Анализ дисфункциональных последствий стресса для менеджмента в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в исследовании влияния стресса, как важного фактора психологии менеджмента, на эффективность профессиональной деятельности в современных организациях.
В данной работе автор поставил перед собой следующие задачи:
1)изучить понятие, роль и сущность стресса;
2)выявить характер воздействия стресса на работника;
3)проанализировать дисфункциональные последствия стресса и их влияние на трудовую деятельность персонала;
4)определить пути и методы борьбы со стрессом

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
1.Психология менеджмента на современном предприятии…………………...5
1.1.Понятие стресса и его особенности в психологии менеджмента………....5
1.2. Причины возникновения стресса на рабочем месте и его признаки……..9
2. Анализ дисфункциональных последствий стресса для менеджмента в организации……………………................................................................................15
2.1. Влияние стресса на психофизиологию работника организации………………………………………………………………………………..15
2.2. Стресс руководителей организаций…………………………………….....18
2.3. Пути и методы борьбы со стрессом в организации……………………....20
Заключение……………………………………………………………………....23
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Психология менеджмента.Лагунова ольга 3532.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

В числе главнейших стрессов руководители различного уровня назвали:

- «сложность и противоречивость  отечественного законодательства и нормативных инструкций»;

- «низкую мотивацию сотрудников и необходимость постоянного контроля за их деятельностью»;

- «отсутствие взаимопонимания  с деловыми партнерами и конфликты  с ними», «постоянную нехватку времени»;

- «чрезмерный и не  всегда обоснованный контроль  со стороны руководства» (у госчиновников и руководителей дочерних предприятий);

- «ощущение несоответствия  между затраченными усилиями  и реальными результатами»;

- «потерю смысла деятельности»;

- «стресс несбывшихся надежд» и т. д.14

Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей разного ранга является целый букет невротических и психосоматических заболеваний:

- повышенная раздражительность;

- бессонница, гипертония или вегетососудистая дистония;

- нарушения функций желудочно-кишечного тракта (запоры, язва желудка, дисфункция поджелудочной железы);

- головная боль, мышечные боли различной этиологии и т. д.

Следствием этих хронических  заболеваний являются инфаркты, инсульты и сокращение продолжительности жизни современных российских руководителей, несмотря на их, казалось бы, неограниченные возможности в получении высококачественного лечения. Такое положение связано с отсутствием навыков к рефлексии и саморегуляции у многих руководителей.

 

                     2.3 Пути и методы борьбы со стрессом

 

Определенный уровень  стресса - это нормальная часть рабочей жизни. И спад, к которому он приводит, в большей степени зависит от того, как люди справляются со стрессом. Когда стресс возрастает, работники страдают от таких симптомов как беспокойство, депрессия, паника и боль в груди.

Если это продолжается в течение длительного времени, то пострадавшие стремятся использовать способы расслабления, которые варьируют, скажем, от навязчивых занятий в тренажерном зале или скандалов дома, до употребления наркотиков и алкоголя.

Следует обратиться к каждому из факторов стресса, чтобы уменьшить его или устранить на рабочем месте:

- Создание в компании атмосферы взаимной поддержки.

Организационную структуру  компании следует сделать более  децентрализованной и органичной, привлечь работников к принятию решений, а также наладить информационные потоки снизу вверх.

- Обогащение содержания обязанностей работников

Обогащение труда может  повысить заинтересованность сотрудников  в своей работе, осознание ее значимости, ответственности и результатов. Предполагается, что в данном случае будет уменьшено воздействие факторов стресса, характерных для более рутинных, структурированных видов работы.

- Смягчение конфликтов и прояснение организационных ролей.

Каждый сотрудник на своем рабочем месте должен иметь  правильное представление об обязанностях, получать необходимую информацию и поддержку, чтобы не оказаться во власти противоречивых требований и неясного понимания того, что конкретно он должен делать.

- Планирование карьеры и расширение возможностей для продвижения сотрудников по служебной лестнице, оказание им консультационной помощи.Члены большой организации испытывают сильный стресс, когда не знают, что им делать дальше или как реализовать карьерные планы.15

До недавнего времени  подавляющее большинство руководителей крупных компаний игнорировали проблемы стресса, поражающего коллектив на всех уровнях. Последнее время ситуация стала улучшаться, и компании стали заказывать проведение тренингов по стресс-менеджменту, в рамках которых производится оценка стрессового состояния организации. Огромную роль в этом играет позиция руководителя фирмы. Иногда она действует разрушительно на весь коллектив. Правильная антистрессовая стратегия компании начинается с уточнения ее Миссии. Если стресс глубоко проник в компанию, то значит, ощущение Миссии утрачено, и работники перестали понимать, куда они идут. Руководитель должен спросить самого себя, а затем и свою ближайшую команду - понимают ли они, куда идут? Если это понимание нарушено, то всегда снижается вера в эффективность всего, что делается. В этом случае руководство должно найти способ разъяснить работникам, зачем они собрались, и напомнить, что они - единая команда, вдохнув веру в успех безнадежного дела.

Таким образом , на предприятии  действию стресса подвержены все  сотрудники ,начиная рядовыми работниками и заканчивая руководителями. Основные последствия стресса на психофизиологию работника отражаются в трех основных направлениях:1)физиологические нарушения; 2)психические нарушения; 3)поведенческие нарушения. Чтобы предупредить и минимизировать стрессы сотрудников, руководство компании должно знать реальную ситуацию в фирме - степень нагрузки и отношение к ней со стороны работников. Для этого нужно регулярно проводить опросы и тесты, чтобы знать ситуацию. Постоянный мониторинг позволяет держать руку на пульсе организации и своевременно осуществлять необходимые изменения.

