- переход от учебно-воспитательных
мероприятий, выполняющих до сих
пор функцию социального тренинга
и административного надзора,
к образовательным процессам,
реализующим функцию развития
родовых, возрастно-нормативных
способностей, самостоятельной личности
в целом.
Этот новый образ образования
- развивающего, инновационного - требует
пересмотра наших устоявшихся представлений
о нем. Главное, что образование
не есть социальный тренинг и окультуривание
“сырой”, натуральной природы человека,
не есть ее усовершенствование для
целей социально-производственного
потребления и использования
на благо государства. Образование
- это путь и форма становления
целостного человека. Сущность и цель
нового образования - это действительное
развитие общих, родовых способностей
человека, освоение им универсальных
способов деятельности и мышления.
Инновации в образовании
считаются новшествами, специально
спроектированными, разработанными или
случайно открытыми в порядке
педагогической инициативы. В качестве
содержания инновации могут выступать:
научно-теоретическое знание определённой
новизны, новые эффективные образовательные
технологии, выполненный в виде технологического
описания проект эффективного инновационного
педагогического опыта, готового к
внедрению. Нововведения - это новые
качественные состояния учебно-воспитательного
процесса, формирующиеся при внедрении
в практику достижений педагогической
и психологической наук, при использовании
передового педагогического опыта.
Инновации разрабатываются и проводятся
не органами государственной власти, а
работниками и организациями системы
образования и науки.
- Инновация как фактор развития современного образования
2.1 Специфика инновационных
процессов в образовании
Управленческая структура
предполагает взаимодействие четырёх
видов управленческих действий: планирование
– организация – руководство
– контроль. Как правило, инновационный
процесс в школе планируется
в виде концепции новой школы
или – наиболее полно – в
виде программы развития школы, затем
организуются деятельность коллектива
школы по реализации этой программы
и контроль над её результатами.
Особое внимание следует обратить на
то, что инновационный процесс
в какой-то момент может быть стихийным
(неуправляемым) и существовать за счёт
внутренней саморегуляции (то есть всех
элементов приведённой структуры
как бы нет; могут быть самоорганизация,
саморегулирование, самоконтроль). Однако
отсутствие управления такой сложной
системой, как инновационный процесс
в школе, быстро приведёт к его
затуханию. Поэтому наличие управленческой
структуры является стабилизирующим
и поддерживающим этот процесс фактором,
что, разумеется, не исключает элементов
самоуправления, саморегуляции в нём.
Каждый компонент этой структуры имеет
своё строение. Так, планирование (сводящееся
фактически к подготовке программы развития
школы) включает проблемно ориентировочный
анализ деятельности школы, формирование
концепции новой школы и стратегии её
реализации, целеполагание и разработку
операционного плана действий.
Для руководителей,
которым трудно сразу перейти
на ёмкую четырёхкомпонентную
структуру управленческих действий,
можно предложить её прежнюю
– более объёмную разновидность,
называемую ещё организационной
структурой инновационного процесса
в школе. Она включает следующие
этапы: диагностический – прогностический
– собственно организационный
– практический – обобщающий –
внедренческий.
Кроме названных, во
всяком инновационном процессе
нетрудно увидеть и такие структуры,
как создание новшеств и использование
(освоение) новшеств; комплексный инновационный
процесс, лежащий в основе развития
всей школы, состоящий из взаимосвязанных
микроинновационных процессов.
Чем чаще руководитель
будет обращаться в своей аналитической
и в целом – управленческой
деятельности к этим структурам,
тем скорее они запомнятся, станут
само собой разумеющимися. Во всяком случае:
если директор фиксирует ситуацию, когда
инновационный процесс в школе не идёт
(или идёт неэффективно), причину нужно
поискать в неразвитости каких-то компонентов
той или иной структуры.
Знание всех структур
необходимо директору ещё и
потому, что именно инновационный
процесс и является объектом
управления в развивающейся школе,
а руководитель обязан досконально
знать объект, которым он будет
управлять.
Конечно, любая норма –
правовая, административно-ведомственная,
нравственная – ограничивает свободу.
