Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:46, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение американской модели менеджмента.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить историю развития американской модели менеджмента;
- рассмотреть особенности современного состояния модели менеджмента;
- выявить преимущества и недостатки американского менеджмента;
- проанализировать систему менеджмента в компаниях "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер".
Введение
Глава 1. Теоретические основы менеджмента
1.1 Сущность, принципы и функции современного менеджмента
1.2 История развития американской модели менеджмента
1.3 Сравнительная характеристика существующих моделей менеджмента
Глава 2. Особенности развития менеджмента в США
2.1 Характеристика современного состояния американского менеджмента
2.2 Опыт американских компаний в управлении предприятием
2.3 Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях
Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компаний "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"
3.1 Характеристика компаний "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"
3.2 Сравнительный анализ систем менеджмента в компаниях "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"
3.3 Оценка результативности менеджмента в компаниях "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер" и анализ преимуществ и недостатков американской модели менеджмента
Заключение
Список литературы
Стратегия Слоуна оправдала себя. Сочетание преимуществ крупной корпорации с индивидуализацией продукции по всему социальному спектру различных покупателей принесло свои результаты. С 1921 по 1940 г. доля "Дженерал моторс" в общем числе проданных в США автомобилей выросла с 12,7 до 47,5%, а доля "Форда" сократилась с 55,7 до 18,9%.
"Пролетарские" шевроле успешно конкурировали по цене и качеству с дешевыми фордами, но средним и более состоятельным слоям нужны были автомашины побольше, помощнее, покомфортабельнее и пошикарнее. Эти ниши на рынке заполнили соответствующие модели "Дженерал моторс". Чтобы не быть полностью разгромленным, Форду (точнее его наследникам) пришлось с конца 40-х годов частично перенять стратегию своего главного конкурента и начать варьировать собственные модели. Понадобились и методы организации, внедренные Слоуном, причем не только в автомобильной, но практически во всех отраслях промышленности. Современная корпорация, объединяющая многие отделения и предприятия, в значительной мере происходит от пионерского опыта Слоуна.
Традиции управления Слоуна до сих пор используются в менеджмент "Дженерал Моторс":
. Четкая координация и регламентированность всех видов работ. Современная структура компании (до процедуры банкротства) построена как система концентрических кругов, в центре которой находятся производственные бригады по 15-20 человек. Их работу координируют и обслуживают группы руководителей компании и профсоюзные деятели, стоящие во главе каждого отделения. Уровень отделений является следующим кольцом - производственно-наблюдательные комитеты, которые координируют процесс производства в целом и отношения с поставщиками. Внешнее кольцо представлено стратегическим наблюдательным комитетом, определяющим развитие всей компании.
. Дифференциация продукции под группы потребителей. Однако в настоящее время из-за постоянной рационализации производства автомобили Дженерал Моторс стали очень похожи друг на друга, т.е. от идеи дифференциации продукции практически отказались.
. Сочетание преимуществ крупной корпорации с индивидуализацией продукции.
. Высокая степень электронизации документооборота, обработки и хранения данных. Компания имеет собственную фирму электроники - "Электроник Дейта системз". Это позволяет транснациональной корпорации быстро и качественно работать с большим объемом как внешней, так и внутренней информации.
