Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:53, курсовая работа
Поскольку всякая организация есть своего рода объединение людей для совместной деятельности, в развитии их внутренних отношений наблюдаются определенные общие черты или признаки, понимание которых чрезвычайно важно. Одна из таких общих черт состоит в том, что всякая организация проходит в своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может существовать без внутренней напряженности и без столкновений между определенными позициями, представленными в ней, между группировками людей, между так называемыми кликами.
Введение
1. Общая теория конфликтов
1.1 Природа и понятие конфликта
1.2 Граница конфликта
1.3 Структура, типы и функции конфликта
1.4 Конструктивный характер
1.5 Деструктивный характер
2. Причины возникновения конфликтов
2.1 Объективные факторы возникновения конфликтов
2.2 Современные методы разрешения конфликтов
2.2.1 Прогнозирование и профилактика конфликтов
2.2.2 Конструктивное разрешение конфликтов
2.2.3 Урегулирование конфликта с участием третьей стороны
3. Управление конфликтами
3.1 Методы управления конфликтами
3.2 Поведение участников в конфликте
3.3 Общая схема разрешения конфликтов
4. Анализ конфликтных ситуаций в трудовом коллективе филиала ВГУЭС в г. Артеме
4.1 Характеристика филиала ВГУЭС в г. Артеме
4.2 Анализ конфликтов среди сотрудников филиала ВГУЭС в г. Артеме
4.3 Рекомендации по усовершенствованию управления конфликтами
Заключение
Список использованных источников
Для проведения исследования на наличие в коллективе конфликтных ситуаций был выбран тест из учебника Морозов А.В. Управленческая психология (Приложение Г). По данным опроса было выявлено, три группы людей. Это люди, которые избегают конфликтов, конфликтные личности и индивиды которые ищут повод для споров (Таблица 2).
Таблица 2 - Таблица баллов, набранных опрашиваемыми
Баллы Количество человек Структура (%)
от 42 до 60 8 15
от 22 до 40 11 80
20 и менее 2 5
ИТОГО 21 100
Схематично таблицу можно увидеть на рисунке 1.
Рисунок-1. Количество опрошенных
В тестировании учувствовало 21 человек. В ходе тестирования были получены следующие данные. На тест "На сколько Вы конфликтны? " (Приложение № 4). В районе от 42 до 60 баллов было выявлено: 8 человек набрал от 45 до 55 баллов (15%), эти люди тактичны, не любите конфликтов, даже если можете их сгладить, избегаете критических ситуаций. В районе от 22 до 40 баллов 11 человек набрали от 25 до 40 балов (80%), о них говорят, что вы - конфликтная личность. В районе 20 и менее 2 человека набрали 11 и 12 баллов (5), они ищут повод для споров, большая часть которых излишни, мелочны.
Причины возникновения конфликтов среди сотрудников института филиала ВГУЭС в г. Артеме не много. Зачастую конфликты возникают из-за разногласий во мнениях по определенному вопросу. Ели же происходят конфликтные ситуации то сотрудники урегулирую их на месте и без всяких шумов. Поскольку коллектив уже устоявшийся, персонал работает давно и поэтому все очень хорошо знают друг друга и доверяют.
Данные конфликты не несут в себе ни конструктивного, ни деструктивного характера воздействия на работу организации. Персонал по-прежнему работает, конфликты не сказываются ни на его психологическом, ни на физическом состоянии здоровья, поскольку персонал заранее предусматривает возможные последствия от своего конфликта.
4.3 Рекомендации по
Современный человек постоянно
оказывается в конфликтных
Для предотвращения конфликтов можно проводить регулярные упражнения и тренировки, многократное использование тренингов, участие в деловых и ситуационных играх. И чем больше человек повторяет упражнение, тем совершеннее и прочнее будут его навыки, тем увереннее он будет чувствовать себя в самых непредвиденных конфликтных инцидентах. Этот способ достаточно эффективен. Но не всегда найдется время для ежедневных тренировок, а затянувшийся перерыв неизбежно приведет к потере навыков.
Другой способ основан
на том, чтобы найти свой путь поведения
в конфликтной ситуации, свою технологию
управления конфликтными отношениями.
Почувствовав эффективность выбранной
тактики, можно совершенствовать свою
технологию, опираясь на внутреннее ощущение.
Если удается найти свою технологию
и внутреннюю опору, то этот навык
не пропадет никогда. В целом этот
способ эффективен, но следует помнить,
что ситуации, в которые человек
попадает, меняются, даже если он не продвигается
по иерархической лестнице. Чаще всего
интерес к проблеме управлений конфликтом
возникает применительно к
Также важным фактором уменьшения
вероятности возникновения
По предупреждению конфликтов
между сотрудниками необходимо создать
функционально-организационные
Для эффективной работы персонала
необходимо создать линейно-функциональные
условия связные
Для того чтобы сократить
конфликты между сотрудниками и
руководителем, необходимо создать
ситуативно-управленческие условия
связанные с уровнем
Для предупреждения конфликтов
необходимо взаимодействовать с
партнерами на равных. Когда сотрудник
начинает взаимодействовать с окружающим
людьми необходимо, ориентироваться
на их состояние и чувствовать
какая степень зависимости
Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного и межгруппового взаимодействия и может стать основой для конфликта. Поэтому необходимо сформировать ценности взаимодействия с партнерами.
В процессе социального взаимодействия
людям свойственно оценивать
друг друга (внешность, поведение, результаты
деятельности и т.п.), а также производить
самооценку. Значительное расхождение
самооценки и внешней оценки создает
почву для возникновения
Любая ситуация, в которой
один из сотрудников берет на себя
либо слишком большую, либо слишком
малую ответственность, за выполнение
определенной работы может привести
к конфликту. Для того чтобы решить
конфликт необходимо правильно распределять
ответственность между
Заключение
По проведенному анализу
можно отметить, без конфликтов организация
не может существовать. Конфликт помогает
отдельному рабочему коллективу и организации
в целом быть в русле происходящих
событий, он позволяет определить, что
нужно для развития и усовершенствования
всех сфер. Умение управлять конфликтом
может стать решающим для выживания
коллектива в целом. Конфликт также
ставит сотрудников перед
Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И сотрудники должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других. Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.
В результате исследования для наиболее хорошего управления конфликтами в филиале ВГУЭС в г. Артеме могу предложить создать отдел, занимающийся рассмотрением конфликтов и их предупреждением или устранением.
Список использованных источников
1.
Авдеев В.В. Управление
2. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обуч. по специальностям экономики и управления / В.Р. Веснин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. - 504с.
3. Вудкок М. раскрепощенный менеджер: для руководителя-практика / пер. с англ. / М. Вудкок. - М.: Дело, 2004. - 320с.
4.
Грибов В.Д. Менеджмент в
5.
Егоршин А.П. Управление
6. Кафидов В.В. Управление персоналом: учебно-практическое пособие / В.В. Кафидов. - М.: Академический проспект, 2003. - 144с. - (Gaudeamus).
7. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник для студентов вузов, обуч. по спец. "Менеджмент организации", "Управление персоналом" / А.Я. Кибанов. - М.: Инфра-М, 2005. - 304с. - (Высшее образование).
8.
Красовский Ю.Д. Управление
9. Мескон М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. - М.: Дело, 2005. - 704с.
10. Мордовин С.К. Управление персоналом: современная российская практика: учебное пособие / С.К. Мордовин. - СПб.: Питер, 2003. - 288с.: ил. - (Теория и практика менеджмента).
11. Романенко И.В. Управление персоналом: конспект лекций / И.В. Романенко. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 64с.
12. Спивак В.А. Управление персоналом: практикум по курсу / В.А. Спивак. - СПб.: ИВЭСЭП, "Знание", 2004. - 144с.
13. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом: учебно-практическое пособие / Э.Е. Старобинский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2004. - 348с.
14. Столяренко Л.Д. Психология управления: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 507. с. (Высшее образование).
15. Шекшня С.В. Управление современной организации: учебно-практическое пособие / С.В. Шекшня. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2005. - 368с. - (Библ-ка ж-ла "Управление персоналом").
Приложение А
Классификация конфликтов
Основание классификации Виды конфликтов Общая характеристика
Сферы проявления конфликта Экономические В основе лежат экономические противоречия
Идеологические В основе лежат противоречия во взглядах
Социально-бытовые В основе лежат противоречия социальной сферы
Семейно-бытовые В основе лежат противоречия семейных отношений
Степень длительности и напряженности конфликта Бурные быстротекущие конфликты Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью крайней враждебностью
Острые длительные конфликты Возникают при наличии глубоких противоречий
Слабовыраженные вялотекущие конфликты Связаны с не очень острыми противоречиями либо пассивностью одной из сторон
Слабовыраженные и быстротекущие конфликты Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер.
Субъекты конфликтного взаимодействия Внутриличностные конфликты Связано со столкновением противоположно направленных мотивов личности
Межличностные конфликты Субъектами конфликта выступает две личности
Личность - группа Субъект с одной стороны личность с другой стороны
Межгрупповые конфликты Субъекты конфликт считаются группа
Социальные последствия Конструктивные конфликты В основе лежат объективные противоречия, они способствуют развитию группы
Деструктивные конфликты В основе лежат субъективные причины, ведущие к разрушению группы
Предмет конфликта Реалистические (предметные) конфликты Имеют четкий предмет
Нереалистические (беспредметные) конфликты Не имеют предмета, или имеющиеся предмет не является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта
приложение г
Тест "Насколько вы конфликтны? "
Представьте, что в общественном транспорте начинается спор на повышенных тонах. Вы:
а) избегаете вмешиваться;
б) можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав;
в) всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения.
2) На собрании (совещании и т.д.) критикуете ли вы руководство за допущенные ошибки?
а) Нет;
б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;
в) всегда критикуете за ошибки не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3) Ваш непосредственный
начальник излагает план
а) Если другие вас поддержат, то да;
б) вы обязательно будете поддерживать свой план;
в) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных.
4) Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) Только, если они необидчивы и эти споры не портят ваших отношений;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) вы спорите со всеми и по любому поводу.
5) Вы стоите в очереди.
Кто-то пытается пролезть
а) Возмущаетесь в душе, но молчите;
б) открыто высказываете негодование;
в) проходите вперед и начинаете наводить порядок.
6) Представьте себе, что
рассматривается
а) Выделите положительные стороны работы и предложите предоставить возможность продолжить ее;
б) выскажетесь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;
Информация о работе Анализ конфликтных ситуаций в трудовом коллективе филиала ВГУЭС в г. Артеме