Но свобода действий современного руководителя
предполагает, прежде всего, его высокую
правовую культуру. Без нормативной
регламентации невозможна нормальная
деятельность школы. Опора на право
и нравственность в школе, реализующей
новшества, - одно из важнейших условий
обеспечения безопасности детей и педагогов.
В инновационной деятельности
школы используются документы
различного уровня – от актов
международного права, федеральных
законов до постановлений местных
органов власти, решений муниципальных
и региональных органов управления
образованием, органов управления
и должностных лиц самой школы.
Смысл, содержание
и применение любых нормативно-правовых
актов прежде всего определяются правами
и свободами человека и гражданина, установленными
Конституцией Российской Федерации. Педагогические
инновации должны способствовать наиболее
полному осуществлению права на образование[5],
права каждого свободно распоряжаться
своими способностями к труду, выбирать
род деятельности, профессию[4], другими
правами и свободами, раскрываемыми в
главе 2 первого раздела Конституции РФ.
Очевиден приоритет международных и федеральных
норм над региональными, местными, ведомственными
и внутришкольными нормами.
Закон РФ “Об образовании“
вводит в компетенцию школы не
только выбор, но и разработку, и
утверждение общеобразовательных
программ, учебных планов, программ
учебных курсов и дисциплин. Эти
полномочия конкретизируют принцип
автономности образовательных учреждений.
Возросшая компетенция,
реализация принципа автономности
школы означают одновременно
и повышение ответственности
педагогического персонала, руководителя
школы за результаты и последствия
любой, но особенно – инновационной
деятельности. Школа в установленном законодательством
РФ порядке несёт ответственность за:
- невыполнение функций,
отнесённых к её компетенции;
- реализацию в неполном
объёме образовательных программ
в соответствии с учебным планом
и графиком учебного процесса;
- качество образования
своих выпускников;
- нарушение прав и
свобод учащихся, воспитанников
и работников школы;
- жизнь и здоровье
учащихся и работников во время
образовательного процесса.
- Структурный анализ инноваций в школе
Чёткое представление
о содержании и параметрах педагогических
инноваций, владение методикой их применения
позволяют как отдельным учителям,
так и руководителям учебных
заведений объективно оценивать
и прогнозировать их внедрение. Торопливость
во внедрении инноваций не раз приводила
школу к тому, что рекомендованное, чаще
сверху, нововведение по прошествии некоторого
(непродолжительного) времени забывалось
или отменялось приказом или распоряжением.
В школах инновационной среды – определённой
морально-психологической обстановки,
подкреплённой комплексом мер организационного,
методического, психологического характера,
обеспечивающих введение инноваций в
образовательный процесс школы. Отсутствие
такой инновационной среды проявляется
в методической неподготовленности учителей,
в их слабой информированности по существу
педагогических нововведений. Наличие
благоприятной инновационной среды в
педагогическом коллективе снижает коэффициент
«сопротивления» учителей нововведениям,
помогает преодолеть стереотипы профессиональной
деятельности. Инновационная среда находит
реальное отражение в отношении учителей
к педагогическим инновациям.
Новое качество образования
– главная цель реформирования современной
школы. Совершенствование или принципиальная
перестройка содержания, форм и методов
обучения и воспитания, организация
образовательного процесса в соответствии
с возрастающими традициями или
переход в инновационный режим
развития – всё это имеет смысл
лишь в том случае, если в результате
мы получим личность, способную жить
в изменяющемся мире. Новая школа
ориентируется, прежде всего, на развитие
личности, отказываясь от массового подхода
к формированию нового поколения – недавнего
лозунга прошлого.
Несомненна тенденция
формирования целостной системы
городского образования с единым
образовательным и информационным
пространством. Несомненно и то, что
образовательная система города - инновационная
по своей сущности и целям: и по содержанию,
и по формам и методам организации обучения
и воспитания.
Массовая школа – основа,
стержень образовательной системы
города – отзывается на запросы
сегодняшнего дня. Внимание к развитию
всех детей, возможность получения
среднего образования в соответствии
с потребностями каждого ребёнка
– вот цель, на которую работает
массовая школа. И особенно важно, что
городская система образования
начинает работать на обеспечение региона
рабочими кадрами.