Перед приходом Ли Якокка в компанию, Крайслер был в стадии кризиса. Рынок был охвачен японскими автомобилями, предлагаемые Крайслером грузовики из-за нефтяного кризиса не продавались, Форд и Дженерал Моторс наращивали темпы производства. Условия были нелегкие. Первое, что сделал Якокка в роли генерального менеджера компании - добился финансовой помощи федерального правительства благодаря своим выступлениям, в которых подробно описывал, как сильно отразится банкротство такой большой компании, как Крайслер, на экономике страны. Государственный заем, разработка новых автомобилей под лозунгом "Если можешь купить лучшую машину - купи" способствовали увеличению объемов продаж. Однако Якокка видел, что очень сложно делить столь насыщенный автомобильный рынок, и компания открыла новый сектор рынка - микроавтобусы. Этот вид транспорта изменил жизнь многих американских семей, произвел настоящую революцию. И в настоящее время доля микроавтобусов Крайслер на рынке США составляет 20 %. С ростом прибыли росла компания, покупая новые направления и производства. Именно под влиянием Якокки было осуществлено объединение с конкурирующей Дженерал Моторс для производства компонентов трансмиссии. По примеру фордовской политики качества Крайслер открывает сеть сервисных станций и дает гарантию на свои машины 7 лет. Крайслер первыми на рынке предлагают подушки безопасности для автомобилистов, заботясь о своих покупателях. Все эти мероприятия способствовали росту компании, наращиванию темпов производства и увеличению прибыли. Однако проводимая кадровая политика не всегда была эффективной - очень часто в компании проводились забастовки (1997 год, например). В настоящее время идет активное сотрудничество и обмен опытом Крайслера со многими автомобилестроительными компаниями мира - Мерседес, Даймлер и пр. В 2009 году компания Chrysler образует глобальный стратегический альянс с Fiat, в его основе лежит традиционная для Chrysler культура инноваций - начало которой положил Уолтер П. Крайслер - и современные технологии Fiat. Новый альянс обладает ресурсами, технологиями и всемирной сетью дилеров и дистрибьюторов - всем необходимым для успешной конкуренции на мировом рынке. Особенностями менеджмента компании Крайслер можно назвать следующие:
. Постоянный поиск путей развития. Крайслер не отличается консерватизмом, как Форд, или приверженностью к одной корпоративной стретегии, как Дженерл Моторс - компания постоянно сотрудничает с другими производителя автомобилей (конкурентами, казалось бы), чтобы улучшить свою продукцию, сервис, методы управления производством. Результатом таких поисков являются нововведения, очень быстро принятые остальным автомобильным миром (микроавтобусы, подушки безопасности, новые узлы и детали машин и пр.)
. Продуктовая политика компании не исходит от запросов рынка, а скорее конструирует их самостоятельно (Крайслер открыл новый сегмент рынка - минивэны). Не всегда это приводило к положительным результатам - например, в период нефтяного кризиса в США Крайслер продолжал выпускать грузовики, не пользующиеся спросом.
. Компания практически не проводит политику снижения издержек, основная цель бизнеса корпорации - не делать деньги, а делать настоящие, качественные, непохожие на остальные автомобили. Авто Крайслер всегда можно отличить про прямоугольному дизайну.
. Компания сочетает жесткий финансовых контроль всех производственных операций с креативным, творческим подходом к построению производственного процесса. Именно в этом нынешнее руководство видит залог успеха новых моделей авто компании.
Таким образом, каждая из компаний большой автомобильной тройки США прошла свой путь развития, в каждой сформировался свой стиль менеджменты, принципы и традиции управления. Некоторые из них оказались ошибочными, другие наоборот, привели к процветанию.
За порог оценки результативности компания "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер" был принят 2010 год. Предшествующий этому периоду мировой экономический кризис выявил все недостатки менеджмента компаний большой автомобильной тройки и показал преимущества традиционных или инновационных методов управления.
Таблица 3 - Финансовые итоги 2010 г.
№ |
Показатель |
Дженерал Моторс |
Форд Мотор |
Крайслер |
1. |
Прибыль, млрд. долл. |
135,6 (рост на 35 %) |
120,9 (рост на 4 %) |
46 (рост на 7 %) |
2. |
Банкротство 2008 |
Да |
Нет |
Да |
3. |
Долг перед государством |
50 млрд. долл. |
Нет |
Да |
4. |
Способ выхода из кризиса |
Объявление банкротства, государственный заем, реорганизация |
Минимизация издержек, продажа производств |
Продажа части активов концерну Fiat |
Таким образом, можно выделить следующие основные недостатки американской модели:
- Уменьшение гибкости при изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворённости рабочих, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов как следствие чрезмерной специализации труда.
- Потеря эффективности иерархической организации в тех отраслях промышленности, где ассортимент товаров велик и производственный процесс включает в себя множество стадий.
- Стремление американских менеджеров получить сиюминутную выгоду, решить вопрос "быстро".
- Большое количество уровней управления (до 11-12 в американской автомобильной промышленности, по сравнению с 5-6 в японской), и как следствие- рост бюрократического аппарата и трансакционных издержек
Положительные особенности американской системы менеджмента:
- Значительное теоретическое обоснование процессов управления.
- Жесткая иерархическая структура: каждый работник имеет только одного начальника.
- Чётко прописанные должностные инструкции, начиная от того, как нужно мыть пол и заканчивая порядком приготовления гамбургеров.
- Контроль качества выполняемых операций на месте: концепция "делать с первого раза".
- Строго почасовая выплата зарплаты, штрафы за опоздание и выговор за приход на работу раньше оговоренного срока (начальству придётся платить вам больше денег) - концепция "точно вовремя".
- Стремление создать равные условия для работников: прием пищи в одной общей комнате, одинаковая зарплата для рабочих одного уровня.
- Перспектива карьерного роста в компании.
- Поощрение конкуренции и доносительства внутри одной группы (существует специальный ящик, куда нужно опускать записки обо всех нарушениях, какие вы только заметили).
- Ответственность начальников за действия подчинённых
Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной "управленческой цивилизацией". Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики, а тем более обучения управлению наиболее велико. Нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.
В качестве вывода наиболее предпочтительным является выделение двух основных школ: школа "научного менеджмента", основоположником которой был Ф. Тейлор, и школа "человеческих отношений", возникновение которой связано с именами Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера. Полемика между этими двумя доминирующими концепциями, так же как и попытки синтезировать выдвигаемые ими принципы, способствовали возникновению и развитию новых течений. Школа "научного менеджмента" явилась исторически первым направлением развития американской теории управления и именуется как "классическая" или "традиционная" школа, о возникновении которой говорилось чуть ранее.
Именно в американской модели менеджмента возникает идея стратегического управления и планирования в организации, не менее важная мысль о привлечении работников к управлению - партисипативный менеджмент, именно в США впервые появляются крупные корпорации с наемными менеджерами, возникает и сама наука управления.
Американская модель менеджмента существует и совершенствуется и до сих пор, используется не только в Соединенных Штатах, но и в Европе и Японии. Богатый опыт американского менеджмента может быть учтен и использован и в российском менеджменте.
. Адамс Б. Бизнес-планирование: Эффективные методики разработки. - М.: АСТ, 2007. - 480 с.
2. Байндер Г., Бэше Ф. Бизнес по науке. Чему менеджерам стоит научиться у биотехнологов. - М.: Манн, Иванов и Фарбер. - 2008. - 272 с.
3. Бахур А.Б. Особенности национального менеджмента // Менеджмент в
. Васильев Ю.П. Инновационное управление развитием производства в США, или Как повысить производительность труда. - М.: Экономика, 2009. - 448 с.
5. Васильев Ю.П. развитие инновационной деятельности в США, или Как удвоить ВВП. - М.: Экономика, 2005. - 408 с.
. Васильев Ю.П. Управление развитием производства в США, или Взгляд в будущее. - М.: Экономика, 2006. - 480 с.
. Веблен Т. Теория делового предприятия. - М.: Дело, 2007. - 288 с.
. Вигери П., Смит С. Рост бизнеса под увеличительным стеклом. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. - 272 с.
9. Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент.- М.: Экономистъ, 2006. - 670 с.
10. Воробьев А. Д. Методология стратегического менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - N6. - С. 127-130.
11. Галло К. Правила Джоббса. - М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2011. - 240 с.
12. Герземанн О. Ковбойский капитализм. - М.: ИРИСЭН, 2006. - 270 с.
13. Герчикова, И. Н. Менеджмент. - М. : ЮНИТИ, 2000. - 501 с
14. Голдман М. А. Менеджмент и устойчивый экономический рост // Проблемы теории и практики управления. - М., 2001. - N 4.- С.93-96
15. Димов В. Два гиганта. Россия и США в анналах истории и демократии. - М.: Издательство МГУ, 2004. - 416 с.
16. Дорофеева, Л. И. Менеджмент. - М.: Эксмо, 2007. - 192 с.
17. Ефремов В.С. О национальных и международных проблемах подготовки высококвалифицированных кадров // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - N2. - С. 3-7
. Ильенкова, С. Д., Кузнецов, В. И. Менеджмент. - М.: Изд-во ММИЭИФП. - М., 2003. - 70 с.
. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента. - М.: Новое знание, 2002. - 336с.
. Картавый, М. А., Нехашкин, А. Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом - №3 - 2007.
21. Киндлбергер Ч., Алибер Р. Мировые финансовые кризисы. Мании, паники и крахи. - СПб.: Питер, 2010. - 544 с.
22. Козлов А. А. К вопросу управления персоналом в условиях переходной экономики // Менеджмент в России и за рубежом. - М.: Финпресс, 2001. - N 1.- С.46-54
23. Коллинз Д. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 320 с.
24. Кохно, П. А. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика - 1993. - 224 с
25. Кочетков Г.Б., Супян В.Б. Корпорация. Американская модель. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с.
26. Кравченко, А. И. История менеджмента / А. И. Кравченко: Учебник - 5-е изд. - М.: Академ. Проект: Трикста, 2005. - 560 с.
27. Кругман П. Возвращение Великой депрессии? - М.: Эксмо, 2009. - 336 с.
28. Кузнецов Э.А., Волошина В.В. Транснациональные корпорации. Экономика и менеджмент. - М.: Бурун Книга, 2008. - 320 с.
. Кэррисон Д., Уолш Р. Всегда верен! Управленческие секреты самой эффективной организации в мире. - М.: Добрая книга, 2006. - 320 с.
. Маркс Р. Чемпионы продаж. Как набрать, обучить и вести за собой команду. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 176 с.
. Марцинкевич В. Проблема эффективности в XXI веке. Экономика США. - М.: Наука, 2006. - 392 с.
32. Мельничук Д. Б. Семь граней стратегического управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. - М.: Финпресс, 2001. - N 5.- С.3-10
33. Менеджмент. Учебник для вузов / Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
34. Нагель К. Практика предпринимательства. Анализ. Инструменты. Методика. - М.: Интерэксперт, 1999. - 536 с.
35. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк навсегда. Капитализм и удовольствие. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 328 с.
36. Огвоздин В. Ю. Структура и принципы менеджмента / В. Ю. Огвоздин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - N6. - С. 113-122
37. Орлов А. И. Менеджмент. - М.: Издательство "Изумруд", 2003. - 298с.
38. Перкинс Д. Тайная история американской империи. Экономические убийцы и правда о глобальной коррупции. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 448 с.
39. Пирогов А. Н. Слияния и поглощения компаний: зарубежная и российская теория и практика / А. Н. Пирогов // Менеджмент в России и за рубежом. - М.: Финпресс, 2001. - N 5.- С.11-15
40. Полукаров, В. Л. Основы менеджмента. - М.: Кнорус, 2008. - 240 с.
. Прохоров А. П. Стабильное и нестабильное состояние российской системы управления / А. П. Прохоров // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - N5. - С. 20-31.
42. Роговский Е.А. США. Информационное общество. Экономика и политика. - М.: Международные отношения. - 2008. - 408 с.
43. Розенблатт П., Андерсон Р. Семейный бизнес в США. - М.: NotaBene, 2001. - 296 с.
44. Рой, О. М. Менеджмент современной фирмы: организация, стратегия, финансы: Конспект лекций / О. М. Рой, А. М. Зараева, 1998. - 116 с.
45. России и за рубежом, № 5, 2005.
. Сантамария Дж., Мартино В. Стратегия и тактика морской пехоты США в бизнесе. Как использовать философию маневренных боевых действий для управления успешной организацией. - М.: Эксмо, 2005. - 240 с.
47. Стиглиц Дж. Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса. - М.: Эксмо, 2011. - 512 с.