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

                             Заключение

 

         Проделав данную работу, автор исследовал влияние стресса как важного фактора психологии менеджмента, на эффективность профессиональной деятельности в современных организациях. В ходе исследования автор:

       1)изучил понятие, роль и сущность стресса;

       2)выявил характер воздействия стресса на работника;

       3)проанализировал функциональные последствия стресса и их влияние на трудовую деятельность персонала, а так же определил пути и методы борьбы со стрессом на предприятии.

Не всегда являясь  отрицательным явлением как для  конкретного лица, так и для организации в целом, стресс все же представляет собой одну из наиболее важных и серьезных проблем в сфере организационного поведения. Среди причин стресса можно выделить несколько групп факторов: внеорганизационные, организационные, групповые и индивидуальные. Взятые в комбинации или по отдельности, они в потенциале могут стать причинами сильнейших стрессовых воздействий, которым подвергается современный работник на любом уровне в каждой организации. Результаты подобные стрессов могут вызвать проблемы как физического характера, так и психологические проблемы и проблемы поведенческого характера. Для борьбы с проблемами, вызванными стрессом, разработан ряд индивидуальных и организационных методов. Как для отдельного лица, так и на уровне всей организации необходимо принять конкретные меры для предотвращения или снижения стресса.

В завершение хотелось бы сказать, что работа работой, а здоровье намного важнее и дороже для человека. Можно ли считать достигшим успеха человека, который расплачивается за продвижение по службе язвами желудка или сердечными заболеваниями? Стоит ли стремительно рваться к карьерным высотам любой ценой и потерять здоровье? Каждый из нас должен ответить для себя на этот вопрос. И ответив на него найти тот баланс, тот предел волнения, который допустим в работе, но дальше которого заходить не стоит.

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

                Список использованных источников

 

 

1. Большой психологический  словарь. Сост. и общ. ред. Б.  Мещеряков, В. Зинченко, - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. - 126 с.

2. Карнеги Дейл. Как  перестать беспокоиться и начать  жить. - М, 1989. - С. 270 - 278.

3. Карасовский Ю. Д.  Организационное поведение: Учеб. пособие. - М.: ЮНТИ-ДАНА, 2003. - 211 с.

4. Карташова Л. В., Никонова  Т. В., Соломанидина Т. О. Поведение в организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 124-135.

5. Коган Б. М. Стресс  и адаптация. - М.: Знание, 2003. - 64с.

6. Коноваленко М. Ю.  Спасение утопающих - дело рук  самих утопающих. Техники самопомощи в стрессовых ситуациях. Управление персоналом. - 2004. - № 1 - 2. - С. 103 - 105.

7. Лютенс Ф. Организационное  поведение. Учебник. Пер. с англ. - М.: ИНФРА - М, 1999 - С. 338-359.

8. Мескон М. Х., Альберт  М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: Дело, 2004. - С. 523-530.

9. Норбеков Мирзакарим. Философия Трансформации, или Как прогнуть мир под себя. - М, 2005. - С. 123-125.

10. Овчинникова Т., Штефан  В., Скородумова В. Перегрузки  руководителя - снижение производительности на предприятии. Управление персоналом. - 2006. - № 16. - С. 26 - 27.

11. Полозов А. Как  можно выгодно вкладывать средства  в здоровье персонала. Управление персоналом. - 2006. - № 15. - С. 15 - 17.

12. Селье Г. Стресс  без дистресса. - М.: Прогресс, 2000. - 112 с.

13. Хохлова Т. П. Организационное  поведение: Учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2005. -167с.

14. М.Мескон, М.Альберг, Ф. Хедоури. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: "Дело ЛТД", 2004. - 702 с.

15. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. (О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г.Селье. Стресс без болезней.) - Спб, ТОО "Лейла", 2004. - 384 с. 

                                                                                     Приложение 1          

 

                     Модель стрессовой реакции на  предприятии

 

 

 

 

                                                                                     Приложение 2

 

      

1 Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2000. - с.98

2 Лютенс Ф. Организационное поведение. Учебник. Пер. с англ. - М.: ИН-ФРА - М, 1999 - С. 106

3 Хохлова Т. П. Организационное поведение: Учеб. пособие. - М.: Эконо-мистъ, 2005. –с.101

4 Карасовский Ю. Д. Организационное поведение: Учеб. пособие. - М.: ЮНТИ-ДАНА, 2003. - с.128

5 Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. - 126 с.

6 Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. (О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г.Селье. Стресс без болезней.) - Спб, ТОО "Лейла", 2004. – с.77

7 Карташова Л. В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Поведение в организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 124-135.

8 М.Мескон, М.Альберг, Ф. Хедоури. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: "Дело ЛТД", 2004. - с.99

9 Норбеков Мирзакарим. Философия Трансформации, или Как прогнуть мир под себя. - М, 2005. - С. 123-125.

10 Коган Б. М. Стресс и адаптация. - М.: Знание, 2003. – с.32

11 Овчинникова Т., Штефан В., Скородумова В. Перегрузки руководителя - снижение производительности на предприятии. Управление персоналом. - 2006. - № 16. - С. 26 - 27.

12 Коноваленко М. Ю. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Техники самопомощи в стрессовых ситуациях. Управление персоналом. - 2004. - № 1 - 2. - С. 103 - 105.

13 Лютенс Ф. Организационное поведение. Учебник. Пер. с англ. - М.: ИН-ФРА - М, 1999 - С. 338-359.

14 Полозов А. Как можно выгодно вкладывать средства в здоровье персона-ла. Управление персоналом. - 2006. - № 15. - С. 15 - 17.

15 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: Дело, 2004. - С. 523-530.

 


Информация о работе Анализ дисфункциональных последствий стресса для менеджмента в организации