Аналитические методы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:29, реферат

Описание работы

Со второй половины XX в. появились десятки, а может быть, и сотни тысяч публикаций, посвященных изучению различных систем в живой и неживой природе, а также в обществе. Это сопровождалось многочисленными попытками классифицировать как сами системы, так и направленные на их изучение исследовательские работы. Широкое распространение в отечественной и зарубежной литературе получили понятия «система», «структура», «системный анализ», «системно-структурные исследования», «системный подход». В строгих научных, научно-популярных трудах и учебниках этим понятиям давались различные определения, они уточнялись, ограничивалась или расширялась область их применения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
1 Методология аналитических исследований………………………………………………4
Основные понятия и определения……………………………………………………….4
Методология системного исследования………………………………………………...8
Организация системного анализа на основе методологии аналитических исследований…………………………………………………………………………….11
2 Системные исследования управления и принятия решений…………………………...15
2.1 Стратегическое и оперативное управление……………………………………………15
2.2 Групповой стратегический системный анализ и планирование……………………..16
2.3 Анализ мотивационной управленческой деятельности и принятие решений………20
3 Сбор и обработка данных. Статистика и методы моделирования в системно-аналитических исследованиях…………………………………………………………22
3.1 Методы измерений социальных явлений как инструмент системно-аналитических исследований………………………………………………………………………………..22
3.2 Прогнозирование и прогнозные сценарии……………………………………………25
4 Информационное обеспечение системного анализа, систем управления и принятия решений. Использование мировых информационных систем…………………………..28
4.1 Общие понятия информационных систем…………………………………………….28
4.2 Информационно-аналитическая работа в глобальных мировых сетях……………..31
Заключение………………………………………………………………………………….34
Библиографический список………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 93.48 Кб (Скачать файл)

Проблемы, рассмотренные выше, позволяют  в самом общем виде сформулировать главное правило системно-структурных, или аналитических, исследований. Оно  гласит: любое аналитическое исследование явлений и процессов, относящихся  к социально-экономической или  политической сфере, должно начинаться с построения дерева целей и порождаемых  им задач. Результатом таких исследований должны стать новые практически  применимые знания и информация.

При этом следует обратить внимание, что характер дерева целей, его, так  сказать, практическая конфигурация в  структурно-системных исследованиях  социально-экономических и политических феноменов отличается от конфигурации дерева целей, создаваемого, например, для реализации проектов технических  систем.

При системно-структурном исследовании социально-экономических процессов  дело обстоит гораздо сложнее. Система, сеть или, как часто говорят, дерево целей приобретает сложный, объемный, иерархический характер. Чтобы понять основные условия построения такого дерева, определим в самом общем  виде понятия «цель» и «задачи».

Цель - это представление или понятие  о том результате, который в  конечном счете стремится получить заказчик ССИ. Если речь идет о предпринимателе или той или иной предпринимательской организации, то такая цель - прибыль.

Цель характеризуется следующими признаками и условиями:

- отсутствие в данное время  явления или процесса, создание  которого является конкретной  целью заказчика (конкурентоспособного  летательного аппарата или офисного  здания);

- наличие некоторых реальных  ресурсов, необходи мых для достижения  данных конкретных целей (чело  веческий капитал, финансовые  ресурсы, материальные средства, предварительная информация, профессио  нальные знания и т.п.);

- наличие опытных исполнителей  предполагаемого проекта, рассчитанного  на достижение конкретной цели  в определенном временном интервале  и пространствен ном ареале.

Именно в результате достижения конкретной цели может быть реализована  и достигнута сверхцель - получение  прибыли.

С принципиальной точки зрения между  понятиями «задача» и «цель» нет  каких-либо качественных различий. Поэтому  можно было бы обойтись вообще одним  из них. Однако с точки зрения практического  менеджмента и аналитических  исследований различение понятий «цель» и «задача» оправдано. Это оправдание заключается в следующем. Понятие «задача» предполагает предельную конкретизацию знаний: точный перечень всех необходимых ресурсов, жесткие сроки и определение операций, обеспечивающих решение задачи в установленные сроки. Если цель разбита на серию задач, хорошо увязанных между собой и решаемых последовательно или параллельно, то цель считается достигнутой после того, как все эти задачи будут решены, а результаты решений - синтезированы в виде некоего целостного знания или продукта.

