Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 05:21, курсовая работа
Эффективность закупок во многом зависит от правильного выбора источников поступления и поставщиков, поэтому коммерческим службам предприятия следует уделить этому вопросу много внимания. Здесь актуальным становится систематическое выявление и изучение источников закупки и поставщиков товара, а также совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками.
Контроль начинается с момента оплаты товаров, а если товары поступают раньше - с момента их фактического поступления.
Сущность контроля заключается в сопоставлении двух показателей:
X - сумма, уплаченная поставщику за товары;
Y - стоимость по покупной
цене товаров и тары, получаемой
от поставщиков и
Х определяется на основании документов, приложения к выписке банка из расчетного счета или отчета кассира, а Y на основании сопроводительных документов, приложенных к отчету материально ответственного лица. Это сопоставление может предусматривать пять ситуаций:
1.Товары получены и полностью оплачены.
2.Переплата денег.
3.Недоплата денег.
4.Товары поступили, но не оплачены.
5.Товары оплачены, но не получены.
Если Х = Y, то партия товаров оплачена и оприходована по одинаковой стоимости, то есть правильно.
Если X Y, то разница между ними при:
X>Y свидетельствует о переплате денег поставщику;
X<Y свидетельствует о недоплате денег поставщику.
Необходимо выяснить причины этих расхождений. Ими могут быть доставка товаров в большем или меньшем количестве по сравнению с количеством, указанным в документах поставщика, неполное оприходование товаров, ошибки в ценах, таксировке и т.д.
Если есть X, а нет Y, то это значит, что деньги поставщику перечислены, но товары еще не оприходованы. Обратная ситуация означает, что товары оприходованы, но не оплачены. Сопоставление X и Y осуществляется по каждой партии поступающих товаров в отдельности.
На практике в условиях
ручного ведения учета
1 способ - ведение позиционного учетного регистра по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
2 способ - безрегистрационный.
Для анализа товароснабжения на предприятии существуют специальные методики, одной из такой методик является «расчет показателей поставки». Данная методика предполагает вычисление показателей ритмичности, аритмичности, планомерности и вариации.
Рассчитаем показатели, характеризующие общую ситуацию с поставками на предприятии (Таблица 2.1.) .
1 – стиральный порошок «Алеся»;
2 – стиральный порошок «Айсберг»;
3 – стиральный порошок «Оптим»;
4 – стиральный порошок «Дося»;
5 – стиральный порошок «Ласка».
Таблица 2.1 - Оценка ритмичности поставки на примере стиральных порошков за период с 1 января по 1 декабря 2008 года
Месяц |
Плановые объёмы поставки, шт. |
Фактические объёмы поставки, шт. |
Отклонение фактических объёмов поставки от плановых, шт. | ||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Январь |
50 |
40 |
50 |
70 |
50 |
50 |
40 |
50 |
70 |
50 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Март |
70 |
45 |
60 |
70 |
60 |
65 |
60 |
60 |
70 |
60 |
-5 |
+15 |
0 |
0 |
0 |
Май |
70 |
40 |
60 |
70 |
65 |
70 |
40 |
55 |
70 |
70 |
0 |
0 |
-5 |
0 |
+5 |
Июль |
80 |
50 |
65 |
75 |
60 |
85 |
50 |
65 |
80 |
60 |
+5 |
0 |
0 |
+5 |
0 |
Сентябрь |
85 |
40 |
55 |
70 |
70 |
85 |
30 |
55 |
65 |
70 |
0 |
-10 |
0 |
-5 |
0 |
Ноябрь |
85 |
45 |
60 |
80 |
65 |
85 |
40 |
65 |
80 |
70 |
0 |
-5 |
+5 |
0 |
+5 |
Как видно из произведённого анализа ритмичности поставки в магазин «Орбита» стиральных порошков, что данное предприятие довольно эффективно проводит политику товароснабжения.
Можно с уверенностью сказать, что товар в магазин завозится в полном объёме, даже иногда сверхнормы (но только по желанию магазина).
Перебоев с поставкой данного вида товаров не отмечалось.
По словам товароведа магазина «Орбита» самыми ответственными поставщиками стиральных порошков являются поставщики порошков «Дося» и «Ласка».
