Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:17, курсовая работа
Цель курсовой работы: выяснить, в чем заключается сущность планирования, а также провести анализ изучаемой проблемы в конкретной организации.
Достижение цели потребовало постановку и решение следующих задач:
- изучение теоретических основ планирования
- провести анализ планирования ООО «Вояж»
- разработать основные направления совершенствования планирования в ООО «Вояж».
Введение………………………………………………………………………….1
Глава 1. Теоретические основы планирования
1.1.Понятие и сущность планирования………………………………………...2
1.2. Классификация планирования……………………………………………..4
1.3. Стратегическое планирование. SWOT-анализ……………………………5
1.4. Виды стратегий……………………………………………………………..6
1.5. Процесс планирования в организации…………………………………….8
1.6. Миссии и цели организации……………………………………………….10
1.7. Понятие и виды плана …………………………………………………..…13
Выводы по первой главе……………………………………………………...17
Глава 2. Анализ планирования ООО «Вояж»
2.1.Анализ планирования организации……………………………………….18
2.2. SWOT-анализ как основа стратегического планирования……………...21
2.3. Совершенствование стратегического планирования ООО «Вояж»
2.3.1.Формулирование миссий и целей……………………………………….23
2.3.2.Разработка стратегии и рекомендации по совершенствованию текущего планирования…………………………………………………………………....24
Выводы по второй главе………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………...27
Список используемой литературы………………………………………..…29
Выводы по первой главе
Подводя итоги по первой главе, следует отметить, что в управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации. Планирование – это первая функция менеджмента, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Планирование можно классифицировать по различным критериям. Основным является деление по содержанию: стратегическое, тактическое и текущее планирование. Стратегическое планирование представляет собой процесс выбора стратегии с целью обеспечении эффективной работы организации в будущем. Основу стратегических планов составляет SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также исходящих из внешней среды возможностей и угроз. Стратегии развития, которые выбирает организация, могут быть четырех видов: ограниченный рост, быстрый рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.
Процесс планирования в организации делится на девять основных этапов. Пepвым и caмым oтвeтcтвeнным peшeниeм пpи плaниpoвaнии является выбop миccии и цeлeй opгaнизaции. Миccия пoнимaeтcя кaк yтвepждeниe, pacкpывaющee cмыcл cyщecтвoвaния opгaнизaции, в кoтopoм пpoявляeтcя oтличиe дaннoй opгaнизaции oт eй пoдoбнoй. Она определяет основную цель фирмы. Формирование целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. В процессе реализации плана, необходимым является контроль за его исполнением. В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой и обратной связью.
Глава 2.Анализ планирования туристской фирмы «Вояж»
2.1. Анализ планирования организации
Организацией, рассматриваемой в данной курсовой работе, является туристская компания «Вояж».
ООО «Вояж» занимается предоставлением туристских услуг жителям приморского края, работая в этой сфере с 2003 года. В туристской компании «Вояж» планы составляются каждый год.
Например, компания составляет финансовый план, на 2004 год он выглядел так:
Средняя цена одного путешествия 620$
Реализация 300 туров по цене 620$ выручка составит: 300*620 = 186 000$ в год
Средний % комиссии равен 10%; 186 000/100%*10% = 18 600 руб. в год
Реализация без налогов = 520 800 руб.
Реализация = 520 800/118%*100% = 441 356 руб.
В соответствии с российским законодательством, а также с учетом предлагаемого изменения в расчетах использовались следующие ставки налогов:
- налог на прибыль организаций - 24%
- налог на добавленную стоимость - 18%
- транспортный налог - 7% и 10%
- налог на имущество - 2,2%
- единый социальный налог - 26%, в том числе
-в Федеральный бюджет - 20%
-в Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,3%
-в Фонд обязательного медицинского страхования - 0,8%
-в Территориальный
фонд обязательного
В соответствии с действующей схемой реализации инвестиционного проекта в представленном плане следующие издержки:
Постоянные издержки:
- заработная плата персоналу - 54 тыс. руб. ежемесячно.
- начисления на заработную плату. В год взносы составят 26% от заработной платы, т.е. 26%*54 000= 14 040 руб. ежемесячно, в т. ч.:
- взносы в Федеральный бюджет составляют 20% от заработной платы, т.е. 20%*54 000 = 10 800 руб.
- взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации составляет 2,3% от заработной платы, т. е. 2,3%*54 000 = 1242 руб.
-взносы в Фонд обязательного медицинского страхования составляет 0,8% от заработной платы, т. е. 0,8%*54 000 = 432 руб.
- взносы в Территориальный фонд медицинского страхования составляет 2% от заработной платы, т. е. 2%*54 000 = 1 080 руб.
-страховые взносы составят 27 594 руб.
- Арендная плата: 15 000*12 = 180 000 руб.
Переменные издержки:
-Амортизация основных фондов 10% от стоимости оборудования 6000 руб.
- коммунальные услуги - 10 000 руб.
- Плата за услуги связи:
городская связь 180 руб.*12 = 2160 руб.
междугородная связь, выход в Интернет - 7200 руб.
- затраты на рекламу составят 18,6 тыс. руб.
-прочие расходы составят 30 тыс. руб.
Также компания проводит маркетинговые исследования. При исследовании потребителей туристского продукта в ООО "Вояж" применяются различные способы связи с аудиторией, а именно: интервью по телефону, анкеты, рассылаемые по почте, личные интервью, групповые интервью. Выбор способа связи с аудиторией зависит от целей, задач исследования. Опросы проводятся обычно для выявления предпочтений клиентов о качестве или ассортименте предоставляемых услуг. Это позволяет фирме определиться в выборе маркетинговых воздействий. Используя результаты такого опроса, менеджер отдела маркетинга может планировать и проводить какие-то конкретные акции по привлечению клиентов. Например, летом 2007 года компания "Вояж" провела опрос, где был поставлен вопрос: «При равных условиях местонахождения, цен и чистоты отеля, какие другие факторы являются наиболее важными при принятии решения о выборе турагентства?». Были получены следующие результаты:
- наличие ресторана в гостинице - 32%
- уровень качества обслуживания - 36%
- контингент гостей - 11%
- наличие тренажеров и оборудования для отдыха - 14%
- предшествующий опыт - 10%
- безопасность - 3%
Таким образом, уровень качества обслуживания является для туристов приоритетным. Имея данные этого исследования, можно работать над улучшением качества и расширением диапазона услуг.
Также было выявлено, что при выборе вида отдыха немаловажное значение имеет возраст путешественника, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.
Возрастные предпочтения видов отдыха
Вид отдыха |
Доминирующий возраст |
|
Отдых на море |
21 – 40,41-50 |
|
Спортивный туризм |
26 - 35 |
|
Отдых в городе |
31 - 40 |
|
Отдых на оздоровительных курортах |
31-40, 41-50 |
|
Бизнес-туры |
26 -35 |
|
Оздоровительный туризм |
31 - 40, 51 - 55 |
|
Экскурсии |
21 - 40 |
|
Охота |
21 - 30, 56 - 60 |
|
Рыбалка |
31 - 35 |
|
Развлечения |
До 20, 36 - 40 |
|
Ночная жизнь |
До 20, 26 - 30, 36 - 40 |
|
Другое |
36 - 40, 56 - 70 |
Как видно из таблицы наибольший интерес для туристских фирм составляют покупатели в возрасте 26 - 40 лет, которые заявляют интерес на 6 - 8 видов отдыха из 12, приведенных в таблице.
Но основное внимание уделяется краткосрочному планированию, и незначительное внимание уделяется долгосрочному и среднесрочному планированию. Вопросы планирования на предприятии решаются коллегиально, на собрании всех структурных подразделений во главе с генеральным директором.
Что касается стратегического планирования, то можно сделать вывод, что оно недостаточно полно реализуется в компании, хотя и чувствуется необходимость в нем, поскольку во внешней среде для компании имеются определенные возможности, дающие шанс для дальнейшего развития. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Такой метод наиболее применим для туристской компании.
2.2. SWOT-анализ как основа стратегического планирования
SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также исходящих из внешней среды возможностей и угроз.
Проведя анализ внутренней среды компании «Вояж», можно определить сильные и слабые стороны ее деятельности.
После изучения внешней среды компании можно создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она может столкнуться.
1.Сильными сторонами компании являются:
-наличие необходимых финансовых ресурсов;
-наличие навыков и профессионализма у сотрудников;
-наличие базы постоянных клиентов;
-ориентация на потребителя, его запросы и пожелания.
