Анализ американской модели менеджмента на примере компаний "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:46, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение американской модели менеджмента.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить историю развития американской модели менеджмента;
- рассмотреть особенности современного состояния модели менеджмента;
- выявить преимущества и недостатки американского менеджмента;
- проанализировать систему менеджмента в компаниях "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер".

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы менеджмента
1.1 Сущность, принципы и функции современного менеджмента
1.2 История развития американской модели менеджмента
1.3 Сравнительная характеристика существующих моделей менеджмента
Глава 2. Особенности развития менеджмента в США
2.1 Характеристика современного состояния американского менеджмента
2.2 Опыт американских компаний в управлении предприятием
2.3 Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях
Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компаний "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"
3.1 Характеристика компаний "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"
3.2 Сравнительный анализ систем менеджмента в компаниях "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"
3.3 Оценка результативности менеджмента в компаниях "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер" и анализ преимуществ и недостатков американской модели менеджмента
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом2.docx

— 147.80 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы менеджмента

1.1 Сущность, принципы и функции  современного менеджмента

1.2 История развития американской  модели менеджмента

1.3 Сравнительная характеристика  существующих моделей менеджмента

Глава 2. Особенности развития менеджмента в США

2.1 Характеристика современного  состояния американского менеджмента

2.2 Опыт американских компаний  в управлении предприятием

2.3 Особенности использования американской  модели менеджмента в российских  условиях

Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компаний "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"

3.1 Характеристика компаний "Дженерал  Моторс", "Форд Мотор" и  "Крайслер"

3.2 Сравнительный анализ систем  менеджмента в компаниях "Дженерал  Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"

3.3 Оценка результативности менеджмента  в компаниях "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер" и анализ преимуществ и недостатков  американской модели менеджмента

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

За всю  историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах с учетом своих специфических особенностей. Это требует изучения накопленного опыта и использования его. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует - есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, европейскую модели менеджмента со своими особенностями, поскольку учитывают определенные национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д.

Во всем многообразии теорий и практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной управленческой структурой. Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее, не стоит слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо. Этим объясняется актуальность данной работы.

Целью дипломной работы является изучение американской модели менеджмента.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить  следующие задачи:

- изучить историю развития американской модели менеджмента;

- рассмотреть особенности современного состояния модели менеджмента;

- выявить преимущества и недостатки американского менеджмента;

- проанализировать систему менеджмента в компаниях "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер".

Объектом дипломного исследования являются "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер". В качестве предмета исследования была выбрана система менеджмента на предприятии.

Практическая  значимость данного дипломного проекта  заключается в том, что можно использовать выявленные преимущества американской модели менеджмента на любом российском предприятии.

Научиная новизна работы заключается …..

Концептуальные  и практические аспекты использования  американской модели менеджмента разрабатываются  российскими исследователями Пироговым А.Н., Огвоздиным В.Ю., Ефремовым В.С., Воробьевым Д.А., Кравченко А.И., Ильенковой С.Д. и другими. Среди зарубежных специалистов, преуспевших в исследовании проблемы, можно выделить труды Мейскона М., УэлчаД., Мартино В., Нордстрема К., Каррисона Д., Кругмана П. и других.

Дипломная работа имеет традиционную структуру: введение, теоретическую, методологическую и исследовательскую часть, а также заключение и список использованной литературы. Во введении обоснована значимость данной работы, ее научная новизна и актуальность. Две первые главы содержат теоретический материал об истории возникновения и развития американской модели менеджмента. Третья глава посвящена анализу использования данной модели в крупнейших американских корпорациях.

При написании  дипломного проекта были использованы следующие общенаучные методы исследования: теоретический анализ, как основной вид сбора и изучения материалов по выбранной тематике; синтез, как обязательный элемент при систематизировании и обобщении полученной информации и данных.

На защиту выносятся следующие положения:

. Важность американского типа менеджмента для развития науки и практики менеджмента в целом неоценима. Именно в США был создан термин "менеджмент", заложены его основы, впервые был разработан научный курс управления, внедрены научные технологии управления предприятием.

. Национально-исторические особенности развития предприятий откладывают свой отпечаток на развитие национальных типов менеджмента - американский, японский, европейский. Каждая из моделей имеет свои особенности, достоинства и недостатки и применима в определенных условиях.

. Анализ опыта управлений крупнейших американских предприятий демонстрирует особенности использования американской модели менеджмента и возможности ее применения в российских условиях.

 

 

Глава 1. Теоретические основы менеджмента

В данной главе содержится описание сущности, принципов и функций современного менеджмента, история становления  и развития американской модели менеджмента, а также характеристика современного состояния американского менеджмента.

  1. Сущность, принципы и функции современного менеджмента

 

Современный менеджмент - это тысячи возможных  вариантов и нюансов управленческих решений. Многовариантность, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, неповторяемость действий, их зависимость от определенной ситуации составляют основные особенности современного управления. Менеджмент - это совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности.

К основным принципам менеджмента относятся:

- Принцип научности (важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);

- принцип системности и комплексности (важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию, например, как в Японии: "подсистема пожизненного найма", "подсистема подготовки на рабочем месте", "подсистема ротации кадров", "подсистема репутаций", "подсистема оплаты труда", которые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост производительности труда, жизненного уровня и мотивированности персонала, экономический рост всей страны);

- принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации);

- принцип демократического централизма (означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к автократии в управлении, либо к охлократии (власти толпы));

- принцип баланса власти (основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя);

- принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов);

- принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;

- принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (через общую заинтересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;

- постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.

Можно выделить девять основных функций менеджмента:

. Постановка целей и задач;

. Анализ;

. Прогнозирование;

. Планирование;

. Принятие решений;

. Мотивация труда;

. Организация и руководство;

. Регулирование и разрешение конфликтов;

. Контроль, учет и мониторинг.

Грамотная постановка целей определяет будущее  организации. Цель должна быть поставлена четко и ясно, как правило, в  показательной форме. Этап постановки целей и задач связан с предварительным анализом и прогнозами на будущее.

 

Рисунок 1 -Схема процесса работы предприятия

 

Изначально  поставленные цели и задачи в процессе труда могут подвергаться корректировке. На деятельность организации влияют изменяющиеся факторы внешней и внутренней среды: курсы валют, уровень инфляции, взаимоотношения с конкурентами, клиентами, государством, психологический климат и мотивация в коллективе, организационная культура и т.д. Данные факторы обусловливают получение реальных результатов работы, которые могут отличаться от поставленных целей в лучшую или худшую стороны. Искусство менеджера заключается в анализе оптимистических и пессимистических прогнозов и предсказании негативных тенденций в экономике, на рынках и в коллективе. Поставленные цели и задачи должны быть реалистичными.

Анализ - это сбор, обработка, классификация, систематизация, хранение и обработка  информации в целях управления. Проанализированная информация - это новая информация. Для анализа информации используются такие математические инструменты, как гистограммы, диаграммы, графики и т.д.

Стратегическое  управление предполагает анализ внешней  и внутренней среды организации. Анализ внешней среды соответственно включает в себя анализ макроокружения и анализ непосредственного окружения.

Анализ  макроокружения включает в себя:

- анализ влияния экономических факторов (инфляция, курсы валют, уровень безработицы, процентные ставки, ставки налогов, показатели производительности труда и др.);

- анализ правового регулирования;

- анализ политических факторов;

- анализ социальных факторов (рост и возраст населения, уровень образования, уровень жизни, верования, обычаи, традиции, жизненные ценности);

- анализ научного и технологического развития.

Анализ  непосредственного окружения предполагает:

- анализ покупателей (составляется профиль покупателей);

- анализ поставщиков;

- анализ конкурентов;

- анализ рынка рабочей силы.

Анализ  внутренней среды предусматривает:

- анализ кадрового состава;

- анализ организационных процессов (коммуникации, нормы и правила, процедуры, соотношение прав и ответственности, иерархия подчинения и др.);

- анализ маркетинговых процессов (выбор продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения товара, выбор рынков сбыта, систем сбыта товара, связи с общественностью и др.);

- анализ финансового состояния.

Прогнозирование - это вероятностное определение  хода дальнейших событий. Прогнозирование  может осуществляться:

- до начала процесса планирования (например, на основе известной предыстории продаж делается прогноз будущих объемов продаж, после этих прогнозов планируются будущие объемы производства, затраты и т.д.);

- параллельно с процессом планирования (например, прогнозирование погодно-климатических условий и планирование в связи с этим транспортных перевозок);

- по окончании процесса планирования (например, в связи с резкими колебаниями валютных курсов, инфляции и других факторов в предшествующем и текущем периодах не представляется возможным точно оценить затраты организации в будущем периоде; на будущий период делаются оптимистический и пессимистический прогнозы).

Планирование - это процесс обоснования решения  и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных). Планирование зависит от целей и стратегии развития организации.

Выделяют  следующие виды стратегии планирования:

- стратегия роста во времени (например, объемов продаж, объемов производства, производительности, качества, финансовых показателей и т.д., от достигнутого плюс прирост в %).

- стратегия ограниченного роста во времени (от достигнутого плюс прирост на инфляцию).

- стратегия снижения во времени (себестоимости продукции, финансовых показателей и т.д.).

- стратегия сокращения (функций или подразделений организации, аппарата, численности персонала, рынков сбыта и т.д.).

Информация о работе Анализ американской модели менеджмента на примере компаний "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"