Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 13:57, курсовая работа
Цель исследования – предложить способы совершенствования мотивации и стимулирования работников в ООО «Наста».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы мотивации персонала;
Проанализировать систему мотивации в ООО «Наста», а именно:
Дать характеристику предприятия
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА…………
5
1.1. Определение понятий «мотив» и «мотивация»………………...
6
1.2. Теории мотивации и потребности человека………………………
10
1.3 Роль и значение мотивации персонала………………………………..
23
1.4 Методы стимулирования персонала…………………………………..
27
1.5. Зарубежный опыт мотивации персонала…………………………….
34
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ООО «НАСТА»………………
43
2.1. Краткая характеристика предприятия………………………………..
43
2.2. Анализ существующей системы стимулирования персонала на предприятии ООО «Наста»………………………………………………..
53
2.3. Типичные ошибки при создании системы мотивации……………
60
2.4. Совершенствование системы мотивации в ООО «Наста»………..
65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
72
Магазином была разработана анкета для проведения опроса потенциальных потребителей, определена выборка потребителей, необходимых для опроса - в количестве 120 человек. На основании полученных из анкет данных была выполнена сегментация потребителей и данные занесены в таблицу 3.
Таблица 3.
Результат анализа опроса потенциальных потребителей магазина.
Принципы сегментации |
Сегментация рынка по потребителям |
1. Пол. Структура в % |
Мужской женский 70% 30% |
2. Возраст. Структура в % |
18-30 30-45 свыше 46 15% 60% 25% |
3. Среднедушевой доход. Структура в % |
До 7 тыс. 7-10 тыс. свыше 10 тыс. 25% 60% 15% |
4. Социальный статус. Структура в % |
Рабочий служащий личный бизнес 15% 55% 30% |
5. Личные качества. |
Индивидуальность импульсивность амбициозность |
6. Требования к качеству покупаемого товара. |
Высокие средние низкие 80% 15% 5% |
7. Требования к качеству обслуживания. |
Высокие средние низкие 80% 15% 5% |
8. Причина посещения
предприятий розничной |
Материальное удовлетворение нужд покупателя. |
На основании полученных данных, занесенных в таблицу 1 можно сделать вывод о сегменте потребителей, на который магазину необходимо сделать упор: это, как правило, мужчины в возрасте 30-45 лет, служащие, имеющие доход 7-10 тысяч рублей в месяц.
Большинство опрашиваемых охарактеризовало себя как людей импульсивных, а при достаточной мотивации (реклама, убеждения, личная беседа) такие люди готовы потратить на покупку больше, чем планировали заранее. Потенциальные потребители магазина предъявляют высокие требования к качеству покупаемого товара, требования к уровню сервиса средние (возможно это связано с тем, что данная категория посетителей не привыкла посещать заведения «высокого» уровня сервиса, и не избалована им).
В соответствии с товарной специализацией и размеров торговой площади осуществляется формирование ассортимента разных групп товаров, их видов и разновидностей.
Основная услуга, которую оказывает розничная торговля - это реализация товаров в магазине. Услуга розничной торговли - результат непосредственного воздействия продавца и покупателя, а также собственной деятельностью продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи.
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента; приемка товаров; обеспечение хранения; предпродажная подготовка; выкладка товаров; предложение товаров покупателю; расчет с покупателем; отпуск товара.
Общие требования к услугам торговли:
- помещений предприятия
- наличие товаров
Для размещения товаров в зале магазина предприятием использованы пристенные и островные горки, демонстрационные стенды, прилавки-витрины. Выложенные на них образцы товаров снабжены ярлыками с указанием названия изделия цены, артикула, а также наименования предприятия-изготовителя. В зале есть менеджер по реализации товаров, осуществляющий консультации и принимающий заявки на завоз товаров, оформляющий отборочные листы или счета-фактуры, изучающий спрос оптовых покупателей.
Магазин ООО «Наста» в своей деятельности в пределах определенных целевых групп выделяет наиболее выгодных для себя клиентов и устанавливает с ними более тесные отношения, организуя долгосрочные договора на оптовую продажу товаров посредством заключения договоров поставки или купли-продажи.
Предприятие ООО «Наста» для того чтобы выжить в конкурентной борьбе меняет стратегию и тактику своей работы, непрерывно работает над его совершенствованием, следит за качеством продаваемого товара, освоением новых видов товаров, использует наиболее совершенные и гибкие методы ценообразования.
2.2. Анализ существующей системы стимулирования персонала на предприятии ООО «Наста»
Мотивация - это процесс такой ориентации побудительных стимулов работника, при которой он стремится к долгожданной цели организации, причем в моей организации мотивация играет огромную роль.
Вопрос мотивации “завязан” на вопросах организационной культуры, стиля управления, подбора персонала, обучения и аттестации кадров.
Безусловно, наиболее важным мотиватором являются материальные поощрения, такие как премии, повышение заработной платы.
Относительно оплаты труда, размер премии персонала компании ООО «Наста» составляет:
- для менеджеров торгового зала – 80% должностного оклада;
- для руководителей высшего
звена управления – до 100% должностного
оклада, согласно заключенным
Проведенный анализ условий оплаты труда и премирования показывает, что размер заработной платы сотрудников компании поставлен в зависимость от результатов их трудовой деятельности компании.
В управлении персоналом ООО «Наста» применяются следующие группы методов:
- Административно-
- Экономические методы управления:
Материальное стимулирование труда работников: премиальные по результатам труда, использование для отдельных категорий работников сдельной формы оплаты труда.
- Социально-психологические методы управления:
Рассмотрение приоритетов стратегии организации на разных этапах ее жизни позволило нам локализовать мотивационные задачи в управлении персоналом, с учетом: с одной стороны, стадий существования организации; а, с другой стороны, трех типовых мотивационных направленностей работников.
Управление персоналом компании осуществляется с помощью сочетания административных, экономических и социально-психологических методов управления.
Основа системы стимулирования персонала закладывается использованием организационно-технических методов, которые оптимизируют построение системы управления эффективностью труда. Одним из наиболее полно и адекватно используемых является бонусная система оплаты труда персонала компании ООО «Наста».
Механизм начисления бонусов представлен в таблице 4.
Таблица 4.
Показатели и размер выплаты бонусов для работников отдела продаж
Наименование показателя |
Размер бонуса |
Требования |
Документ, подтверждающий выполнение |
Поставщик информации |
Выполнение плана реализации по продажам |
25% |
При невыполнении плана реализации бонус не выплачивается |
Справка о выполнении |
Начальник отдела с подтверждением Директора |
Цели, определяемые на каждый месяц |
50% |
Предоставление заданий в отдел персонала до 15 числа месяца, предшествующего отчетному. |
Справка о выполнении При невыполнении поставленных задач бонус не начисляется |
Начальник отдела с подтверждением Директора департамента |
При наличии просроченной дебиторской задолженности фактически начисленный бонус снижается на 20 %
При несоблюдении сроков предоставления плановых заданий фактически начисленный бонус снижается на 5 %
Работникам предприятия выплачивается материальная помощь в связи с похоронами, тяжелыми материальными условиями.
К социальной мотивации можно отнести следующие мероприятия, проводимые на данном предприятии:
Для соблюдения трудовой производственной дисциплины используется административная мотивация в виде наложения взысканий, предупреждений, выговоров, строгих выговоров, штрафов, увольнения с работы. Выговора выносятся на основании рапортов линейных руководителей.
Методом опроса были получены данные об эффективности использования системы мотивации в целом и отдельных элементов в частности.
Распределение оценок персоналом методов стимулирования труда, используемых менеджментом, отражено в таблице 5.
Таким образом, менеджмент компании имеет систему мотивации персонала основными компонентами, которой являются:
1. создание условий труда
2. создание системы оплаты труда
3. формирование благоприятных
4. предоставление
Стиль управления характеризуется как авторитарный, однако, основанный на подходах компетентности, справедливости и уважения человеческого достоинства.
Таблица 5.
Оценка персоналом методов стимулирования, используемых руководством (по пятибалльной шкале)
Метод |
Оценка, ср. балл | ||
рабочие | |||
Создание условий труда |
4 | ||
Вознаграждения:
Зарплата Нематериальные выгоды Соц. проблемы (решение) |
удовлетвор. стимул |
использование стимула | |
0,5 1,5 2 |
4,2 3,0 2,4 | ||
Безопасность: риск стать лишним уважение стиль управления |
4,5 4,0 3,6 | ||
Вовлечение в дела: знания целей, задач - коммуникации участие в решении проблем предприятия отношение в коллективе |
2,1 3,0
1,4 4,3 | ||
Способность самореализации: карьера обучение рост мастерства |
2,1 2,1 3,2 | ||
Интерес к работе: управление по целям самостоятельность ответственность |
3,9 4,2 4,4 |
Вместе с тем, данные результаты свидетельствуют о неудовлетворенности персонала вопросами организации системы оплаты труда.
Оплата труда является составным элементом системы мотивации персонала и всей системы управления предприятием в целом. Следовательно, целесообразно рассматривать данный компонент с точки зрения системного подхода.
Сопоставление целей деятельности руководства компании и целей стимулирования и оплаты труда позволяет сделать вывод об их взаимосвязи и взаимозависимости.
В состав корпоративных целей входит положение о стимулировании новаторской деятельности, предприимчивости и инициативы персонала, повышение ими интенсивности труда в целях повышения эффективности деятельности предприятия и на этой основе создания условий жизни и работы сотрудников корпорации.
Было проведено исследование значения зарплаты для работника предприятия (посредством опроса работников предприятия). Данные приведены в таблице 6.
Таблица 6.
Значение зарплаты для работника
(оценка по пятибалльной систем