Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:58, курсовая работа
На сегодняшний день мясоперерабатывающая отрасль является привлекательной для новых игроков, так как рентабельность достаточно высока. Но высокие барьеры делают маловероятным появление новых конкурентов. К 2011 году на рынке доминирование отечественных предприятий достигло более 95%, что позволило мясоперерабатывающим предприятиям напрямую формировать заказы более 50% для всей свиноводческой отрасли, до 30% от производства говядины в РФ
Анализ мясоперерабатывающей отрасли
Выполнил: студент Каширин Максим
Группа М – 209
Преподаватель: Нестерова К.В
Санкт-Петербург
2013
Экономическая характеристика мясоперерабатывающей отрасли.
Характер |
Содержание |
Выводы |
|
В стране насчитывается более 3 тыс. организаций функционирующих в мясоперерабатывающей отрасли. Рынок готовых мясных изделий РФ составляет около 3,5 млн. тонн продукции в год. К 2011 году на рынке доминирование отечественных предприятий достигло более 95%. |
Размер отрасли крупный. |
|
По итогам 2011 г. в России наблюдался довольно существенный рост потребления мяса и мясопродуктов. По разным оценкам, рост потребления мяса составил до 4%, причем по большей части за счет белого мяса. |
На сегодняшний день рынок находится в стадии роста, что говорит о его привлекательности. |
|
Рынок находится на стадии роста и является одним из наиболее перспективных развивающихся рынков. |
На стадии роста рынка появляются широкие возможности развития для участников. |
|
Для крупных компаний прибыль высокая >35%, для новых мелких предприятий <8%. |
Отрасль рентабельна, что делает её привлекательной для новых организаций. |
|
На стадии роста покупатели, доли и технологии становятся известны гораздо лучше, и вхождение в отрасль новых игроков затруднено. Сложность входа объясняется и высоким первоначальным капиталом. |
Возможность появления новых конкурентов есть, но маловероятна. |
|
Технологические инновации развиваются хорошо, т.к. отрасль находится на стадии роста. |
Риски незначительны при налаженном производстве. |
Таблица 1.
На сегодняшний день мясоперерабатывающая отрасль является привлекательной для новых игроков, так как рентабельность достаточно высока. Но высокие барьеры делают маловероятным появление новых конкурентов. К 2011 году на рынке доминирование отечественных предприятий достигло более 95%, что позволило мясоперерабатывающим предприятиям напрямую формировать заказы более 50% для всей свиноводческой отрасли, до 30% от производства говядины в РФ, около 30% от производства мяса птицы в РФ. Рост мясной отрасли РФ был достигнут за счет проведения оптимальной таможенно-тарифной политики и введения финансовой поддержки сырьевых отраслей мясного сектора РФ.
Что касаемо технологических изменений внутри отрасли, то технологические инновации развиваются хорошо. Технология производства следующая: туши разделываются на куски, а куски перемалываются в фарш в мясорубке. Затем фарш перемешивается со специями в фаршемешалке и некоторое время (в зависимости от технологии) выдерживается в посоле. Тонкое измельчение фарша, необходимое для приготовления вареных продуктов (колбасы, сосиски и т.п.) производится в куттере. Готовым фаршем набиваются колбасные оболочки с помощью шприца и колбасы в оболочках загружаются в термокамеру, где производится варка, обжарка, копчение и сушка. На выходе из нее получается готовый продукт, который поступает на охлаждение и в дальнейшем на продажу.
Чтобы эффективно функционировать на рынке, компании должны принимать во внимание особенности потребления в отрасли. В качестве способа определения наиболее привлекательных целевых аудиторий/ целевых сегментов, можно использовать метод отбора.
Отбор целевых сегментов для фирм-производителей колбасных изделий.
Таблица 2.
Сегменты |
1 |
2 |
3 |
4 |
Возраст |
16- 23 |
20- 35 |
35- 50 |
50- 70 |
Пол |
Девушки, Молодые люди |
Ж,М |
Ж,М |
Ж,М |
Уровень доходов |
Низший - средний |
Средние - Высший |
Средний - высший |
Низший - Средний |
Образ жизни/тип личности |
Беспечный |
Обычный |
Обычный |
Обычный |
Искомые преимущества |
Доступная цена, хорошие вкусовые качества |
Известная марка, хорошее качество продукции независимо от ценовой категории, новинки. |
Высокое качество по доступным ценам |
Доступная цена |
Область рынка в % |
15% |
35% |
27% |
23% |
Проведя оценку сегментов рынка, можно вывести диаграмму в процентном соотношении занимания рынком различных типов конечных потребителей, представляющих свой сегмент.
Сегментирование рынка
Диаграмма 1.
Проведя сегментирование рынка, можно сделать вывод о том, что наиболее привлекательным сегментом для производителей является №2. Он занимает большую часть рынка и экономически выгоден для компаний.
Сегменты №3 и №4 так же должны входить в область интересов производителей, т.к. вместе они занимают 50% рынка и потенциально привлекательны для новых игроков.
