, что любые знания должны быть объективными, то есть не зависеть от мнений, взглядов, уровня компетентности, настроений, мнений, предрассудков и заблуждений создающих их людей. Требование объективности, кроме того, означает, что те или иные знания достаточно точно и адекватно отражают свойства, характеристики, признаки, особенности функционирования, развития и трансформации изучаемых явлений и процессов. Однако на практике выполнить эти требования совсем непросто.
Профессиональные аналитики, как
и все люди, не свободны от определенного
субъективизма. Каждый из них обладает
своим характером, убеждениями, предрассудками,
личным, во многом неповторимым, опытом.
Это, конечно, накладывает отпечаток
на результаты проводимых системно-структурных
исследований. Поэтому реализация принципа
объективности в аналитических
исследованиях требует
- наличие нескольких, достаточно
надежных источников
- систематический сравнительный
анализ количе ственных и
- рассмотрение всех изучаемых
событий, характери стик и
3. Принцип постоянной коррекции и эмпирического контроля. Этот принцип, по существу, сводится к двум хорошо известным правилам. Первое из них гласит: данные, количественную и качественную информацию, а также построенные с их использованием знания необходимо постоянно корректировать, уточнять, модифицировать, учитывая изменения, происходящие в изучаемых объектах. Второе правило является общепринятым в науке методологическим положением. Оно утверждает, что основой достоверных, объективных, а тем более истинных, знаний является эмпирическая проверка в форме подтверждения (верификационизм) или опровержения (фальсификационизм) тех или иных утверждений, относящихся к теориям высшего, абстрактного, среднего или низшего уровня. Однако, коль скоро речь идет об аналитических исследованиях социально-политических и экономических процессов и явлений, эти многократно обсуждавшиеся правила приобретают совершенно особый смысл. В физике или астрономии, например, путем новых наблюдений с помощью усовершенствованных приборов (ускорителей или радиотелескопов) можно многократно проверять количественные характеристики элементарных частиц или уточнять параметры планет солнечной системы, координаты далеких звезд и т.д. Аналитик же, задачей которого является консультирование клиента, ведущего игру на бирже, покупающего или продающего ценные бумаги, далеко не всегда имеет возможность многократно перепроверять данные или информацию. Выстроив определенный ряд котировок тех или иных ценных бумаг, он может на основании изучения графиков, их динамики дать рекомендации покупать те или иные бумаги. Но как раз в этот момент может произойти обвал цен, и клиент, выполнивший данную рекомендацию, понесет значительные убытки.
4.
Принцип равноценного
В самом деле, аналитик, работающий
в партнерской или
5. Принцип творческого подхода. Под творчеством будем понимать процесс создания в рамках определенной деятельности чего-то принципиально нового, не имевшего места раньше и уже в силу этого не подпадающего ни под какие правила деятельности. Творчество представляет собой определенный психический и практический процесс и во многом зависит от индивидуальной способности и одаренности людей. Регулятивный мир, представляющий собой гигантскую совокупность правил бытовой, производственной, военной, политической, научной, художественной, инженерно-технологической и аналитической деятельности и склонный к известной стабильности, консервации, все время, с одной стороны, подвергается воздействию творческих прорывов и, с другой стороны, оказывает им инерционное сопротивление. Но когда творчество приводит к значительным и общезначимым результатам, оно само стимулирует создание новых правил и рано или поздно подпадет под общие формулы методологий различных видов деятельности.
6. Принцип конфиденциальности. В аналитических исследованиях всегда существует, с одной стороны, необходимость постоянно пополнять свою информацию, используя самые различные источники, приемы и методы. С другой стороны, аналитик каждой сколько-нибудь крупной организации сам может рассматриваться конкурентами и даже партнерами как источник сведений, рассекречивание которых может нанести значительный ущерб его организации. Конфиденциальность в аналитической работе распространяется не только на все виды информации, но и на аналитические выводы, рекомендации, прогнозы, проекты решений, анализ стратегии и тактики данной организации и т.п. Поэтому всегда предпочтительно, чтобы в документах и регламентах работы аналитиков было точно указано, какие виды информации являются сугубо конфиденциальными, какие могут быть открыты партнерам и какие намеренно могут быть предоставлены средствам массовой информации, например, в целях рекламы.
7.
Принцип полноты информации и
санкционированная
8.
Принцип опережающей инициативы