Но имеются и моменты,
когда товар завозится в
Перебои с поставкой товара вызваны, прежде всего, не организованной работой фирмы поставщика.
Так как организационную
структуру предприятия
В частности, включить в данный договор новые пункты, предусматривающие увеличение ответственности фирмы поставщика за просрочку поставок.
Аналогичный анализ проведем по поставке стиральных порошков в магазин «Орбита» за 2007 год. (Таблица 2.2, 2.3)
Таблица 2.2 - Оценка ритмичности поставки на примере стиральных порошков за период с 1 января по 1 декабря 2007 года
Месяц |
Плановые объёмы поставки, шт. |
Фактические объёмы поставки, шт. |
Отклонение фактических | ||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Январь |
45 |
30 |
45 |
30 |
33 |
45 |
40 |
45 |
25 |
30 |
0 |
+10 |
0 |
-5 |
-3 |
Март |
29 |
40 |
50 |
50 |
50 |
20 |
40 |
48 |
50 |
49 |
-9 |
0 |
-2 |
0 |
-1 |
Май |
45 |
30 |
70 |
25 |
40 |
40 |
20 |
65 |
25 |
40 |
-5 |
-10 |
-5 |
0 |
0 |
Июль |
40 |
40 |
40 |
40 |
50 |
40 |
38 |
35 |
40 |
48 |
0 |
-2 |
-5 |
0 |
-2 |
Сентябрь |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
42 |
50 |
45 |
50 |
0 |
-8 |
0 |
-5 |
0 |
Ноябрь |
15 |
30 |
20 |
15 |
30 |
15 |
29 |
20 |
15 |
26 |
0 |
-1 |
0 |
0 |
-4 |
Таблица 2.3 - Оценка ритмичности поставки на примере стиральных порошков за период с 1 января по 1 декабря 2006 года
Месяц |
Плановые объёмы поставки, шт. |
Фактические объёмы поставки, шт. |
Отклонение фактических | ||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Январь |
- |
20 |
10 |
10 |
20 |
- |
19 |
10 |
10 |
20 |
- |
-1 |
0 |
0 |
0 |
Март |
40 |
40 |
40 |
- |
- |
35 |
30 |
40 |
- |
- |
-5 |
-10 |
0 |
- |
- |
Май |
50 |
40 |
25 |
40 |
- |
40 |
40 |
25 |
38 |
- |
-10 |
0 |
0 |
-2 |
- |
Июль |
- |
- |
70 |
- |
60 |
- |
- |
50 |
- |
60 |
- |
- |
-20 |
- |
-5 |
Сентябрь |
41 |
40 |
45 |
50 |
50 |
39 |
40 |
40 |
50 |
50 |
-2 |
0 |
-5 |
0 |
0 |
Ноябрь |
40 |
30 |
30 |
20 |
25 |
40 |
35 |
25 |
20 |
24 |
0 |
+5 |
-5 |
0 |
-1 |
Если сравнивать поставки товаров в 2006, 2007 и 2008 годах, то видно, что в 2006 и 2007 годах поставки были непостоянными и товары завозились не в полном объёме.
В 2008 году ситуация с поставками улучшилась.
Рассчитаем темп поставки товаров в магазин «Орбита» за 2006-2008 года.
Результаты занесем в таблицу 2.4.
Таблица 2.4 - Темп поставки товаров в магазин
Месяц |
2006 год, % |
2007 год, % |
2008 год, % | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Январь |
- |
95 |
100 |
100 |
100 |
100 |
133 |
100 |
83 |
91 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Март |
88 |
75,0 |
100 |
- |
- |
69 |
100 |
96 |
100 |
98 |
93 |
133 |
100 |
100 |
Май |
80 |
100 |
100 |
95 |
- |
89 |
67 |
92 |
100 |
100 |
100 |
100 |
92 |
100 |
Июль |
- |
- |
71 |
- |
100 |
100 |
95 |
88 |
100 |
96 |
106 |
100 |
100 |
107 |
Сентябрь |
95 |
100 |
89 |
100 |
100 |
100 |
84 |
100 |
90 |
100 |
100 |
75 |
100 |
93 |
Ноябрь |
100 |
117 |
83 |
100 |
96 |
100 |
97 |
100 |
100 |
87 |
100 |
89 |
108 |
100 |