Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2015 в 15:40, курсовая работа
До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.
Под тактическим планированием можно понимать средне - ориентированный перенос кадровых стратегий на конкретные проблемы управления персоналом. Планирование ведется значительно детальнее и дифференцирование фиксируются подробности кадровых мероприятий. Тактическое кадровое планирование может рассматриваться как своеобразный мостик между глобальным, долгосрочным, стратегическим кадровым планированием и оперативным планированием. Оперативный план (краткосрочный) содержит точно обозначенные цели и конкретные мероприятия, направленные на достижение этих целей, а также выделяемые материальные средства с указанием их вида, количества и времени
2.3 Содержание оперативного плана кадровой работы
Оперативный план работы с персоналом – комплекс взаимосвязанных кадровых мероприятий, направленных на реализацию конкретных целей организации и каждого работника и охватывающих планирование всех видов работы с персоналом в организации. Составляются, как правило, на год.
С производственно-экономической точки зрения кадровое планирование представляет собой оцениваемое с помощью чисто экономических и организационных критериев оптимальное соответствие между работником и его рабочим местом на определенном участке труда. Данные о рабочих местах можно получить посредством анализа рабочих мест с целью определения тех требований и нагрузок, с которыми встретится работник.
Кадровое планирование обеспечивает трудовому коллективу лучшее ознакомление с изменениями в организации, делает более понятным технико-организационные новшества, стимулирует участие в работе, открывает перспективы для собственного развития и достижения большей социальной справедливости.
Разнообразие задач, решаемых в рамках кадровой политики, приводит к тому, что кадровое планирование делится на следующие виды планирования:
- потребности в персонале;
- набора (привлечения) персонала;
- использования и сокращения персонала;
- обучение персонала;
- сохранения (удержания) кадрового состава;
- расходов на содержание персонала;
- производительности.
Все виды планирования тесно связаны друг с другом, взаимно дополняют и корректируют мероприятия, предусмотренные в том или ином плане. Для разработки всех видов планов необходимо владеть информацией о персонале, она представляет собой совокупность всех оперативных сведений, а также процессов их обработки для кадрового планирования.
Она должна отвечать следующим требованиям:
- простоты - информация должна содержать столько данных, сколько необходимо в данном случае;
- наглядности - сведения должны быть представлены таким образом, чтобы можно было быстро определить главное, избежать многословие. Для этого нужно использовать таблицы, графики, цветное оформление материала;
- однозначности - сведения не должны быть неясными, в их толковании следует следить за семантической, синтаксической и логической однозначностью материала;
- сопоставимости - сведения должны приводиться в сопоставимых единицах и относится к поддающимся сравнению объектам как внутри организации, так и вне ее;
- преемственности - сведения о кадрах, подаваемые за разные временные периоды, должны иметь одну методику подсчетов и одинаковые формы предоставления;
- актуальности - сведения должны быть свежими, оперативными и своевременными, т.е. предоставляться без опозданий.
Сведения о персонале
|
| ||
Рис. 2 Информация о персонале
Базовые данные о работниках на предприятии должны входить в ориентированную на принятие решений обширную информационную систему, которая содержит подробную характеристику на каждого работника, прежде всего его, профессионально - квалификационные возможности. Необходимо с помощью специальных анкет собирать следующую информацию:
- постоянный состав персонала (ФИО, место жительства, возраст, время поступления на работу и т.д.);
- структура персонала (квалификационная, половозрастная, удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих и т.д.);
- потери времени в результате простоев, по болезни;
- данные о продолжительности рабочего времени (работающие в одну, несколько смен, ночную смену, продолжительность отпусков);
- заработная плата рабочих, служащих.
Глава 3. Современная система управления персоналом в ОАО «ЗМЗ»
3.1 Стратегия развития системы управления персоналом
Система управления персоналом – это поиск и использование современных методик и кадровых технологий, которые позволяют более эффективно решать проблемы компетентности и мотивации персонала с одновременным изменением (сознательного) отношения персонала к труду.
Результаты в этой сфере деятельности не сразу видны. Их очень трудно измерить.
Цели этой сферы деятельности, в основном, носят социальный характер. Они, как правило, долгосрочные. И любая программа системы управления персоналом – это резерв, это развитие, это жизнеспособность и будущее завода.
Многие руководители начинают понимать, что в наше время персонал надо рассматривать как наиболее значимый ресурс, влияющий на качество продукции, на выполнение требований и удовлетворение запросов потребителей. Поэтому и руководство завода стремится найти и использовать различные пути к решению стратегических целей и удовлетворению интересов работников, принимая за основу постулат: «Работник имеющий необходимую компетентность и хорошую мотивацию – это лучшая гарантия качества и производительности».
Но прежде, чем говорить о построении эффективной системы управления персоналом, необходимо вспомнить историю развития кадровой политики - период советского времени. Был результат, плохой или хороший – можно обсуждать, но де-факто развитие происходило в различных отраслях промышленности, в том числе и в двигателестроении.
Естественно, чтобы не обманывать себя, главным в этой работе было обеспечение лояльности кадров и сохранение политической власти партии. Такая система не предполагала развития системы кадровых служб. Традиционные отделы кадров выполняли вспомогательную работу, часто техническую роль. Хотя работа с кадрами всегда была по статусу выше других функций. За эту работу отвечал секретарь парткома.
С очень быстрой динамикой развития рыночных отношений, акционерных обществ в России многие неудачи связаны с упущениями в управлении людьми.
Один из главных парадоксов в сегодняшней ситуации – нехватка специалистов по персоналу с необходимой компетентностью. Их просто не готовили.
В базах данных «Резерв» многих организаций есть экономисты, бухгалтера, юристы. Технологи и другие специалисты, а найти менеджера по персоналу стало проблемой. Образовалась пустая ниша в кадровом резерве. Наряду с этим, кадровые службы многих организаций России – это улучшенная, но все же модель старых отделов кадров, которые в основном укомплектованы не профессионалами. И любые неудачи в кадровой работе сразу дают о себе знать.
Реалии современного времени предъявляют новые требования к базовому образованию, знаниям, умениям, деловым и личностным способностям руководителей, специалистов, служащих и рабочих.
Для построения эффективной системы управления персоналом, в первую очередь, необходимо четко определить исходное состояние деятельности в этих областях и вообще их наличие, изучить существующие ключевые проблемы, установить цели и задачи, выработать стратегические пути их реализации, принципы работы в каждой области, разработать документы, регламентирующие стандарты функционирования системы управления персоналом.
Необходимо наметить и обосновать мероприятия, позволяющие получить ожидаемые результаты, перейти на плановую работу по согласованным и утвержденным программам.
Если это повысит уровень компетенции и мотивацию персонала, можно будет сказать, что мы нашли ту «золотую середину», позволяющую получить организационное поведение и трудовое отношение работников, направленное на решение стратегических целей и иметь конкурентоспособный завод.
Но построенная система управления персоналом не станет догмой, стандартом. Происходящие внешние изменения, да и изменения внутри завода совершенствуют систему управления персоналом, направляя кадровые службы на постоянный поиск новых, более эффективных подходов и способов решения тех или иных проблем.
3.2 Кадровая политика на ОАО «ЗМЗ»
3.2.1 Основные положения кадровой политики
Цель – обеспечить оптимальный баланс обновления и сохранения количественного и качественного состава персонала и его развитие в соответствии с потребностями бизнеса.
Принципы кадровой политики:
-направленность на реализацию стратегических целей бизнеса;
-организация работы с
персоналом осуществляется с
учетом баланса интересов
-повышение квалификации в соответствии с требованиями рабочего места и саморазвитие компетенций;
-регулярность и объективность
оценки персонала и
-соответствие оплаты
труда объему и сложности
-ответственность в области
управления людьми при
Основные задачи:
-обеспечение необходимым персоналом;
-поддержание высокого уровня квалификации персонала;
-создание работникам
условий для эффективной
Основными направлениями деятельности являются:
-стратегия управления человеческими ресурсами;
-планирование человеческих ресурсов;
-набор, найм, перемещение персонала;
-адаптация персонала;
-организация труда;
-стимулирование персонала;
-развитие персонала;
-совершенствование социальной сферы.
Показателями результативности и эффективности процесса являются:
-укомплектованность
-текучесть персонала;
-количество и качество обученного персонала;
-уровень позиционирования заработной платы;
-дисциплина труда.
3.2.2 Действия, направленные на совершенствование системы управления персоналом.
На ОАО «ЗМЗ» проводятся различные мероприятия с целью совершенствования системы управления персонала.
Рациональное использование персонала:
-разделение отпуска на три части;
-замораживание найма новых работников на вакансии;
-перевод работников в подразделения, где происходит рост объемов производства, работ, функций из подразделений, где наблюдается спад;
-распределение функций
на период отсутствия
-увеличение фонда
-увольнение работников, совершивших прогул, хищение;
-пересмотр технико-
-ужесточение норм
-реструктуризация с
В результате происходит:
1. Снижение штатной численности.
2. Снижение потерь рабочего времени в человеко-днях на 2%.
3. Увеличение трудовой выработки в норма часах на 20%.
Обеспечение компетентности персонала:
- проведение курсов (ПЭК, КЦН, освоение смежных и вторых профессий) для рабочих;
- оценка РСС;
- проведение курсов по управленческой и профильной подготовке для РСС;
- организация обучения в ВУЗах;
- развитие филиала НГТУ;
- развитие лабораторий: ДВС, гидропневмоприводов, электроприводов, промэлектроники;
- создание станочной мастерской;
- создание мультимедиа-
- проведение конкурсов: «Золотые руки», «Молодой руководитель», научно-технические;
- отбор лучших специалистов
в оперативный и
- разработка моделей должностей высшего звена управления и начальников цехов;
- разработка личных планов
развития руководителей и
- заключение договоров
с ПЛ-81, ЗАМТ о подготовке по
необходимым рабочим
- создание системы «Школа-
- проведение конференций, семинаров, тренингов;
- отбор на ключевые вакансии по конкурсу;
- заключение целевых договоров со студентами.
Результатом данных мероприятий стало:
1. Аттестация руководителей и специалистов;
2. Внутризаводское обучение персонала;
3. Обучение в ВУЗах без отрыва от работы;
4. Увеличение доли работников, имеющих высшее образование до 19%;
5. Подготовка оперативного резерва специалистов;
6. Подготовка стратегического резерва специалистов.
Поддержание высокого уровня качества жизни:
- дифференциация ЕТС и
схемы должностных окладов с
учетом темпа роста
- установление стоимости
1 разряда ЕТС не ниже
- покупка жилья для специалистов в рассрочку на несколько лет;
- оказание материальной
помощи при чрезвычайных
- оплата обучения специалистов;
- реализация программы «Здоровье»;
- реализация программ «Молодежь», «Женщины», «Старшее поколение», «Участники боевых сражений»;
- повышение уровня организации
проведения государственных
- целевая финансовая, организационно-методическая
помощь образовательным, медицинским,
культурным учреждениям и
- расширение секций
- участие и развитие
профессионального мастерства
Информация о работе Анализ системы управления персоналом на примере предприятия ОАО «ЗМЗ»