Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 05:30, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать инновации в образовании.
Задачи исследования:
Провести исследование понятий новшество, инновация, инновационный образовательный процесс, педагогическая инновация, управление образовательным учреждением.
На основе изучения психологической, методической, философской литературы проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, определить стратегию его совершенствования.
Рассмотреть процесс инноваций в сфере образования.
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические аспекты инновационных процессов
Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Основные характеристики инновационного образования
Инновация как фактор развития современного образования
Специфика инновационных процессов в образовании
Структурный анализ инноваций в школе
Рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Кафедра экономики предприятий
РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
по дисциплине «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
ТЕМА: «Анализ инноваций в образовании»
Выполнила: студентка
группы СУ-91
Гадараг И.В.
Проверила:
Стародубцева О.А.
НОВОСИБИРСК – 2013
РЕФЕРАТ
Данная расчетно-графическая работа направлена на исследование и анализ инновационной деятельности в образовании.
Цель исследования - проанализировать инновации в образовании.
Курсовая работа состоит из 2-х глав. В 1-ой главе приводится общая информация о теоретических аспектах инновационных процессов. Во 2-ой главе описывается анализ инновационной деятельности, на примере школы №170 г. Новосибирска. Объем работы 23 страницы.
Количество литературных источников 8.
СОДЕРЖАНИЕ
РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в
нашей стране происходят существенные
изменения в образовательной
политике России. Это связано с
переходом на позиции личностно-
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из социально- пассивного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личности. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Сегодня, современному специалисту в сфере образования необходимо свободно ориентироваться в понятиях педагогической инноватики: «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «педагог-инноватор» и др.
Существует огромное множество нововведений, применимых к образованию.
Цель исследования: проанализировать инновации в образовании.
Задачи исследования:
Объект исследования: МОУСОШ № 170,160,56, 27 ленинского района г. Новосибирска
Предмет исследования: инновационные процессы в современном образовании.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный [1, C. 381]. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося [1, C. 492].
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [3, C.198].
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Классификация инноваций в образовании в зависимости от функциональных возможностей представлена в таблице 1.
Таблица 1.
нововведения - условия |
нововведения-продукты |
организационно-управленческие нововведения |
обеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т.д. |
педагогические средства,
технологические |
качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование. |
Таблица 2
инновации нулевого порядка |
это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента) |
инновации первого порядка |
характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве |
инновации второго порядка |
представляют собой |
инновации третьего порядка |
адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования |
инновации четвертого порядка |
содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей) |
инновации пятого порядка |
инициируют создание образовательных систем «нового поколения» (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы) |
инновации шестого порядка |
в результате реализации создаются
образовательные системы « |
инновации седьмого порядка |
представляют высшее, коренное
изменение образовательных |
Таблица 3
случайные |
полезные |
системные |
инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение |
инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого с системой учебного заведения |
инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспортируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими) |
Опираясь на выше изложенное (таблица 1, 2, 3), можно сформулировать основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.
Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.
Что же такое сегодня “инновационное образование”? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование. Так понятие образование действительно может вернуть себе свою историческую миссию: обеспечивать целостность общественной жизни различных групп населения, целостность духовно-душевной жизни личности, а главное - целостность и жизнеспособность различных общностей людей и в первую очередь - детско-взрослой общности, которая, по сути, и есть субъект развивающего образования.
В соответствии с этим новым пониманием должно меняться и видение самой структуры сферы образования; в самом первом приближении оно начинает выступать в своих трех предметных проекциях: образовательная cреда - как социокультурное содержание образования, образовательные институты - как сорганизованная система деятельностей субъектов образования, образовательные процессы - как содержание встреч и конкретные способы совместно-распределенной деятельности субъектов образования. Необходимо также обозначить и два основных механизма обеспечения целостности этой структуры: образовательная политика, реализующая функцию самоопределения образования среди других общественных практик, и управление образованием, скрепляющее его как целостную сферу.
В свою очередь, такое виденье
позволяет нам теперь уже в
инновационном режиме осуществлять
целую серию переходов в
- переход от ведомственно-
- переход от учебно-