Однако очень важно заметить, что цели и задачи, относящиеся  к плоскости менеджмента, то есть высшего задачно-целевого уровня, отличаются от целей и задач, расположенных на втором уровне, то есть в плоскости аналитических исследований. Поэтому в каждой плоскости строится свое дерево целей. И при этом дерево целей аналитических исследований подчиненно целям и задачам, расположенным в менеджериальной плоскости. Наконец, третью плоскость в системе задачно-целевой детерминации заполняет дерево целей, вырабатываемых физическими лицами, организациями различных форм собственности и правого статуса, с которыми сотрудничают или конкурируют заказчики данных аналитических исследований. Однако этим дело не ограничивается, так как эти лица и организации являются не просто пассивными объектами воздействия заказчиков данного аналитического исследования, но и сами осуществляют определенные функции, ориентированные на достижение своих целей и решение продиктованных ими задач.

Завершая обсуждение вопроса о  построении деревьев целей, как важнейшей  составляющей методологии системного анализа, следует специально обратить внимание на следующее. В реальной практике даже очень больших организаций  значительную часть аналитической  работы выполняют сами менеджеры  и практические исполнители их указаний. Если такие организации имеют  специальные аналитические службы, департаменты или отделы, то привлекаемые аналитики зачастую участвуют в  исполнении выработанных управленческих решений. Поэтому распределение  менеджеров и аналитиков по разным этажам системы является в определенном смысле условным и необходимо лишь для усвоения основных методологических правил и принципов системно-структурных  исследований. К тому же в реальной жизни в развитых и быстро развивающихся  странах часто возникают и  успешно функционируют самостоятельные, так называемые консалтинговые, фирмы, занимающиеся исключительно аналитической  деятельностью по заказу торговых, финансовых, промышленных, общественно-политических и других организаций. В таких  фирмах также реализуется механизм тройной задачно-целевой детерминации. Но их менеджеры управляют не промышленными, финансовыми или общественно-политическими  организациями, а деятельностью  профессиональных аналитиков.

 

1.3 Организация системного анализа на основе методологии аналитических исследований

Принципами аналитических исследований называют общие правила, позволяющие  четко и эффективно организовать работу как отдельного аналитика, так  и группы аналитиков.

1. Продуктивная формулировка базовых  целей и задач. Знаменитый немецкий физик М. ПЛАНК однажды сказал, что правильная постановка задачи более чем на 50% гарантирует успех исследования. Как уже не раз говорилось, практическому аналитику приходится иметь дело с чрезвычайно сложными социальными, экономическими, политическими системами и видами деятельности. На практике ему приходится иметь дело с «многоэтажными» иерархическими полиструктурными системами. Поэтому первый* шаг - это правильная постановка задач и целей в масштабе всего системно-структурного исследования. На верхнем этаже таких систем располагаются деревья целей и задач, решаемых менеджерами различного ранга. Системный аналитик должен привлекаться к построению этого дерева целей, содействуя уточнению и правильной формулировке основной цели, подцелей и задач различной сложности. Здесь роль аналитика может быть чрезвычайно значительной.

2. Принцип объективности. Подавляющее большинство мыслителей, занимающихся исследованием процессов выработки тех или иных типов знаний, сходятся на том, что любые знания должны быть объективными, то есть не зависеть от мнений, взглядов, уровня компетентности, настроений, мнений, предрассудков и заблуждений создающих их людей. Требование объективности, кроме того, означает, что те или иные знания достаточно точно и адекватно отражают свойства, характеристики, признаки, особенности функционирования, развития и трансформации изучаемых явлений и процессов. Однако на практике выполнить эти требования совсем непросто.

