Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 16:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
1) теоретические изучение сущности конкурентных преимуществ;
2) исследование классификации конкурентных преимуществ ОАО «Сибиар»;
3) управление конкурентными преимуществами в ОАО «Сибиар».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………..5
1.1. Понятие и сущность конкурентных преимуществ………………...5
1.2. Теории конкурентного преимущества……………………………...8
1.3. Стратегии достижения конкурентных преимуществ……………10
1.4. Классификация конкурентных преимуществ организации……..15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СИБИАР»………………...23
2.1. Характеристика деятельности ОАО «СИБИАР»……………….....23
2.2. Анализ рынка и конкурентной среды ОАО «СИБИАР»………....30
2.3. Конкурентные преимущества компании…………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….36
Анализ конкурентной обстановки и определение конкурентного положения организации предполагают определение сложности и динамизма конкурентной среды. Универсальными методами такого анализа являются модель пяти сил М. Портера и анализ затрат конкурентов.
Модель пяти сил предполагает проведение структурного анализа на основе определения интенсивности конкуренции и исследования угрозы проникновения на рынок потенциальных конкурентов, власти покупателей, власти поставщиков, угрозы со стороны заменителей товара или услуги.
Анализ затрат конкурентов сводится к выяснению стратегических факторов, управляющих затратами, собственно анализу затрат и моделированию затрат конкурентов.
“Для получения конкурентного преимущества фирма может использовать три общих конкурентных стратегии: лидерство по затратам (задача - добиться лидерства по затратам в конкретной сфере за счет набора мер по контролю за ними), индивидуализацию (предполагается достижение отличимости продукта или услуги организации от продуктов или услуг конкурентов в данной сфере), фокусирование (задача - сосредоточение на конкретной группе, сегменте рынка или географическом регионе)”. [19].
Лидерство по затратам. При реализации этой стратегии ставится задача добиться лидерства по затратам в своей отрасли за счет комплекса функциональных мер, направленных на решение именно этой задачи. В качестве стратегии она подразумевает жесткий контроль над затратами и накладными расходами, сведение до минимума расходов в таких областях, как исследования и разработки, реклама и т. д. Необходим также целый слой покупателей, которые ощущают преимущество низких затрат, выраженное в ценах.
Положение с низкими затратами дает организации хорошую отдачу в ее отрасли даже в случае существования жесткой конкуренции в ее отрасли. Стратегия лидерства по затратам часто создает новую основу для конкуренции в тех отраслях, где жесткая конкуренция в различных формах уже установилась.
Индивидуализация. Эта стратегия предполагает дифференциацию продукта или услуги организации от тех, которые предлагают в данной отрасли конкуренты. Как показывает Портер, подход к индивидуализации может принимать различные формы, включая имидж, торговую марку, технологию, отличительные черты, особые услуги покупателям и т.п.
Индивидуализация требует серьезных исследований и разработок, а также сбыта. Кроме того, покупатели должны отдавать свои симпатии какому-либо продукту, как чему-то уникальному. Потенциальным риском стратегии являются изменения на рынке или выпуск аналогов, который могут инициировать конкуренты, что разрушит любое конкурентное преимущество, которого уже добилась компания.
“Стратегия фокусирования подразумевает выбор узкого сегмента или группы сегментов в отрасли и удовлетворение потребностей этого сегмента с большей эффективностью, чем это могут сделать конкуренты, обслуживающие более широкий сегмент рынка. Стратегия фокусирования может применяться как фирмой, являющейся лидером по себестоимости, которая обслуживает данный сегмент, так и дифференциатором, удовлетворяющим специальные требования сегмента рынка тем способом, который позволяет назначать высокую цену”.
Так что фирмы могут конкурировать по широкому фронту (обслуживая несколько сегментов) или сосредотачиваться на узком направлении (целенаправленное действие). Оба варианта стратегии фокусирования основываются на различиях между целевыми и остальными сегментами отрасли. Именно эти различия можно назвать причиной образования сегмента, который плохо обслуживается конкурентами, осуществляющими широкомасштабную деятельность и не имеющими Возможности приспособиться к специфическим потребностям данною сегмента. Фирма, сфокусированная на себестоимости, может превзойти фирмы, ориентирующиеся на широкий круг потребителей, за счет своей возможности устранить «излишества», которые не ценятся в данном сегменте.
В случае выбора этой стратегии главной задачей является концентрация на конкретной группе потребителей, сегменте рынка или на географически обособленном рынке. Идея состоит в том, чтобы хорошо обслуживать конкретную цель, а не отрасль в целом.
