Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:16, курсовая работа
Переход нашей экономики к рыночным отношениям имеет определенные особенности:
- рыночная экономика формируется неэволюционным путем: делается попытка проводить ее в процессе радикальных изменений общественного строя;
- внедрение рыночной экономики проходит без достаточно апробированных по отношению к нашим условиям хозяйствования законодательно-правовых актов и нормативов;
- государство не поддерживает развитие новых видов предприятий и не обременяет себя помощью действующим предприятиям (особенно малым); на данный момент практически нет стимулов и льгот для различных предприятий и предпринимательства.
Введение 2
1. Современные проблемы управления 4
1.1 Управление предприятием, его хозяйственной, экономической и социальной деятельностью 4
1.2 Отсутствие стратегического управления как важнейшая проблема менеджмента российских предприятий 7
1.3 Актуальные проблемы в управлении отечественными предприятиями 14
2. Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада» 21
2.1 Общая характеристика предприятия и основные технико-экономические показатели ее работы 21
2.2 Оценка внешней и внутренней среды, миссия и цели предприятия 26
2.3 Характеристика организационной структуры управления и предложения по ее совершенствованию 33
2.4 Анализ управленческого персонала и структуры управленческих отношений 43
2.5 Оценка эффективности управления предприятием 46
Заключение 50
Список литературы 54
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то, или иное количество сотрудников.
В открытом акционерном обществе «Марий Эл – Лада» применяется линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.
Причем необходимо отметить, что на предприятии отсутствовала составленная ими организационная структура, поэтому в работе будет представлена организационная структура составленная мной самостоятельно на основе данных штатного расписания и должностных инструкций.
Рис. 2 – Организационно-
Для анализа
организационной структуры
Таблица 4
Анализ нормы управляемости руководителей высшего звена
Руководители |
Количество подчинённых |
Норма |
Генеральный директор |
7 |
4-8 |
Главный бухгалтер |
4 | |
Начальник отдела послепродажного обслуживания |
8 | |
Начальник отдела кредитования и страхования |
4 | |
Коммерческий директор |
8 | |
Мастер участка уборочно- |
6 |
В организации наблюдается оптимальная загруженность органов управления, следовательно оперативные вопросы должны решаться своевременно и повышать эффективность управления.
Таблица 5
Анализ распределение структурных подразделений по функциям управления
Наименование функции |
Структурное подразделение |
Должность |
Вид выполняемых работ |
Организация управления и контроля |
Генеральный директор |
Генеральный директор |
Наделён всеми полномочиями, осуществляет единоначальное руководство подчинёнными ему работниками и сосредотачивает в своих руках все функции управления и контроля |
Бухгалтерия |
Главный бухгалтер |
Осуществляет управление над работниками бухгалтерии, контролирует правильность и своевременность получения внутренней документации и сдачи отчетности | |
Экономист |
Экономист |
Контроль выполнения плановых заданий по снижению себестоимости, снижению удельных трудовых затрат, росту прибыли предприятия | |
Юрисконсульт |
Юрисконсульт |
Обеспечивает контроль над правильностью заключения и соблюдения условий договоров |
Продолжение таблицы 5
Наименование функции |
Структурное подразделение |
Должность |
Вид выполняемых работ |
Организация управления и контроля |
Отдел послепродажного обслуживания |
Начальник отдела послепродажного обслуживания |
Организуют управление и контроль над подчиненными, соблюдение трудовой дисциплины, выполнения поставленных планов |
Отдела кредитования и страхования |
Начальник отдела кредитования и страхования | ||
Отдел сбыта |
Коммерческий директор | ||
Участка уборочно-моечных работ |
Мастер участка уборочно- | ||
Функцию нормирования |
Экономист |
Экономист |
Анализ и расчет величин затрат рабочего времени, денежных и материальных ресурсов, используемых для планирования хозяйственной деятельности предприятия |
Функция планирования |
Экономист |
Экономист |
Перспективное и текущее экономическое и социальное планирование, анализ и обобщение технико-экономических показателей |
Функция координации |
Генеральный директор |
Генеральный директор |
Обеспечение бесперебойности, непрерывности работы всех функций. Главная задача– достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними. Координация осуществляется
путем проведения совещаний, личных
контактов между |
Бухгалтерия |
Главный бухгалтер | ||
Отдел послепродажного обслуживания |
Начальник отдела послепродажного обслуживания | ||
Отдела кредитования и страхования |
Начальник отдела кредитования и страхования | ||
Отдел сбыта |
Коммерческий директор |
Окончание таблицы 5
Наименование функции |
Структурное подразделение |
Должность |
Вид выполняемых работ |
Функция мотивации |
Генеральный директор |
Генеральный директор |
Издает приказы по утверждению штатного расписания, положения по оплате труда, по премированию и стимулированию работников |
Функция регулирования |
Экономист |
Экономист |
Ликвидация отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние |
Бухгалтерия |
Бухгалтерия |
Перераспределение материально-технических и финансовых ресурсов, оперативном управлении ходом производственного процесса | |
Генеральный директор |
Генеральный директор |
Изучение изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность инновационного менеджмента, решает задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы в случае отклонения от заданных параметров. |
Таблица 6
Анализ реализации функций управления
№ п/п |
Наименование функций |
Должности руководителей, подразделения и работники, выполняющие данную функцию |
1. |
Управление предприятием |
Генеральный директор, Главный бухгалтер, Начальник отдела послепродажного обслуживания, Начальник отдела кредитования и страхования, Коммерческий директор, Мастер участка уборочно-моечных работ |
2. |
Маркетинг и продажи |
Коммерческий директор, Менеджеры по продажам, Начальник отдела кредитования и страхования, Менеджеры по кредитам и страхованию, Инженеры по гарантийному ремонту и ТО |
3. |
Экономика, финансы, бухгалтерия |
Главный бухгалтер, Бухгалтера, Экономист |
4. |
Управление персоналом |
Генеральный директор, Бухгалтера |
5. |
Вспомогательные службы |
Юрисконсульт, Секретарь, Мойщики |
Анализ организационной системы управления ОАО «Марий Эл – Лада» выявил ряд преимуществ:
Далее проведем оценку правильности построения схемы организационной структуры управления исходя из требований к построению подобных структур и представим в таблице.
