Анализ инноваций в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 05:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать инновации в образовании.
Задачи исследования:
Провести исследование понятий новшество, инновация, инновационный образовательный процесс, педагогическая инновация, управление образовательным учреждением.
На основе изучения психологической, методической, философской литературы проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, определить стратегию его совершенствования.
Рассмотреть процесс инноваций в сфере образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Теоретические аспекты инновационных процессов
Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Основные характеристики инновационного образования
Инновация как фактор развития современного образования
Специфика инновационных процессов в образовании
Структурный анализ инноваций в школе
Рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

РГР инновационный менеджмент.docx

— 48.75 Кб (Скачать файл)

- переход от учебно-воспитательных  мероприятий, выполняющих до сих  пор функцию социального тренинга  и административного надзора,  к образовательным процессам,  реализующим функцию развития  родовых, возрастно-нормативных  способностей, самостоятельной личности  в целом.

Этот новый образ образования - развивающего, инновационного - требует  пересмотра наших устоявшихся представлений  о нем. Главное, что образование  не есть социальный тренинг и окультуривание “сырой”, натуральной природы человека, не есть ее усовершенствование для  целей социально-производственного  потребления и использования  на благо государства. Образование - это путь и форма становления  целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных  способов деятельности и мышления.

Инновации в образовании  считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или  случайно открытыми в порядке  педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные  технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к  внедрению. Нововведения - это новые  качественные состояния учебно-воспитательного  процесса, формирующиеся при внедрении  в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании  передового педагогического опыта. Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Инновация как фактор развития современного образования

2.1 Специфика инновационных процессов в образовании

Управленческая структура  предполагает взаимодействие четырёх  видов управленческих действий: планирование – организация – руководство  – контроль. Как правило, инновационный  процесс в школе планируется  в виде концепции новой школы  или – наиболее полно – в  виде программы развития школы, затем  организуются деятельность коллектива школы по реализации этой программы  и контроль над её результатами. Особое внимание следует обратить на то, что инновационный процесс  в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счёт внутренней саморегуляции (то есть всех элементов приведённой структуры  как бы нет; могут быть самоорганизация, саморегулирование, самоконтроль). Однако отсутствие управления такой сложной  системой, как инновационный процесс  в школе, быстро приведёт к его  затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим  и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов  самоуправления, саморегуляции в нём. Каждый компонент этой структуры имеет своё строение. Так, планирование (сводящееся фактически к подготовке программы развития школы) включает проблемно ориентировочный анализ деятельности школы, формирование концепции новой школы и стратегии её реализации, целеполагание и разработку операционного плана действий.

 Для руководителей,  которым трудно сразу перейти  на ёмкую четырёхкомпонентную  структуру управленческих действий, можно предложить её прежнюю  – более объёмную разновидность,  называемую ещё организационной  структурой инновационного процесса  в школе. Она включает следующие  этапы: диагностический – прогностический  – собственно организационный  – практический – обобщающий – внедренческий.

 Кроме названных, во  всяком инновационном процессе  нетрудно увидеть и такие структуры,  как создание новшеств и использование  (освоение) новшеств; комплексный инновационный  процесс, лежащий в основе развития  всей школы, состоящий из взаимосвязанных  микроинновационных процессов. 

 Чем чаще руководитель  будет обращаться в своей аналитической  и в целом – управленческой  деятельности к этим структурам, тем скорее они запомнятся, станут само собой разумеющимися. Во всяком случае: если директор фиксирует ситуацию, когда инновационный процесс в школе не идёт (или идёт неэффективно), причину нужно поискать в неразвитости каких-то компонентов той или иной структуры.

 Знание всех структур  необходимо директору ещё и  потому, что именно инновационный  процесс и является объектом  управления в развивающейся школе,  а руководитель обязан досконально  знать объект, которым он будет  управлять.

Конечно, любая норма –  правовая, административно-ведомственная, нравственная – ограничивает свободу. Но свобода действий современного руководителя предполагает, прежде всего, его высокую  правовую культуру. Без нормативной  регламентации невозможна нормальная деятельность школы. Опора на право и нравственность в школе, реализующей новшества, - одно из важнейших условий обеспечения безопасности детей и педагогов.

 В инновационной деятельности  школы используются документы  различного уровня – от актов  международного права, федеральных  законов до постановлений местных  органов власти, решений муниципальных  и региональных органов управления  образованием, органов управления  и должностных лиц самой школы. 

 Смысл, содержание  и применение любых нормативно-правовых  актов прежде всего определяются правами и свободами человека и гражданина, установленными Конституцией Российской Федерации. Педагогические инновации должны способствовать наиболее полному осуществлению права на образование[5], права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию[4], другими правами и свободами, раскрываемыми в главе 2 первого раздела Конституции РФ. Очевиден приоритет международных и федеральных норм над региональными, местными, ведомственными и внутришкольными нормами.

Закон РФ “Об образовании“ вводит в компетенцию школы не только выбор, но и разработку, и  утверждение общеобразовательных  программ, учебных планов, программ учебных курсов и дисциплин. Эти  полномочия конкретизируют принцип  автономности образовательных учреждений.