Предполагается, что организация таким образом сможет обслуживать узкую целевую группу лучше, чем ее конкуренты. Такая позиция обеспечивает защиту от всех конкурентных сил. Фокусирование может также подразумевать лидерство по затратам или индивидуализацию продукта (услуги).
Ф. Котлер предлагает свою классификацию конкурентных стратегий, основанную на доле рынка, принадлежащей предприятию (фирме):
1. Стратегия “лидера”. Фирма-“лидер” рынка товара занимает доминирующую позицию, причем это признают и ее конкуренты. В распоряжении фирмы-лидера имеется целый набор стратегических альтернатив:
-расширение первичного спроса, направленное на обнаружение новых потребителей товара, расширение сферы его использования, увеличение разового применения товара, что обычно целесообразно применять на начальных стадиях жизненного цикла товара оборонительная стратегия, которую принимает фирма-новатор, чтобы защитить свою долю рынка от наиболее опасных конкурентов;
-наступательная стратегия, чаще
всего состоящая в повышении
рентабельности за счет максима
-стратегия демаркетинга, связанная
с сокращением своей доли
Стратегия “бросающего вызов”. Фирма, не занимающая доминирующей позиции, может атаковать лидера, т.е. бросить ему вызов. Цель данной стратегии - занять место лидера. При этом ключевым становится решение двух важнейших задач: выбор плацдарма для проведения атаки на лидера и оценка возможностей его реакции и защиты.
Стратегия “следующего за лидером”. “Следующий за лидером” - это конкурент с небольшой долей рынка, который выбирает адаптивное поведение, согласовывая свои решения с решениями, принятыми конкурентами. Такая стратегия наиболее характерна для предприятий малого бизнеса, поэтому рассмотрим подробнее возможные стратегические альтернативы, обеспечивающие малым предприятиям наиболее приемлемый уровень прибыльности.
-Творческая сегментация рынка. Небольшая фирма должна сфокусироваться лишь на некоторых сегментах рынка, на которых она может лучше осуществить свою компетентность или имеет большую маневренность, чтобы избежать столкновения с ведущими конкурентами.
-Эффективно использовать НИОКР. Поскольку малые предприятия не могут состязаться с крупными фирмами в области фундаментальных исследований, постольку они должны ориентировать НИОКР на улучшение технологий с целью снижения издержек.
-Оставаться малыми. Успешно действующие малые предприятия концентрируют свое внимание на прибыли, а не на увеличении продаж или доле рынка, причем они стремятся к специализации, а не к диверсификации.
-Сильный руководитель. Влияние
руководителя в таких фирмах
выходит за рамки
4. Стратегия специалиста, “Специалист” ориентируется преимущественно только на один или несколько сегментов рынка, т. е. его интересует больше качественная сторона доли рынка.
Представляется, что данная стратегия наиболее близко ассоциируется со стратегией фокусирования М. Портера. Более того, несмотря на то что фирма-«специалист» определенным образом доминирует в своей рыночной нише, с точки зрения рынка данного товара (в широком смысле) в целом она одновременно должна реализовать стратегию «следующего за лидером».
1.4. Классификация конкурентных преимуществ организации
Управление конкурентными преимуществами предприятия осуществляется по тем же функциям управления (менеджмента), что и управление другими объектами.
«Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации».
Далее будут приведены конкурентные преимущества, характерные для организаций. [22]. В табл. 1. приведен перечень внешних факторов конкурентного преимущества организации.
Таблица 1.
Внешние факторы конкурентного преимущества организации
Внешний фактор конкурентного преимущества организации |
Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентною преимущества в условиях России |
Уровень конкурентоспособности страны |
Открыть организацию в стране с высоким уровнем конкурентоспособности либо повышать конкурентоспособность своей страны |
Уровень конкурентоспособности отрасли |
Принять меры по повышению конкурентоспособности отрасли либо уйти из нее в другую, более конкурентоспособную отрасль |
Уровень конкурентоспособности региона |
Принять меры по повышению конкурентоспособности региона либо уйти из него в другой, более конкурентоспособный регион |
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах |
Переработать законодательную базу по малому и среднему бизнесу, ориентировав ее на эффективное и законопослушное веление бизнеса |
Правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов |
Переработать законодательную базу функционирования экономики как систему кодексов и прав (конкурентное, антимонопольное, административное, трудовое и др.) |
Продолжение таблицы 1.
Открытость общества и рынков |
Развитие международного сотрудничества и интеграции, международной свободной конкуренции |
Научный уровень управления экономикой страны, отрасли, региона и т. д., применяемость инструментов новой экономики |
Применение рассмотренных в темах 2—5 экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации в статике и динамике, 20 научных подходов к управлению и специфических принципов управления различными объектами, методов управления на всех уровнях иерархии. Если руководитель не владеет научными методами, едва ли ими будет владеть исполнитель |
Национальная система стандартизации и сертификации |
Активизация работ в этой области, усиление контроля соблюдения международных стандартов и соглашений, правовое обеспечение гармонизации с международной системой |
Государственная поддержка развития человека |
Увеличить в десятки раз в российском бюджете расходы на образование, здравоохранение и социальную сферу |
Государственная поддержка науки и инновационной деятельности |
Совершенствовать систему трансферта (разработка новшеств, их инновация и диффузия), увеличить в десятки раз расходы из бюджета на науку |
Качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии |
Создание единых национальных информационных центров по сферам или отраслям народного хозяйства, отвечающих последнему слову науки и техники |
Уровень интеграции внутри страны и в рамках мировою сообщества |
Вступление России в международные организации и развитие по международным законам |
Налоговые ставки в стране и регионах |
Пересмотреть налоговую систему, по возможности состыковать и унифицировать ставки |
Процентные ставки в стране и регионах |
Пересмотреть систему процентных ставок на всех уровнях управления и направлениях инвестирования |
Наличие доступных и дешевых природных ресурсов |
Увеличить удельный вес добываемых и» недр земли ресурсов, находящихся в государственной собственности, не менее чем до 50%. Отладить государственный контроль за расходованием ресурсов |
Система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране |
Поступление международных, государственных и спонсорских инвестиций в данную сферу и их расходование должны находиться под государственным контролем и давать конкретный результат |
Далее в табл. 2 приведен перечень внутренних факторов конкурентного преимущества организации.
Таблица 2.
Внутренние факторы конкурентного преимущества организации
Внутренний фактор конку-рентного преимущества организации |
Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентного преимущества |
производственная структура организации |
Проектировать организации на основе гибких производственных систем, из автоматизированных модулей и систем |
миссия организации |
Миссия должна содержать оригинальную идею, эксклюзивную сферу деятельности, конкурентоспособный продукт, популярную товарную марку, бренд и т. д. |
организационная структура организации |
Организационная структура должна строиться на основе дерева целей организации с горизонтальной координацией всех работ менеджером по конкретному товару (проблемно-целевая организационная структура) |
Специализация производства |
Осуществлять проектирование организации на основе анализа принципов рационализации структур и процессов, применяя методы моделирования |
уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции и составных частей производства |
Выполнять весь комплекс работ по унификации и стандартизации различных объектов с целью их упорядочения по типоразмерам, видам, методам и т. д. |
учет и регулирование производственных процессов |
Включить в структуру организации средства автоматизации учета соблюдения принципов пропорциональности, непрерывности, параллельности, ритмичности протекания отдельных процессов |
Персонал |
Постоянно осуществлять отбор персонала, повышать его квалификацию и создавать условия для продвижения, мотивировать качественный и эффективный труд с целью обеспечения конкурентоспособности персонала |
Продолжение таблицы 2.
информационная и нормативно-методическая база управления |
При проектировании и развитии структур в информационные системы следует закладывать качественную информацию и нормативно-методические документы |
сила конкуренции на выходе и входе системы |
При выборе сферы деятельности и поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, кадров анализировать силу конкуренции и выбирать конкурентоспо-собных поставщиков |
Ресурсные: поставщики доступ к качественному дешевому сырью и другим ресурсам |
Постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших. Следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможного доступа к качественному и дешевому сырью |
учет и анализ использования всех видов ресурсов но всем стадиям жизненною цикла крупных объектов организации |
Стимулировать проведение подобного анализа, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей своих товаров будет приоритетным направлением деятельности организации, фактором конкурентного преимущества |
оптимизация эффективности использования ресурсов |
Поддерживать работу по оптимизации ресурсов, так как глобальная цель конкуренции - экономия ресурсов и повышение качества жизни |
Технические: патентованный товар |
Продолжать работу по увеличению количества изобретений и патентов |
патентованная технология и оборудование |
Увеличивать удельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его средний возраст |
качество изготовления товаров |
Применять современные методы контроля и стимулирования качества для удержания конкурентного преимущества |
Управленческие: менеджеры |
Увеличивать удельный вес конкурентоспособных менеджеров |
анализ выполнения законов организации |
По результатам анализа законов организации должны разрабатываться и реализовываться мероприятия по совершенствованию процессов |
организация поставки сырья, материалов, по принципу «точно в срок» |
Удержание этого конкурентного преимущества требует высокой дисциплины по всему циклу движения материалов |