2. Слабыми сторонами компании являются:
-отсутствие четкой стратегии;
-неэффективная реклама;
-значительное влияние фактора сезонности на прибыль.
3. Возможностями для компании являются:
-увеличение темпов роста рынка;
-выход на новый рынок;
-обслуживание дополнительных групп потребителей.
4. Угрозами для компании являются:
-неблагоприятные изменения в темпах роста в курсах валют;
-спад в экономике;
-изменения во вкусах потребителей.
Однако от выявленных угроз со стороны внешней среды не застрахована ни одна из работающих как в сфере туризма, так и в любой другой сфере, фирма. Вместе с тем в распоряжении компании «Вояж» находятся необходимые финансовые ресурсы, сотрудники фирмы – высококвалифицированные работники, имеющие большой опыт работы. Поэтому, если руководство своевременно примет меры по устранению слабых сторон фирмы и появившихся угроз со стороны внешней среды, используя при этом все свои ресурсы и возможности, ООО «Вояж» продолжит свое эффективное функционирование и останется конкурентоспособным.
2.3.Совершенствование стратегического планирования ООО «Вояж»
Разработка миссии фирмы является первым этапом стратегического планирования деятельности организации. Организация существует для того, чтобы добиться чего-то в рамках окружающей ее среды. Конкретная цель или миссия организации ясна обычно с самого начала. Однако с течением времени по мере роста организации, программа может потерять свою четкость.
Рассматриваемая фирма декларирует следующую философию: наша фирма призвана удовлетворять постоянно растущие потребности в туристских услугах на приморском рынке. Основными направлениями деятельности ООО «Вояж» является: прием и обслуживание туристов, оказание туристских, деловых, гостиничных, курортно-зрелищных, спортивно-оздоровительных, экскурсионных и других услуг. Широкий спектр туристических и гостиничных услуг, приятная атмосфера в офисе фирмы, квалифицированный персонал, которые могут дать хороший совет - куда лучше поехать и высокий уровень обслуживания, а также приемлемые цены на предоставляемые услуги и доступное местоположение туристической фирмы выгодно отличает ее от конкурентов. В дальнейшем компания планирует разрабатывать новые туристские маршруты, выйти на новый рынок.
Таким образом, миссию компании ООО «Вояж» можно сформулировать следующим образом: «Мы единственная в своем роде престижная туристская компания Приморья. Главная наша задача – удовлетворить потребности наших клиентов в области туризма. Мы предлагаем самые новые и необычные маршруты путешествий на любой вкус и для любого кошелька». В рамках данной миссии можно сформулировать цели, стоящие перед организацией.
Цели туристской компании «Вояж»:
1) обеспечение своих клиентов качественными услугами,
2) разработка новых программ и маршрутов;
3) удерживать лидирующие позиции среди приморских туристских копаний;
4) выход на новые рынки;
5) привлечь как можно больше клиентов;
6) разработка политики продвижения услуг;
7) обслуживание всех слоев населения;
8) получение прибыли,
9) Привлечение к сотрудничеству независимых инвесторов и кредиторов.
2.3.2 Разработка стратегии и рекомендации по совершенствованию текущего планирования
Так как компания работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет стратегия сочетания, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка.
Компании необходимо продолжать проводить маркетинговое исследование для того, чтобы определить потребности и возможности существующих и потенциальных клиентов. Следует пересмотреть список оказываемых услуг и выяснить, какие услуги, маршруты пользуются популярностью и приносят прибыль компании, а какие уже «отжили свое» и нуждаются в корректировке или ликвидации. Необходимо разрабатывать новые, еще не известные приморскому туристскому рынку, программы: например, сделать доступным путешествие туристов вместе с домашними животными, ведь очень часто домашние любимцы становятся полноправными «членами семьи», развивать экстремальный и экотуризм, на которые все больше растет спрос.
Пора «завоевывать» новые территории. Чтобы добиться этого, следует открыть свои представительства не только в Приморском крае, но и в соседних регионах.
Компании необходимо увеличить объем продаж за счет увеличения рынка сбыта. Итак, на сегодняшний день компании необходимо пересмотреть политику продвижения товара, т.к. она совершенно незаметна, а ведь компании «Вояж» нужно привлекать как можно больше клиентов. Для этого необходимо проведение рекламы услуг фирмы; можно разработать конкурентоспособный сайт, размещать информацию о своих предложениях в Интернете в виде баннера.