Наряду с уже традиционным
углубленным изучением иностранных
языков, математики, химии популярными
стали профильные классы: инженерные,
медицинские, юридические, с углубленным
изучением ряда предметов экономики,
менеджмента. В работе каждой школы
идут инновационные процессы, используются
авторские программы. Но, за последние
годы трудовое обучение на базе школ города
столкнулось с рядом трудностей. Это прежде
всего нехватка средств для полного обеспечения
уроков труда материалом, инструментом,
учебными наглядными пособиями и др.
Практически все предприятия
города, ранее оказывавшие помощь
школам в трудовом обучении
и профориентации, сейчас полностью
прекратили содержание трудовых
комплексов школ. Спад промышленного
производства, акционирование промышленных
предприятий существенно отражается и
на деятельности учебно-производственных
комбинатов. За последние годы УПК, отвечая
требованиям рынка, вводят обучение старшеклассников
по новым специальностям. Помимо рабочих,
учебно-производственные комбинаты стали
переходить к подготовке лаборантов ЭВМ,
организаторов работы с детьми, секретарей
юридических учреждений, специалистов
по прикладной экономике, что требует
более высокой квалификации педагогического
состава и мастеров производственного
обучения, более основательной подготовки
учащихся.
Ярким показателем
работы трудовых комплексов школ,
учебно-производственных комбинатов
города, учреждений дополнительного
образования является городская
выставка детского технического
творчества и прикладного искусства,
которая проходит в апреле каждого года
и популярность которой растёт из года
в год. Произошли изменения в системе воспитания
детей и подростков. Программа воспитания
выстраивается из приоритета семьи.
На запросы семьи в дополнительных образовательных
услугах откликаются и образовательные
школы, где достаточно активно ведётся
внеурочная работа, но в большей мере этому
отвечает дополнительное образование.
Муниципальная общеобразовательная
средняя школа №170 с 1996 года стала работать
над проблемой создания модели школы самовоспитания,
построенной на антропологических (человековедческих)
началах. Именно в этом и заключается уникальность
и инновационность этой школы. Структура
школы традиционна, она опирается на три
первоначальных возрастных этапа: детство,
отрочество, юность.
Содержание обучения
в каждом возрастном этапе
реализует свои специфические
задачи. На каждой ступени оно
состоит из двух взаимосвязанных
частей: обязательного (базового) компонента
и вариативного. Содержание обязательной
части определяется требованием
объективно необходимого для
каждого человека уровня общего
образования. Именно обязательная
часть гарантирует эквивалентность
документов об образовании. Вариативная
часть отражает региональные
особенности школы, а также
индивидуальные способности, склонности,
потребности и запросы детей.
В ходе выполнения
Программы реализуются:
- функциональная зависимость вертикально-возрастного (начиная с дошкольников) образовательного пространства и профильного обучения старшеклассников;
- средства и способы диагностики профильных наклонностей учеников к определённым видам деятельности и к изучению определённых областей знаний;
- использование диагностики в проектировании индивидуально-личностного пространства растущего человека;
- использование образовательного маркетинга для выявления индивидуального и общественного образовательного заказа;
- вхождение дополнительного образования в основное как вид профиля и как основы культурного насыщения образовательной среды;
- демонстрация исследования информационных технологий и исследовательской деятельности учащихся как необходимых условий интексикации профильного образования.
В 1990 г. школа начала работать
по системе Л. В. Занкова. И в настоящий
момент по этой системе работают не только
учителя начальной школы, но и педагоги
среднего звена.
МОУСОШ № 170 - школа профильного
образования, целью которого является
организация деятельности по соотнесению
общности образовательного пространства
и индивидуальных потребностей саморазвития
его субъектов. В ближайшем будущем руководители
школы мечтают создать реальную модель
многопрофильной школы.
Создание многопрофильной
среды приводит к серьёзному
изменению подходов в отборе
содержания и технологий образования.
Обновление содержания
образования ведётся по следующим
параметрам: