Анализ американской модели менеджмента на примере компаний "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:46, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение американской модели менеджмента.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить историю развития американской модели менеджмента;
- рассмотреть особенности современного состояния модели менеджмента;
- выявить преимущества и недостатки американского менеджмента;
- проанализировать систему менеджмента в компаниях "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер".

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы менеджмента
1.1 Сущность, принципы и функции современного менеджмента
1.2 История развития американской модели менеджмента
1.3 Сравнительная характеристика существующих моделей менеджмента
Глава 2. Особенности развития менеджмента в США
2.1 Характеристика современного состояния американского менеджмента
2.2 Опыт американских компаний в управлении предприятием
2.3 Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях
Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компаний "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"
3.1 Характеристика компаний "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"
3.2 Сравнительный анализ систем менеджмента в компаниях "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"
3.3 Оценка результативности менеджмента в компаниях "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер" и анализ преимуществ и недостатков американской модели менеджмента
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом2.docx

— 147.80 Кб (Скачать файл)

Стратегия Слоуна оправдала себя. Сочетание преимуществ крупной корпорации с индивидуализацией продукции по всему социальному спектру различных покупателей принесло свои результаты. С 1921 по 1940 г. доля "Дженерал моторс" в общем числе проданных в США автомобилей выросла с 12,7 до 47,5%, а доля "Форда" сократилась с 55,7 до 18,9%.

"Пролетарские" шевроле успешно конкурировали по цене и качеству с дешевыми фордами, но средним и более состоятельным слоям нужны были автомашины побольше, помощнее, покомфортабельнее и пошикарнее. Эти ниши на рынке заполнили соответствующие модели "Дженерал моторс". Чтобы не быть полностью разгромленным, Форду (точнее его наследникам) пришлось с конца 40-х годов частично перенять стратегию своего главного конкурента и начать варьировать собственные модели. Понадобились и методы организации, внедренные Слоуном, причем не только в автомобильной, но практически во всех отраслях промышленности. Современная корпорация, объединяющая многие отделения и предприятия, в значительной мере происходит от пионерского опыта Слоуна.

Традиции  управления Слоуна до сих пор используются в менеджмент "Дженерал Моторс":

. Четкая координация и регламентированность всех видов работ. Современная структура компании (до процедуры банкротства) построена как система концентрических кругов, в центре которой находятся производственные бригады по 15-20 человек. Их работу координируют и обслуживают группы руководителей компании и профсоюзные деятели, стоящие во главе каждого отделения. Уровень отделений является следующим кольцом - производственно-наблюдательные комитеты, которые координируют процесс производства в целом и отношения с поставщиками. Внешнее кольцо представлено стратегическим наблюдательным комитетом, определяющим развитие всей компании.

. Дифференциация продукции под группы потребителей. Однако в настоящее время из-за постоянной рационализации производства автомобили Дженерал Моторс стали очень похожи друг на друга, т.е. от идеи дифференциации продукции практически отказались.

. Сочетание преимуществ крупной корпорации с индивидуализацией продукции.

. Высокая степень электронизации документооборота, обработки и хранения данных. Компания имеет собственную фирму электроники - "Электроник Дейта системз". Это позволяет транснациональной корпорации быстро и качественно работать с большим объемом как внешней, так и внутренней информации.

Перед приходом Ли Якокка в компанию, Крайслер был в стадии кризиса. Рынок был охвачен японскими автомобилями, предлагаемые Крайслером грузовики из-за нефтяного кризиса не продавались, Форд и Дженерал Моторс наращивали темпы производства. Условия были нелегкие. Первое, что сделал Якокка в роли генерального менеджера компании - добился финансовой помощи федерального правительства благодаря своим выступлениям, в которых подробно описывал, как сильно отразится банкротство такой большой компании, как Крайслер, на экономике страны. Государственный заем, разработка новых автомобилей под лозунгом "Если можешь купить лучшую машину - купи" способствовали увеличению объемов продаж. Однако Якокка видел, что очень сложно делить столь насыщенный автомобильный рынок, и компания открыла новый сектор рынка - микроавтобусы. Этот вид транспорта изменил жизнь многих американских семей, произвел настоящую революцию. И в настоящее время доля микроавтобусов Крайслер на рынке США составляет 20 %. С ростом прибыли росла компания, покупая новые направления и производства. Именно под влиянием Якокки было осуществлено объединение с конкурирующей Дженерал Моторс для производства компонентов трансмиссии. По примеру фордовской политики качества Крайслер открывает сеть сервисных станций и дает гарантию на свои машины 7 лет. Крайслер первыми на рынке предлагают подушки безопасности для автомобилистов, заботясь о своих покупателях. Все эти мероприятия способствовали росту компании, наращиванию темпов производства и увеличению прибыли. Однако проводимая кадровая политика не всегда была эффективной - очень часто в компании проводились забастовки (1997 год, например). В настоящее время идет активное сотрудничество и обмен опытом Крайслера со многими автомобилестроительными компаниями мира - Мерседес, Даймлер и пр. В 2009 году компания Chrysler образует глобальный стратегический альянс с Fiat, в его основе лежит традиционная для Chrysler культура инноваций - начало которой положил Уолтер П. Крайслер - и современные технологии Fiat. Новый альянс обладает ресурсами, технологиями и всемирной сетью дилеров и дистрибьюторов - всем необходимым для успешной конкуренции на мировом рынке. Особенностями менеджмента компании Крайслер можно назвать следующие:

. Постоянный поиск путей развития. Крайслер не отличается консерватизмом, как Форд, или приверженностью к одной корпоративной стретегии, как Дженерл Моторс - компания постоянно сотрудничает с другими производителя автомобилей (конкурентами, казалось бы), чтобы улучшить свою продукцию, сервис, методы управления производством. Результатом таких поисков являются нововведения, очень быстро принятые остальным автомобильным миром (микроавтобусы, подушки безопасности, новые узлы и детали машин и пр.)

. Продуктовая политика компании не исходит от запросов рынка, а скорее конструирует их самостоятельно (Крайслер открыл новый сегмент рынка - минивэны). Не всегда это приводило к положительным результатам - например, в период нефтяного кризиса в США Крайслер продолжал выпускать грузовики, не пользующиеся спросом.

. Компания практически не проводит политику снижения издержек, основная цель бизнеса корпорации - не делать деньги, а делать настоящие, качественные, непохожие на остальные автомобили. Авто Крайслер всегда можно отличить про прямоугольному дизайну.

. Компания сочетает жесткий финансовых контроль всех производственных операций с креативным, творческим подходом к построению производственного процесса. Именно в этом нынешнее руководство видит залог успеха новых моделей авто компании.

Таким образом, каждая из компаний большой автомобильной тройки США прошла свой путь развития, в каждой сформировался свой стиль менеджменты, принципы и традиции управления. Некоторые из них оказались ошибочными, другие наоборот, привели к процветанию.

3.3 Оценка результативности менеджмента  в компаниях "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер" и анализ преимуществ и недостатков американской модели менеджмента

 

За порог  оценки результативности компания "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер" был принят 2010 год. Предшествующий этому периоду мировой экономический кризис выявил все недостатки менеджмента компаний большой автомобильной тройки и показал преимущества традиционных или инновационных методов управления.

 

Таблица 3 - Финансовые итоги 2010 г.

Показатель

Дженерал Моторс

Форд Мотор

Крайслер

1.

Прибыль, млрд. долл.

135,6 (рост на 35 %)

120,9 (рост на 4 %)

46 (рост на 7 %)

2.

Банкротство 2008

Да

Нет

Да

3.

Долг перед государством

50 млрд. долл.

Нет

Да

4.

Способ выхода из кризиса

Объявление банкротства, государственный  заем, реорганизация

Минимизация издержек, продажа производств

Продажа части активов концерну Fiat


 

Таким образом, можно выделить следующие основные недостатки американской модели:

- Уменьшение гибкости при изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворённости рабочих, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов как следствие чрезмерной специализации труда.

- Потеря эффективности иерархической организации в тех отраслях промышленности, где ассортимент товаров велик и производственный процесс включает в себя множество стадий.

- Стремление американских менеджеров получить сиюминутную выгоду, решить вопрос "быстро".

- Большое количество уровней управления (до 11-12 в американской автомобильной промышленности, по сравнению с 5-6 в японской), и как следствие- рост бюрократического аппарата и трансакционных издержек

Положительные особенности американской системы  менеджмента:

- Значительное теоретическое обоснование процессов управления.

- Жесткая иерархическая структура: каждый работник имеет только одного начальника.

- Чётко прописанные должностные инструкции, начиная от того, как нужно мыть пол и заканчивая порядком приготовления гамбургеров.

- Контроль качества выполняемых операций на месте: концепция "делать с первого раза".

- Строго почасовая выплата зарплаты, штрафы за опоздание и выговор за приход на работу раньше оговоренного срока (начальству придётся платить вам больше денег) - концепция "точно вовремя".

- Стремление создать равные условия для работников: прием пищи в одной общей комнате, одинаковая зарплата для рабочих одного уровня.

- Перспектива карьерного роста в компании.

- Поощрение конкуренции и доносительства внутри одной группы (существует специальный ящик, куда нужно опускать записки обо всех нарушениях, какие вы только заметили).

- Ответственность начальников за действия подчинённых

 

Заключение

 

Во всем многообразии теорий и явлений живой  практики американский менеджмент был  и остается наиболее мощной "управленческой цивилизацией". Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики, а тем более обучения управлению наиболее велико. Нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.

В качестве вывода наиболее предпочтительным является выделение двух основных школ: школа "научного менеджмента", основоположником которой был Ф. Тейлор, и школа "человеческих отношений", возникновение которой связано с именами Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера. Полемика между этими двумя доминирующими концепциями, так же как и попытки синтезировать выдвигаемые ими принципы, способствовали возникновению и развитию новых течений. Школа "научного менеджмента" явилась исторически первым направлением развития американской теории управления и именуется как "классическая" или "традиционная" школа, о возникновении которой говорилось чуть ранее.

Именно  в американской модели менеджмента  возникает идея стратегического  управления и планирования в организации, не менее важная мысль о привлечении  работников к управлению - партисипативный менеджмент, именно в США впервые появляются крупные корпорации с наемными менеджерами, возникает и сама наука управления.

Американская  модель менеджмента существует и  совершенствуется и до сих пор, используется не только в Соединенных Штатах, но и в Европе и Японии. Богатый опыт американского менеджмента может быть учтен и использован и в российском менеджменте.

 

 

Список литературы

 

. Адамс Б. Бизнес-планирование: Эффективные методики разработки. - М.: АСТ, 2007. - 480 с.

2. Байндер Г., Бэше Ф. Бизнес по науке. Чему менеджерам стоит научиться у биотехнологов. - М.: Манн, Иванов и Фарбер. - 2008. - 272 с.

3. Бахур А.Б. Особенности национального менеджмента // Менеджмент в

. Васильев Ю.П. Инновационное управление развитием производства в США, или Как повысить производительность труда. - М.: Экономика, 2009. - 448 с.

5. Васильев Ю.П. развитие инновационной деятельности в США, или Как удвоить ВВП. - М.: Экономика, 2005. - 408 с.

. Васильев Ю.П. Управление развитием производства в США, или Взгляд в будущее. - М.: Экономика, 2006. - 480 с.

. Веблен Т. Теория делового предприятия. - М.: Дело, 2007. - 288 с.

. Вигери П., Смит С. Рост бизнеса под увеличительным стеклом. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. - 272 с.

9. Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент.- М.: Экономистъ, 2006. - 670 с.

10. Воробьев А. Д. Методология стратегического менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - N6. - С. 127-130.

11. Галло К. Правила Джоббса. - М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2011. - 240 с.

12. Герземанн О. Ковбойский капитализм. - М.: ИРИСЭН, 2006. - 270 с.

13. Герчикова, И. Н. Менеджмент. - М. : ЮНИТИ, 2000. - 501 с

14. Голдман М. А. Менеджмент и устойчивый экономический рост // Проблемы теории и практики управления. - М., 2001. - N 4.- С.93-96

15. Димов В. Два гиганта. Россия и США в анналах истории и демократии. - М.: Издательство МГУ, 2004. - 416 с.

16. Дорофеева, Л. И. Менеджмент. - М.: Эксмо, 2007. - 192 с.

17. Ефремов В.С. О национальных и международных проблемах подготовки высококвалифицированных кадров // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - N2. - С. 3-7

. Ильенкова, С. Д., Кузнецов, В. И. Менеджмент. - М.: Изд-во ММИЭИФП. - М., 2003. - 70 с.

. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента. - М.: Новое знание, 2002. - 336с.

. Картавый, М. А., Нехашкин, А. Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом - №3 - 2007.

21. Киндлбергер Ч., Алибер Р. Мировые финансовые кризисы. Мании, паники и крахи. - СПб.: Питер, 2010. - 544 с.

22. Козлов А. А. К вопросу управления персоналом в условиях переходной экономики // Менеджмент в России и за рубежом. - М.: Финпресс, 2001. - N 1.- С.46-54

23. Коллинз Д. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 320 с.

24. Кохно, П. А. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика - 1993. - 224 с

25. Кочетков Г.Б., Супян В.Б. Корпорация. Американская модель. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с.

26. Кравченко, А. И. История менеджмента / А. И. Кравченко: Учебник - 5-е изд. - М.: Академ. Проект: Трикста, 2005. - 560 с.

27. Кругман П. Возвращение Великой депрессии? - М.: Эксмо, 2009. - 336 с.

28. Кузнецов Э.А., Волошина В.В. Транснациональные корпорации. Экономика и менеджмент. - М.: Бурун Книга, 2008. - 320 с.

. Кэррисон Д., Уолш Р. Всегда верен! Управленческие секреты самой эффективной организации в мире. - М.: Добрая книга, 2006. - 320 с.

. Маркс Р. Чемпионы продаж. Как набрать, обучить и вести за собой команду. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 176 с.

. Марцинкевич В. Проблема эффективности в XXI веке. Экономика США. - М.: Наука, 2006. - 392 с.

32. Мельничук Д. Б. Семь граней стратегического управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. - М.: Финпресс, 2001. - N 5.- С.3-10

33. Менеджмент. Учебник для вузов / Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

34. Нагель К. Практика предпринимательства. Анализ. Инструменты. Методика. - М.: Интерэксперт, 1999. - 536 с.

35. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк навсегда. Капитализм и удовольствие. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 328 с.

36. Огвоздин В. Ю. Структура и принципы менеджмента / В. Ю. Огвоздин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - N6. - С. 113-122

37. Орлов А. И. Менеджмент. - М.: Издательство "Изумруд", 2003. - 298с.

38. Перкинс Д. Тайная история американской империи. Экономические убийцы и правда о глобальной коррупции. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 448 с.

39. Пирогов А. Н. Слияния и поглощения компаний: зарубежная и российская теория и практика / А. Н. Пирогов // Менеджмент в России и за рубежом. - М.: Финпресс, 2001. - N 5.- С.11-15

40. Полукаров, В. Л. Основы менеджмента. - М.: Кнорус, 2008. - 240 с.

. Прохоров А. П. Стабильное и нестабильное состояние российской системы управления / А. П. Прохоров // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - N5. - С. 20-31.

42. Роговский Е.А. США. Информационное общество. Экономика и политика. - М.: Международные отношения. - 2008. - 408 с.

43. Розенблатт П., Андерсон Р. Семейный бизнес в США. - М.: NotaBene, 2001. - 296 с.

44. Рой, О. М. Менеджмент современной фирмы: организация, стратегия, финансы: Конспект лекций / О. М. Рой, А. М. Зараева, 1998. - 116 с.

45. России и за рубежом, № 5, 2005.

. Сантамария Дж., Мартино В. Стратегия и тактика морской пехоты США в бизнесе. Как использовать философию маневренных боевых действий для управления успешной организацией. - М.: Эксмо, 2005. - 240 с.

47. Стиглиц Дж. Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса. - М.: Эксмо, 2011. - 512 с.

Информация о работе Анализ американской модели менеджмента на примере компаний "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"