Профессиональные аналитики, как  и все люди, не свободны от определенного  субъективизма. Каждый из них обладает своим характером, убеждениями, предрассудками, личным, во многом неповторимым, опытом. Это, конечно, накладывает отпечаток  на результаты проводимых системно-структурных  исследований. Поэтому реализация принципа объективности в аналитических  исследованиях требует выполнения следующих правил и условий:

- наличие нескольких, достаточно  надежных источников информации, необходимой для превращения  соответствующих форм знания  в реальные, конкретные знания, привязанные  к определенному времени и  событиям;

- систематический сравнительный  анализ количе ственных и качественных  данных, в том числе и с при  менением математических методов,  в особенности мате матической  статистики и экономической математики;

- рассмотрение всех изучаемых  событий, характери стик и признаков  анализируемых объектов и процессов.

3. Принцип постоянной коррекции  и эмпирического контроля. Этот принцип, по существу, сводится к двум хорошо известным правилам. Первое из них гласит: данные, количественную и качественную информацию, а также построенные с их использованием знания необходимо постоянно корректировать, уточнять, модифицировать, учитывая изменения, происходящие в изучаемых объектах. Второе правило является общепринятым в науке методологическим положением. Оно утверждает, что основой достоверных, объективных, а тем более истинных, знаний является эмпирическая проверка в форме подтверждения (верификационизм) или опровержения (фальсификационизм) тех или иных утверждений, относящихся к теориям высшего, абстрактного, среднего или низшего уровня. Однако, коль скоро речь идет об аналитических исследованиях социально-политических и экономических процессов и явлений, эти многократно обсуждавшиеся правила приобретают совершенно особый смысл. В физике или астрономии, например, путем новых наблюдений с помощью усовершенствованных приборов (ускорителей или радиотелескопов) можно многократно проверять количественные характеристики элементарных частиц или уточнять параметры планет солнечной системы, координаты далеких звезд и т.д. Аналитик же, задачей которого является консультирование клиента, ведущего игру на бирже, покупающего или продающего ценные бумаги, далеко не всегда имеет возможность многократно перепроверять данные или информацию. Выстроив определенный ряд котировок тех или иных ценных бумаг, он может на основании изучения графиков, их динамики дать рекомендации покупать те или иные бумаги. Но как раз в этот момент может произойти обвал цен, и клиент, выполнивший данную рекомендацию, понесет значительные убытки.

4. Принцип равноценного противника. Во многом результат соответствующей деятельности зависит от ее субъекта. Поскольку субъект социально-экономической и политической деятельности (скажем, корпоративный менеджер или руководитель государственного ведомства) имеет дело с другими руководителями, которые преследуют свои собственные цели, часто противоположные целям данного субъекта, то важнейшей задачей аналитика или любого руководителя, самостоятельно осуществляющего аналитическую деятельность, является представление образа мыслей, характерного для его партнеров или конкурентов. В таких случаях обращаются обычно к общеизвестному клише: «поставь себя на его место», «представь себе, что бы ты делал, если бы тебе пришлось решать проблемы, стоящие перед партнером или конкурентом». Однако эта, на первый взгляд разумная, рекомендация в принципе ошибочная.

В самом деле, аналитик, работающий в партнерской или конкурирующей  организации, решает другие проблемы - он изучает вас, вашу фирму и ведомство  так же, как вы стремитесь исследовать  деятельность организации, в которой  работает ваш vis-a-vis. В силу сказанного речь должна идти о другом. Вы не ставите себя на его место, а выстраиваете ряд решений и действий, которые предпримут в определенной ситуации ваши партнеры или конкуренты, с тем чтобы повысить эффективность сотрудничества или нанести вам поражение в конкурентной борьбе. Менеджеров и аналитиков по их профессиональным качествам и интеллектуальным возможностям, опыту и аналитическому арсеналу следует рассматривать, по меньшей мере, как равноценных противников, а в отдельных случаях и как деятелей, превосходящих вас в том или ином отношении. Речь, следовательно, идет не о том, чтобы вы поставили себя на место менеджеров или аналитиков партнерских или конкурирующих организаций, а о том, чтобы интеллектуально реконструировать действительный смысл, состав и последовательность выполняемых ими действий.

5. Принцип творческого подхода. Под творчеством будем понимать процесс создания в рамках определенной деятельности чего-то принципиально нового, не имевшего места раньше и уже в силу этого не подпадающего ни под какие правила деятельности. Творчество представляет собой определенный психический и практический процесс и во многом зависит от индивидуальной способности и одаренности людей. Регулятивный мир, представляющий собой гигантскую совокупность правил бытовой, производственной, военной, политической, научной, художественной, инженерно-технологической и аналитической деятельности и склонный к известной стабильности, консервации, все время, с одной стороны, подвергается воздействию творческих прорывов и, с другой стороны, оказывает им инерционное сопротивление. Но когда творчество приводит к значительным и общезначимым результатам, оно само стимулирует создание новых правил и рано или поздно подпадет под общие формулы методологий различных видов деятельности.

6. Принцип конфиденциальности. В аналитических исследованиях всегда существует, с одной стороны, необходимость постоянно пополнять свою информацию, используя самые различные источники, приемы и методы. С другой стороны, аналитик каждой сколько-нибудь крупной организации сам может рассматриваться конкурентами и даже партнерами как источник сведений, рассекречивание которых может нанести значительный ущерб его организации. Конфиденциальность в аналитической работе распространяется не только на все виды информации, но и на аналитические выводы, рекомендации, прогнозы, проекты решений, анализ стратегии и тактики данной организации и т.п. Поэтому всегда предпочтительно, чтобы в документах и регламентах работы аналитиков было точно указано, какие виды информации являются сугубо конфиденциальными, какие могут быть открыты партнерам и какие намеренно могут быть предоставлены средствам массовой информации, например, в целях рекламы.

7. Принцип полноты информации и  санкционированная дезинформация.  Одним из важнейших методологических правил аналитических исследований социально-экономических и политических явлений и процессов является требование максимальной полноты информации, на основе которой вырабатываются знания, необходимые для менед-жериальных решений, прогнозов, совершенствования стратегии и тактики управленческой деятельности. Нередко собрать полную информацию о тех или иных социальных и политических процессах бывает также весьма затруднительно. Поэтому сбор полной информации и необходимых знаний требует составления реестров реальных и потенциальных источников, знания правил доступа к ним, соблюдения легитимности работы, четкого планирования деятельности по сбору, классификации и обработке информации. Принцип полноты аналитической информации важен еще и в том отношении, что от него может зависеть успех или крупная неудача в деятельности соответствующих организаций. Так, например, недостаточно полная или с запозданием полученная информация может привести к значительным финансовым убыткам или принятию ошибочных политических решений.

8. Принцип опережающей инициативы. В своде методологических правил системных аналитиков инициатива занимает особое место. Напомню, что системный аналитик работает по заказу, исходящего от политического, коммерческого или военного менеджера. И это в какой-то степени может ограничивать его инициативу. Однако профессиональный аналитик высокого класса должен четко усвоить, что заказ, то есть инициатива, исходящая от заказчика, опирается на видение ситуации, характерное для последнего. Между тем любой менеджер занят не только выработкой стратегии, но в первую очередь оперативно-тактическим руководством деятельности соответствующей организации или ее подразделения. Поэтому его видение ситуации и видение той же самой ситуации системным аналитиком могут значительно отличаться. В силу этого системный аналитик, особенно если ему поручено исследование и решение стратегических задач, может и должен выступать с опережающей инициативой, с тем чтобы скорректировать полученный заказ и предложить варианты решений тех проблем, которые еще не сформулированы топ-менеджерами организаций. Подавая опережающую инициативу, аналитик тем самым приобщается к менеджериальному процессу, а это, как показывает опыт, почти всегда ведет к повышению качества самих аналитических исследований.

Информация о работе Аналитические методы исследования