2. Анализ конкурентной среды по методу М. Портера
Таблица 3
Силы конкуренции |
Содержание |
Выводы |
|
Появление новых конкурентов стимулирует основных участников рынка усилить контроль за качеством и сроком годности изделий. Основная конкурентная
борьба на мясном рынке происходит
между региональными Сила конкурентного давления умеренная, с высокими барьерами входа на рынок. |
Мясоперерабатывающая отрасль – это сектор высокой конкуренции. Наиболее емким и привлекательным для производителей мясной продукции является московский рынок. При этом конкурентная борьба обостряется тем, что на рынке действуют не только местные производители, но и поставщики из области и других регионов России. |
|
Угроза появления новых производителей существует, однако имеет определенную специфику, а именно: компании, у которых небольшое кол-во ресурсов, не выгодно входить в отрасль в силу высоких барьеров. Есть угроза появления компании обладающей равнозначными или большими ресурсами. Сила реакции существующих конкурентов на вхождение новых компаний средняя. |
Высокие барьеры делают
эту отрасль |
|
Установление «потолка» цен, формируемого доступным и имеющим конкурентоспособную цену товаром-заменителем. Простота и относительная дешевизна переключения потребителя на замещающую продукцию. Сила конкурентного давления незначительна и на конкурентную ситуацию в отрасли не влияет. |
Есть угрозы со стороны товаров-заменителей из-за простоты и дешевизны переключения потребителя на замещающую продукцию. |
|
Невысокое давление. Сырье поставщиков составляют значительную часть стоимости продукции, являются важнейшей частью производственного процесса. Поставщики обладают не такой мощной конкурентной силой, так как не имеют возможность создавать невыгодные условия с помощью цен, качества, характеристики продукции и надежности поставки для производителя, их главная цель – сбыть свою продукцию по более выгодной цене, которую предложит покупатель (в нашем случае производитель колбасных изделий).
|
Сила позиций поставщика не очень высока, т.к. они не могут влиять на цены.
|
|
В соответствии с мировой тенденцией рост потребительского спроса на мясную продукцию продолжается, что стимулировало наращивание объемов производства. Потребителями в основном выступают мужчины и женщины в возрасте от 20 до 50 лет. |
Повышение спроса на мясную
продукцию вызвано |
Вывод: структура российской мясоперерабатывающей отрасли такова, что в ближайшее время можно было бы ожидать рост M&A активности. Значительное число независимых мясокомбинатов, работающих на своих локальных рынках, из-за отсутствия вертикальной интеграции и низкой рентабельности будут испытывать финансовые трудности. Покупка таких мясокомбинатов крупными игроками позволит им выйти на региональные рынки. Однако, лидеры отрасли, которые могли бы быть центрами консолидации, имеют достаточно высокую долговую нагрузку и не в состоянии в условиях кризиса приобретать предприятия, находящиеся в тяжелом финансовом положении. В этом случае наиболее вероятным событием может стать продажа по частям или банкротство таких комбинатов (например, что сейчас происходит с ОАО «Парнас-М»). При этом независимые мясокомбинаты, не обремененные высокой долговой нагрузкой и имеющие собственные животноводческие хозяйства, будут усиливать свои позиции на региональных рынках.
3. Анализ движущих сил отрасли.
Анализ движущих сил отрасли.
Таблица 4.
Движущие силы |
Влияние силы на отрасль |
Влияние силы на организации в отрасли |
Направленность влияния |
Сумма | |
|
2 |
3 |
+ |
+5 | |
|
3 |
4 |
+ |
+7 | |
|
3 |
5 |
+ |
+8 | |
|
3 |
5 |
+ |
+8 | |
|
2 |
3 |
+ |
+5 | |
|
3 |
5 |
+ |
+8 | |
|
3 |
4 |
+ |
+7 | |
|
2 |
3 |
+ |
+5 | |
|
3 |
4 |
- |
-7 | |
|
2 |
4 |
+ |
+6 | |
|
3 |
4 |
- |
-7 | |
|
4 |
4 |
+ |
+8 | |
|
3 |
4 |
+ |
+7 |
Среди движущих сил, вызывающих изменения в отрасли общественного питания, выделим следующие.
Изменения в долгосрочных темпах роста отрасли.
Темпы развития отрасли высокие 6% в год.
Состав потребителей.
В ближайшие
годы изменения в составе
Продуктовые инновации.
Продуктовые инновации возможны, в нашем случае - это появление новых рецептов и технологий переработки.
Маркетинговые инновации отрасли.
Фактор оказывает влияние на отрасль. В мясоперерабатывающей отрасли активно применяется реклама на интернет-сайтах, телевидении, радио и на пассажирском транспорте.
Технологические инновации.
Чтобы выжить, компании должны постоянно отвечать запросам потребителей и приспосабливаться к изменениям окружающей среды.
Вход\выход из отрасли крупного конкурента.
Фактор оказывает
влияние. Вход крупных фирм может
ожесточить конкуренцию между
Распространение ноу-хау.
Оказывает положительное воздействие на отрасль.
Возрастающая глобализация отрасли
С ростом благосостояния граждан и притоком инвестиций на рынок наблюдается значительный рост мясоперерабатывающей отрасли. И, как всегда в период роста, компании решают для себя насущные проблемы, связанные с этим ростом, ищут конкурентные преимущества, которые позволят им использовать развитие рынка.
Изменение структуры затрат и производительности.
За последнее время повысились цены на сырьё, что повлияло на стоимость мясных изделий. Изменения в стоимости привели к потере определённого сегмента потребителей. Фактор оказывает влияние на отрасль.
Переход потребительских предпочтений от дифференцированных к стандартным товарам (или наоборот).
На современном этапе развития рынка в структуре потребления наибольшим спросом пользуется вареные колбасы (43%), затем идут полукопченые колбасы (33%), за ними деликатесная группа (11%) и сырокопченые колбасы (13%). Переход потребителей к дифференцированным товарам не наблюдается. Фактор не оказывает влияния на отрасль.
Влияние изменений в законодательстве и политике правительства
Фактор оказывает
большое влияние на отрасль и
чаще всего изменения в
Изменение общественных ценностей, ориентации и образа жизни.
Фактор оказывает положительное влияние на отрасль. В последнее время наметилась тенденция к росту спроса на мясо и мясную продукцию. Повышение спроса на мясную продукцию вызвано продолжающимся ростом реальных доходов населения.