 Возросшая компетенция,  реализация принципа автономности  школы означают одновременно  и повышение ответственности  педагогического персонала, руководителя  школы за результаты и последствия  любой, но особенно – инновационной деятельности. Школа в установленном законодательством РФ порядке несёт ответственность за:

- невыполнение функций,  отнесённых к её компетенции; 

- реализацию в неполном  объёме образовательных программ  в соответствии с учебным планом  и графиком учебного процесса;

- качество образования  своих выпускников; 

- нарушение прав и  свобод учащихся, воспитанников  и работников школы; 

- жизнь и здоровье  учащихся и работников во время  образовательного процесса.

    1. Структурный анализ инноваций в школе

Чёткое представление  о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных  заведений объективно оценивать  и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением. В школах инновационной среды – определённой морально-психологической обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.

Новое качество образования  – главная цель реформирования современной  школы. Совершенствование или принципиальная перестройка содержания, форм и методов  обучения и воспитания, организация  образовательного процесса в соответствии с возрастающими традициями или  переход в инновационный режим  развития – всё это имеет смысл  лишь в том случае, если в результате мы получим личность, способную жить в изменяющемся мире. Новая школа  ориентируется, прежде всего, на развитие личности, отказываясь от массового подхода к формированию нового поколения – недавнего лозунга прошлого.

 Несомненна тенденция  формирования целостной системы  городского образования с единым  образовательным и информационным  пространством. Несомненно и то, что образовательная система города  - инновационная по своей сущности и целям: и по содержанию, и по формам и методам организации обучения и воспитания.

Массовая школа – основа, стержень образовательной системы  города – отзывается на запросы  сегодняшнего дня. Внимание к развитию всех детей, возможность получения  среднего образования в соответствии с потребностями каждого ребёнка  – вот цель, на которую работает массовая школа. И особенно важно, что  городская система образования  начинает работать на обеспечение региона  рабочими кадрами.

Наряду с уже традиционным углубленным изучением иностранных  языков, математики, химии популярными  стали профильные классы: инженерные, медицинские, юридические, с углубленным  изучением ряда предметов экономики, менеджмента.  В работе каждой школы  идут инновационные процессы, используются авторские программы. Но, за последние годы трудовое обучение на базе школ города столкнулось с рядом трудностей. Это прежде всего нехватка средств для полного обеспечения уроков труда материалом, инструментом, учебными наглядными пособиями и др.

 Практически все предприятия  города, ранее оказывавшие помощь  школам в трудовом обучении  и профориентации, сейчас полностью  прекратили содержание трудовых  комплексов школ. Спад промышленного производства, акционирование промышленных предприятий существенно отражается и на деятельности учебно-производственных комбинатов. За последние годы УПК, отвечая требованиям рынка, вводят обучение старшеклассников по новым специальностям. Помимо рабочих, учебно-производственные комбинаты стали переходить к подготовке лаборантов ЭВМ, организаторов работы с детьми, секретарей юридических учреждений, специалистов по прикладной экономике, что требует более высокой квалификации педагогического состава и мастеров производственного обучения, более основательной подготовки учащихся.

 Ярким показателем  работы трудовых комплексов школ, учебно-производственных комбинатов  города, учреждений дополнительного  образования является городская  выставка детского технического  творчества и прикладного искусства, которая проходит в апреле каждого года и популярность которой растёт из года в год. Произошли изменения в системе воспитания детей и подростков. Программа воспитания выстраивается из приоритета семьи.  На запросы семьи в дополнительных образовательных услугах откликаются и образовательные школы, где достаточно активно ведётся внеурочная работа, но в большей мере этому отвечает дополнительное образование.

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №170 с 1996 года стала работать над проблемой создания модели школы самовоспитания, построенной на антропологических (человековедческих) началах. Именно в этом и заключается уникальность и инновационность этой школы. Структура школы традиционна, она опирается на три первоначальных возрастных этапа: детство, отрочество, юность.

 Содержание обучения  в каждом возрастном этапе  реализует свои специфические  задачи. На каждой ступени оно  состоит из двух взаимосвязанных  частей: обязательного (базового) компонента  и вариативного. Содержание обязательной  части определяется требованием   объективно необходимого для  каждого человека уровня общего  образования. Именно обязательная  часть гарантирует эквивалентность  документов об образовании. Вариативная  часть отражает региональные  особенности школы, а также  индивидуальные способности, склонности, потребности и запросы детей. 

 В ходе выполнения  Программы реализуются: 

  • функциональная зависимость вертикально-возрастного (начиная с дошкольников) образовательного пространства и профильного обучения старшеклассников;
  • средства и способы диагностики профильных наклонностей учеников к определённым видам деятельности и к изучению определённых областей знаний;
  • использование диагностики в проектировании индивидуально-личностного пространства растущего человека;
  • использование образовательного маркетинга для выявления индивидуального и общественного образовательного заказа;
  • вхождение дополнительного образования в основное как вид профиля и как основы культурного насыщения образовательной среды;
  • демонстрация исследования информационных технологий и исследовательской деятельности учащихся как необходимых условий  интексикации профильного образования.

В 1990 г. школа начала работать по системе Л. В. Занкова. И в настоящий момент по этой системе работают не только учителя начальной школы, но и педагоги среднего звена.

 МОУСОШ № 170  - школа профильного образования, целью которого является организация деятельности по соотнесению общности образовательного пространства и индивидуальных потребностей саморазвития его субъектов. В ближайшем будущем руководители школы мечтают создать реальную модель многопрофильной школы.

 Создание многопрофильной  среды приводит к серьёзному  изменению подходов в отборе  содержания и технологий образования. 

 Обновление содержания  образования ведётся по следующим  параметрам:

Информация о работе Анализ инноваций в образовании