Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия розничной торговли, понять сущность и изучить ее функции.
Объектом изучения является Общество с ограниченной ответственностью «Аннушка».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность, понятие, выделить основные функции розничной торговли;
- изучить классификацию основных форматов розничной торговли;
- рассмотреть факторы, формирующие объем и структуру оборота розничной торговли
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Понятие сущность и основные функции розничной торговли.................4
1.2. Форматы розничной торговли и их квалификация…...……………….....12
1.3. Факторы, формирующие объем и структуру оборота розничной торговли………………………………………………………………………….17
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ООО «АЛЕНУШКА»
2.1. Характеристика магазина и особенности построения торгового предприятия………………………………….……………………………….....23
2.2.Особенности розничной продажи товаров на предприятии……………..28
2.3. Рекомендации по усовершенствованию розничной торговли…………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- вкусы и предпочтения потребителей;
- доход потребителей;
- цены на родственные товары;
- ожидания потребителей;
- количество потребителей и частота покупок;
- торговая марка;
- реклама;
- насыщенность рынка данным видом товара.
Определение предложения на товары, то есть сколько нужно выпускать продукции, прежде всего, зависит от спроса потребителей. И также как и спрос, предложение зависит от цены на эту продукцию. Есть и другие факторы, влияющие на предложение:
- наличие товаров заменителей;
- наличие товаров-комплементов (дополняющих);
- уровень технологий;
- объём и доступность ресурсов;
- налоги и дотации;
- природные условия;
-ожидания (инфляционные, социально-политические);
- размеры рынка.
В зависимости от количества спроса и предложения формируется ассортимент товаров и услуг.
Непосредственная целенаправленная продажа товаров осуществляется на местах розничной торговли или переносных пунктах (лотки, тележки). Главным условием совершения операции купли-продажи в розничной торговле является наличие кассового аппарата и кассового чека. Это позволяет защищать свои права покупателям, если попался некачественный товар.[14]
Еще одним из больших плюсов в торговле является торговое и послепродажное обслуживание. В большинстве случаев покупатель выбирает то место торговли, где его хорошо обслуживают, да еще и в случае неисправности или поломки товара осуществят замену или почин этого товара. Например, гарантия на домашнюю технику, которая может включать в себя не только саму непосредственную продажу, но также и доставку, сборку, настройку и ремонт в случае поломки.
Также к функциям розничной торговли можно отнести:
· организацию закупок и завоза товаров;
· оплату поступивших товаров;
· осуществление операций по хранению, маркировке и установлению цен на товары и услуги;
· выполнение расчетов с покупателями.
Важным условием для покупателя является доступность товара, то есть пришел в магазин и купил, что необходимо. Поэтому функцию закупки товаров у оптовиков и их транспортировку до места продажи берет на себя розничное торговое предприятие. Ведь главное для продавца – это чтобы покупатель остался довольным и удовлетворенным и, в дальнейшем, чтобы он ходил именно к этому продавцу за товаром. И раз розничное предприятие закупает и транспортирует товар, следовательно, он же его и оплачивает. А также осуществляет операции по хранению, маркировке и установлению цен на товары и услуги. От условий хранения зависит качество товара.
Хранение товаров – это процесс размещения товара в складском помещении, содержание и уход за ним в целях обеспечения его качества и количества. Качество товара – это совокупность потребительских свойств товара. Потребительское свойство товара – это свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.[10]
Отсюда следует, что от качества товара зависит спрос на него и удовлетворение потребностей потребителей.
Маркировка – это нанесение условных знаков, букв, цифр, надписей на объект, чтобы отличать его от других объектов или сообщить об особых его свойствах. Маркировка позволяет отличить один товар от другого и очевидно, что человек возьмет тот продукт, на котором хорошо, не разглядывая, видна маркировка. [12]
Функция установления цен на товары и услуги является связующим звеном между продавцом и покупателем. Ведь от цены зависит, купят товар или нет.
Цена должна устанавливаться таким образом, чтобы, с одной стороны, удовлетворять нужды и потребности покупателей, а с другой – способствовать достижению поставленных предприятием целей, заключающихся в обеспечении поступления достаточных финансовых ресурсов.
Последняя стадия доведения товара до потребителя – это расчет розничного торгового предприятия с покупателями. Он производится в наличной – деньгами или безналичной форме – кредитными картами.
Услуга розничной торговли – это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.[14]
Классификация услуг торговли и общие требования к ним установлены ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».
Услуги торговли включают:
1) реализацию товаров;
2) оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
3) информационно-консультационные услуги;
4) создание удобств покупателям.
Кроме того, процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов:
· формирование ассортимента;
· приемка товаров;
· обеспечение хранения;
· предпродажная подготовка;
· выкладка товаров;
· предложение товаров покупателю;
· расчет с покупателем;
· отпуск товара.[8]
Все эти функции отражают деятельность розничной торговли в условиях рыночной экономики. И надлежащее выполнение их является важной составляющей для успешной и выгодной торговли для обеих сторон и для государства в целом.
Безусловно, не всякое отдельно взятое розничное предприятие может обеспечить реализацию на высоком уровне всех перечисленных выше функций. Этот уровень в каждом конкретном случае во многом зависит от формы и состояния предприятия розничной торговли.
Рассмотрим классификацию форматов, применяемых сегодня в российской и в западной практике. Необходимо сразу отметить, что поскольку рынок цивилизованной розничной торговли развивается за рубежом веками, западные классификации форматов розничной торговли весьма подробны, детализированны и стройны. Наиболее подробные американские классификации включают более полутора десятков только лишь продуктовых форматов. Задача классификации форматов, используемых в России, осложняется еще и тем, что наряду с современными торговыми организациями в нашей стране, особенно на рынках малых городов, достаточно активно действуют торговые организации, сформировавшиеся еще в советское время, – этакие «осколки советской торговли».
Существует большое множество классификаций форматов розничной торговли. (табл.1)
Основные типы форматов розничной торговли.
Тип |
Описание |
Специализированные магазины |
Предлагают узкий спектр
продуктов с широким |
Универмаги, супермаркеты |
Предлагают несколько разновидностей продуктов, каждый тип товара продается в своем отделе |
Небольшие магазинчики |
Небольшие торговые заведения, располагающиеся вблизи живых кварталов |
Магазины, торгующие по сниженным ценам дискаунтеры) |
Предлагают стандартный ассортимент товаров по более низким ценам, поскольку имеют возможность устанавливать меньшую долю прибыли за счет большого оборота |
Магазины «бросовых цен» |
Закупают и продают товар по более низким ценам, чем обычные магазины. Обычно торгуют непроданными остатками, избыточными товарами и т.п. |
Фирменные магазины |
Принадлежат и управляются фирмами- производителями и продают их продукцию |
Независимые магазины |
Принадлежат частным предпринимателям, либо являются подразделениями крупных розничных корпораций |
Оптовые клубы |
Продают ограниченный ассортимент продуктов со значительными скидками своим членам, который платят ежегодные взносы. |
Супермагазины |
Направлены на более полное удовлетворение потребностей людей в постоянных покупках продуктов питания и прочих товаров. Поэтому предлагают широкий спектр дополнительных услуг – прачечные, химчистки , ремонт обуви. |
Комбинированные магазины |
Представляют собой вариант
супермаркета в сфере лекарственных
препаратов. В таких магазинах
комбинируются |
Гипермаркеты |
Занимают в среднем 20 тыс. кв.м и объединяют в себе принципы супермаркета, дискаунтера и оптовой торговли |
Выставочные залы |
Предлагают широкий |
Источник: Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть.
Исходя из вышеизложенного, вывод, что розничная торговля подразделяется на торговлю продуктами питания и торговлю потребительскими товарами. Поэтому классификацию форматов розничной торговли мы будем рассматривать в этом разрезе. Далее выделим основные формы, а также рассмотрим понятия российской розничной торговли продуктами питания.
Розничная торговля продуктами питания представляет собой конечное звено в цепочке создания стоимости продуктов питания на пути к потребителю. McKinsey & Company определяет всего восемь форм розничной торговли продуктами питания в России.(табл.2)
Основные формы российской розничной торговли продуктами питания
Форма торговли |
Описание |
Гастрономы |
Торгующие через прилавок магазины площадью менее 500 кв.м, построенные до 1991 года. |
Универсамы |
Торгующие через прилавок магазины площадью более 500 кв.м, построенные до 1991 года. |
Сельскохозяйственные рынки |
Рынки, торгующие главным образом свежими овощами и фруктами. |
Супермаркеты |
Магазины самообслуживания с 5 и более кассовыми аппаратами, в том числе гипермаркеты и магазины складского типа. |
Мини-маркеты |
Магазины самообслуживания с менее чем 5кассовыми аппаратами. |
Оптово-розничные рынки |
Торговля из контейнеров, главным образом продуктами длительного хранения. |
Киоски и павильоны |
Торгующие через прилавок магазины небольшой площади, построенные после 1992 года. |
Уличные торговцы |
Граждане торгующие на улице. |
Дадим классификации видам форм розничной торговли, возникшие в советский период:
Гастрономы – торгующие «через прилавок» (не самообслуживание) магазины площадью менее 500 кв. м, составлявшие главную форму розничной торговли в советские времена. В российских магазинах с такой формой торговли покупатели сначала выбирают продукты у прилавка, затем оплачивают товар в отдельно расположенной кассе, получают чек и в обмен на этот чек получают выбранный товар у прилавка. Та же самая система действует в описанных ниже универсамах. Система торговли через прилавок, требующая на 30–40% больше обслуживающего персонала, чем система самообслуживания, и отрицательным образом сказывающаяся на объеме реализуемой продукции, поскольку лишает покупателя доступа к товару, является самой главной причиной низкой производительности труда в этой форме торговли. Магазины, отнесенные нами к категории гастрономов, можно разделить еще на две группы: специализированные магазины, торгующие такими продуктами, как, например, молоко, хлеб или рыба, и универсальные магазины, продающие разнообразный ассортимент продовольственных товаров (часто носящие название «Продукты»).
Универсамы – торгующие через прилавок магазины площадью более 500 кв. м, которые строились в густонаселенных районах крупных городов. Универсамы играли роль универсальных продуктовых магазинов, где в одном месте можно купить все необходимые продукты (большое число товарных позиций).
Сельскохозяйственные рынки – рынки с рядами прилавков, с которых продавались свежие сельскохозяйственные продукты. Поскольку цены на сельскохозяйственных рынках подчас были в три раза выше цен в гастрономах, эта форма была недоступна для большинства населения советских времен. Однако после того как на смену искусственному ценообразованию, характерному для плановой экономики, пришло рыночное ценообразование, уровни цен на сельскохозяйственных рынках и в гастрономах выровнялись.[21]
Формы розничной торговли, появившиеся после 1992 г.:
Супермаркеты – магазины самообслуживания с пятью или более кассовыми аппаратами, включая гипермаркеты и магазины складского типа («кэш-энд-кэрри»). Торговая площадь таких магазинов обычно составляет свыше 800 кв. м.
Мини-маркеты – магазины самообслуживания с менее чем пятью кассовыми аппаратами. Их площадь обычно меньше площади супермаркетов, примерно 200–600 кв. м Расположенные преимущественно в центре городов, мини-маркеты платят высокую арендную плату и, как следствие, предлагают дорогую продукцию, которую могут себе позволить только обеспеченные слои населения.
Оптово-розничные рынки – рынки, состоящие из свободно стоящих контейнеров и киосков и продающие главным образом продукты длительного хранения как розничным, так и оптовым покупателям. Число контейнеров на одном рынке может достигать пятисот.
Киоски и павильоны – новые закрытые торговые точки, построенные из готовых конструкций, часто расположенные на тротуарах или на открытых местах вблизи станций метро. Киоски отличаются меньшими размерами, торговая площадь не превышает 10 кв. м и торгуют через окно, павильоны же имеют бульшие размеры (торговая площадь до 20–60 кв. м) и имеют вход для покупателей. Основной ассортимент реализуемой продукции включает напитки, кондитерские изделия и другие товары широкого спроса.
Уличные торговцы – граждане, торгующие главным образом продуктами длительного хранения, раскладывая их на открытых прилавках или прямо на улице.[6]
1.3. Факторы, формирующие объем и структуру оборота розничной торговли.
Факторы, воздействующие на цикличность развития экономической системы могут быть объединены в две группы экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).