Таблица 7
Параметры оценки |
Проявление параметра |
1.Визуальная
оценка правильности | |
1.1.Правильность отражения связей на схеме |
На схеме нет необоснованных связей, ненужных пересечений связей. Информационная связь между подчиненными и руководителями отражена правильно, достаточно полно |
1.2.Выделение уровней управления на схеме |
Каждый уровень управления в схеме ОСУ четко просматривается. Элементы, отнесенные к одному уровню управления, располагаются на одной горизонтали. Ошибок в отнесении элементов ОСУ к конкретному уровню управления (полномочий) нет. |
1.3.Полнота и
достоверность отражения |
Все элементы на схеме имеют связи с другими элементами. «Брошенных» элементов или элементов, не имеющих входящих связей на схеме нет. Все специалисты аппарата управления предприятия отражены |
Окончание таблицы 7
Параметры оценки |
Проявление параметра |
2.Соблюдение правил построения ОСУ при составлении схемы | |
2.1.Наиболее
важные (стратегические виды) деятельности
должны являться основными |
Организация занимается разными видами деятельности, но основным видом деятельности является продажа автомобилей и ремонт, это определило особенность ОСУ. В структуре предприятия выделяется: коммерческий отдел и отдел послепродажного обслуживания. Во главе, которых стоят руководители данных подразделений они подчиняются генеральному директору. Эта особенность подчинения отражена на ОСУ предприятия. |
2.2.Структура
должна быть полномасштабной,
объединять всех коллективных
и индивидуальных членов |
Данное требование в схеме выполняется. Структура предприятия может быть признана полномасштабной |
2.3.Схема должна
корректироваться в |
Структура организации на предприятии составлена не была, однако судя по штатному расписанию, происходили изменения не только в численности работников но и в структурных подразделениях |
2.4.Приоритет
выполняемых и желаемых |
В схеме выделено несколько крупных звеньев управления под руководством генерального директора. Они выполняют основные функции по управлению предприятием. Остальные специалисты находятся ниже уровнем, т.е. они управляют узким участком (отделом) в организации. |
2.5.Схема должна
отличаться минимально |
Предприятие является малым, поэтому структура довольно таки проста и отражает организационную структуру в полном объеме. |
Поэтапно проанализировав состояние ОСУ можно сделать вывод, что данная структура не имеет каких-либо визуальных ошибок и недостатков. Также соблюдены правила построения ОСУ. Схема достаточно легка в использовании, отличается допустимой сложностью для специфики данного предприятия.
Разработанная структура управления организацией должна соответствовать предложенным целям в развитии предприятия. Можно отметить, что в виду снижения продаж наблюдается рост текучести кадров. Это может негативно повлиять на деятельность предприятия в целом. По этому предприятию необходимо нанимать к работе специалистов с достаточным уровнем образования, опытом работы или же повышать квалификацию уже имеющихся работников за счет предприятия. Для новых работников устанавливать испытательный срок, в течение которого они себя проявят как специалисты, а также премировать и стимулировать работников.
Высокая инфляция, конкуренция,
а также высокие темпы НТП
также могут негативно
Показатели рентабельности предприятия снижаются, что является негативным последствием роста себестоимости и снижения продаж продукции. Поэтому необходимо стремиться к снижению затрат и стимулировать рост продаж.
Основной упор предприятию необходимо делать на повышение ассортимента и расширение доли на рынке, снижение кредиторской задолженности. Данные предложения помогут повысить эффективность действующей системы управления на предприятии.
Повышение рентабельности продаж | ||||||||
Отдел кадров |
Торговый отдел |
Отдел послепродажного обслуживания | ||||||
Курсы повышения квалификации |
Социальная поддержка (организация корпоративных отдыхов за счет предприятия, скидки на услуги предприятия) |
Проведение маркетинговых исследований |
Покупка современного и энергосберегающего оборудования |
Снижение себестоимости за счет выявления резервов, Выявление неоправданных расходов | ||||
Прием на работу специалистов только со средним и высшим образованием, опытом работы |
Выплата премии при выполнении плана, повышение ставок премии при перевыполнении плана |
Использование различных видов рекламы и продвижения товара для привлечения новых клиентов предприятия |
Обучение персонала работе на новом оборудовании |
Эффективное использование оборудования, снижение простоев | ||||
Наличие испытательного срока при приеме на работу |
Эффективное распределение нагрузки по разным профессиям и должностям, чтобы не было излишне загруженных работников |
Эффективная ценовая политика |
Усовершенствование услуг под нужны покупателя |
Достижение высокого качества, новизны услуг | ||||
Информация о работе Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада»