Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 08:37, курсовая работа
Любая фирма, вступающая на рынок, прежде всего, сталкивается с препятствием, которое заставляет ее четко подстраивать и регулировать свою деятельность под параметры рынка. Это препятствие – другие фирмы, так же осуществляющие свою деятельность на данном рынке, то есть конкуренты. Взаимоотношения между ними определяют понятием «конкуренция».
Конкуренция – это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………...……..3
Глава 1. Конкуренция и конкурентная среда……………….…………………...4
1.1 Понятие конкуренции……………………………………………4
1.2 Модель Майкла Портера………………………………………6
1.3 Стратегические конкурентные группы…………………………9
Глава 2. Стратегический анализ конкуренции………………………………...13
2.1 Определение стратегии конкурентов……………………….....13
2.2 Определение целей конкурентов……………………………....15
2.3 Оценка сильных и слабых сторон конкурентов……………....16
2.4 Модели ответных действий конкурентов………………………17
2.5 Деловая контрразведка……………………………………….....19
Глава 3. Анализ конкурентов на примере известных зарубежных компаний……………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………….32
Список использованной литературы……………
2.4 Модели ответных действий конкурентов………………………17
Любая фирма, вступающая на рынок, прежде всего, сталкивается с препятствием, которое заставляет ее четко подстраивать и регулировать свою деятельность под параметры рынка. Это препятствие – другие фирмы, так же осуществляющие свою деятельность на данном рынке, то есть конкуренты. Взаимоотношения между ними определяют понятием «конкуренция».
Конкуренция – это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Каждая компания, которая хочет иметь шансы выстоять в случае каких-либо существенных изменений в конкурентной ситуации, должна постоянно анализировать свое конкурентное положение относительно членов своей стратегической группы и других групп. В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любой фирмы.
Исходя из актуальности выбранной темы, целью данной работы является выявление проблем анализа конкурентов. Для выполнения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
Изучение позиций и возможностей организаций – конкурентов в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:
Ответы на первые
три группы вопросов должны
обеспечить исходные данные
По сути дела, разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале организаций – конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала, как финансово – экономическая, производственная, научно – техническая, кадровая, организационно – лоббистская, маркетинговая. [5. C. 248]
Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов используется для определения, с кем из них можно конкурировать и с кем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целями выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.
На рисунке изображены пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли, и позиции данной организации в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно:
1. Появление новых конкурентов.
2. Угроза замены данного продукта новыми продуктами.
3. Сила позиции покупателей.
4. Рыночная власть поставщиков
5. Конкуренция среди производителей в самой отрасли.
Образ |
Признаки |
Поведение |
Особенности |
«Гордые львы» |
Средние размеры, способность к росту, обладание преимуществами в конкретных областях, агрессивная конкуренция |
Лидерство за счет преимуществ наряду со стремлением к их достижению, явный динамизм, поощрение нововведений |
Со временем обозначается тенденция к переходу в «слоны»
|
«Могучие слоны» |
Утрата динамизма, высокая стабильность, диверсификация, система филиалов, гигантизм |
Следит за лидером, движется за ним в областях, приносящих успех, но при этом избегает риска |
Со временем может оказаться в рядах «бегемотов» |
«Бегемоты» |
Большой оборот при несоразмерно малой прибыли, бюрократические отношения |
Распыляется по различным направлениям, имеет сложную структуру |
Спасение в санации и отказе от непродуктивных вложений |
«Хитрые лисы» |
Малые размеры, успешная нишевая политика |
Лидер в 2-3 видах деятельности, имеет финансовые ресурсы |
Устойчивы в случае кризиса |
«Серые мыши» |
Низкий уровень специализации, обычно подражатели |
Нет коронных товаров, отсутствуют финансовые ресурсы |
Наиболее подвержены риску банкротства |
В соответствии с данной классификацией Ю. Юданов выделял следующие виды стратегий конкурентной борьбы.
1. Стратегия "виолентов" (крупных корпораций): опираясь на свою гигантскую силу, фирма стремится доминировать на обширном рынке, по возможности вытесняя с него конкурентов. Она привлекает покупателя сравнительной дешевизной и добротностью изделий. Три важнейшие разновидности фирм-виолентов получили запоминающиеся названия: "гордые львы", "могучие слоны" и "неповоротливые бегемоты". Фундаментальный источник силы этих фирм заключается в том, что крупное производство обычно можно наладить более эффективно и с меньшими издержками, чем изготовление небольших партий сильно отличающихся друг от друга товаров. Кроме того, виоленты используют преимущества, создаваемые широкомасштабными научными исследованиями, развитой сетью сбыта и крупными рекламными кампаниями. Нынешнее время, однако, не лучшее для отечественных виолентов, к числу которых относится большинство крупных украинских предприятий.
2. Патиентная стратегия (средние предприятия) типична для фирм, ставших на путь узкой специализации. Она предусматривает изготовление особой, необычной продукции для определенного круга потребителей. Такая компания старается не распыляться, контролирует небольшую часть обширного рынка и завоевывает максимальную долю маленького рыночного сегмента. Свои, как правило, дорогие и высококачественные товары она адресует тем, кого не устраивает стандартная продукция. Не случайно их называют "хитрыми лисами" экономики. Стремясь избежать схватки с гигантами, они выискивают и активно формируют специальные потребности, спасая экономику от обезличивающего гнета стандарта. "Хитрая лиса" выбирает себе такую нишу, куда конкуренты сами не хотят вторгаться.
3. Коммутантная (приспособительная) стратегия малых предприятий - "серых мышей" - преобладает при обычном бизнесе в местных масштабах. Создаваемые каждый раз для данного конкретного случая бесчисленные мелкие предприятия исполняют роль соединительной ткани экономики. Дело в том, что отсутствие крупных производственных мощностей, особых познаний в узкой области приводит к тому, что коммутантам почти все равно, чем заниматься. Такие фирмы имеют ряд преимуществ: они легко идут на резкие изменения сферы коммерческой деятельности, а повышенная гибкость становится источником силы в конкурентной борьбе. Именно эта стратегия преобладает среди новых украинских частных фирм (маленькие рестораны, кафе, ремонтные мастерские, компьютерные клубы и т.д.).
4. Эксплерентная (пионерская) стратегия конкурентной борьбы связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Главный фактор силы эксплерентов связан с опережением во внедрении принципиальных нововведений. Это послужило основанием для сравнения подобных фирм с "первыми ласточками", раньше других начинающими обживать землю после зимы. Примеры придерживавшихся данной стратегии фирм можно найти среди первопроходцев выпуска персональных компьютеров ("Эппл", "Зенит", "Осборн"), биотехнологии ("Джинентек") и др. Эпохальные изобретения не совершаются по заказу. Еще до начала разработок можно уверенно утверждать, что шансы на успех минимальны. Здесь-то и сказывается разница стратегий. В массовом производстве, где подготовка выпуска нового товара стоит очень дорого и ошибки недопустимы, виолент старается избегать непроверенных проектов. У пионерской компании другая стратегия. Она верит, что реализация ее технических идей перевернет рынок и в 85 случаях из 100 кончает банкротством. [ 1. С. 101]
Информация о работе Анализ конкурентов на примере известных зарубежных компаний