Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2015 в 15:40, курсовая работа
До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.
В результате этих мероприятий наблюдается:
1. Средняя заработная
плата растет с учетом
2. Количество работников имеющее среднюю заработную плату до 5000 рублей минимально (в 2007г. – 300);
3. Средний возраст персонала 39 лет;
4. Количество работников до 30 лет – 39%;
5. Количество работающих пенсионеров – 6%;
6. Текучесть персонала в 2007г. не более 5;
7. Количество нарушителей дисциплины труда значительно уменьшилось (2007г. – 0,6 на 100 чел.)
Развитие коммуникаций с каждым работником:
- проведение собеседования с руководителями подразделений по обзору сделанного, сравнение фактического состояния дел с ожидаемым, обсуждение планов на будущее;
- доведение неискаженной
и своевременной информации по
целям и задачам развития
- замена устаревших лозунгов и наглядной агитации;
- ежемесячный выпуск бюллетеня «Персонал»;
- организация часовой «прямой линии»;
- прием по личным вопросам;
- организация ежегодных
выездных семинаров со
В результате данных мероприятий происходит:
1. Улучшение процесса
обмена информацией между
2. Обеспечение однозначного понимания сообщений.
Создание благоприятного морального климата:
- Мониторинг признаков
неблагополучия (увеличение ошибок,
заболеваемости, снижение показателей
качества работы, текучести кадров,
появление конфликтов и
- проведение семинаров, тренингов по управлению временем, изменениями, по развитию карьерных навыков работы и саморегуляции;
- вовлечение работников в формирование целей, задач развития завода и их реализации;
- вовлечение работников
в процессы с предоставлением
возможности выдвигать идеи и
предложения по
- оценивать деятельность
работника и распределять
- в случае срывов, нарушений производить поиск причин, а не виновных;
- собеседование с работниками по изменению их сознания в том, что недобросовестная работа угрожает интересам развития завода и их собственным;
- исключение появления конфликтов из-за мелочей;
- выявление и вовлечение неформальных групп со своими лидерами в решение задач;
- проведение совещаний коротко и результативно.
В результате происходит изменение культуры через:
- эффективность;
- приверженность;
- качество;
- лидерство;
- командную работу;
- организационное обучение;
- усвоение и принятие ценностей и норм.
3.3 Анализ системы управления персоналом Автоматного цеха ОАО «ЗМЗ»
Оценивая трудовой потенциал Автоматного цеха ОАО «ЗМЗ», проанализируем один из важнейших показателей, характеризующий производственные возможности цеха - это численность промышленно-производственного персонала.
Таблица 1
Динамика численности состава кадров по категориям работающих по признаку участия в управленческом или производственном процессе
2006г. |
2007г. |
Темп роста, % | |
рабочие |
249 |
245 |
-1,6 |
руководители |
18 |
13 |
-27,7 |
специалисты |
15 |
23 |
+53,3 |
служащие |
2 |
2 |
0 |
Итого: |
284 |
283 |
-0,35 |
По результатам можно сделать следующие выводы:
Общая численность относительно стабильная, наблюдается уменьшение численности на 0,35 %. Данное уменьшение произошло из-за сокращения численности персонала.
Показатель численности по категориям недостаточен для полной характеристики трудового потенциала. Охарактеризуем его с качественной стороны: по полу, по возрасту, по стажу работы на предприятии, по уровню образования.
Таблица 2
Структура персонала цеха по половому признаку
2006г. |
2007г. | |||
Мужчины |
108 |
38% |
112 |
40% |
Женщины |
176 |
62% |
171 |
60% |
Всего: |
284 |
100% |
283 |
100% |
В цехе преобладают женские рабочие места, их удельный вес составляет 60%. Относительные доли мужчин и женщин за последние 2 года немного изменились: доля мужских рабочих мест увеличилась на 5%, а женских уменьшилась соответственно.
Таблица 3
Структура персонала по возрасту
(количество человек и удельный вес в %)
2006г |
2007г. | |||
До 30 лет |
110 |
39% |
114 |
41% |
От 30 до 40 лет |
58 |
20% |
55 |
19% |
От 40 до 55 лет |
111 |
39% |
103 |
36% |
Старше 55 |
5 |
2% |
11 |
4% |
Итого: |
284 |
100% |
283 |
100% |
Средний возраст работающих 37 лет. Наблюдается небольшое увеличение числа работников моложе 30-летнего возраста, а возрастная группа от 30 до 40 лет уменьшилась. Численность персонала от 30 до 50 лет стабильна.
Таблица 4
Структура персонала по стажу работы на предприятии
(количество человек и удельный вес в %)
2006г. |
2007г. | |||
До 1г. |
33 |
7,8% |
41 |
6,5% |
1-15 лет |
171 |
72,3% |
156 |
73,5% |
15-25 лет |
36 |
8,1% |
43 |
8% |
Свыше 25 |
44 |
11,8% |
43 |
12% |
Итого: |
284 |
100% |
283 |
100% |
73,5% от всего числа работающих имеют стаж от 1 до 15 лет. Стаж позволяющий говорить о профессиональном мастерстве работающих и о стабильности коллектива.
Таблица 5
Структура персонала по уровню образования
(количество человек и удельный вес в %)
2006г. |
2007г. | |||
Высшее |
28 |
10% |
33 |
12% |
Средне-профессиональное |
70 |
25% |
71 |
25% |
Начальное профессиональное |
59 |
21% |
50 |
18% |
Среднее образование |
96 |
34% |
99 |
35% |
Неполное среднее образование |
31 |
10% |
30 |
10% |
Итого: |
284 |
100% |
283 |
100% |
Анализируя структуру персонала Автоматного цеха по уровню образования можно сделать вывод о стремительном росте числа работников, имеющих высшее образование (на 5 %).
Следует отметить, что 33 работника цеха обучаются в высших учебных заведениях без отрыва от производства (на очно - заочных и заочных отделениях).
За 2007 год прошли обучение на курсах целевого назначения, повысили квалификацию, прошли обучение на вторую профессию, обучены вновь и прошли переподготовку 97 человек, что составляет 34% общего количества работающих цеха.
Данный анализ трудового потенциала позволяет сделать вывод о том, что руководство завода, цеха ориентировано, в основном, на интенсивный путь развития производства, поскольку руководствуется принципом наращивания мощностей производства при меньшей численности. Такой подход себя оправдывает, об этом можно судить из экономических показателей за последние два года.
Анкетирование
В производстве проводилось анкетирование на тему «Вовлеченность персонала в деятельность по улучшению». Вопросы анкеты были сформулированы таким образом, чтобы определить отношения работников по таким факторам, как морально-психологический климат в коллективе, наличие лишних рабочих на участке, причины конфликтных ситуаций.
Подготовка персонала (рабочих)
В производстве проводится обучение рабочих:
- по безопасности труда;
- обучение требуемой профессии для производства;
- повышение квалификации;
- поддержание необходимого уровня квалификации (курсы целевого назначения).
С учетом ротации руководителей проведено дополнительное обучение 3-х групп по изучению документации СМК.
Оценка знаний работников проводится как по экзаменационным билетам, так и по тестам.
Задачи на 2008 год. В плане подготовки персонала необходимо предусматривать опережающее обучение для замены работников, выработавших стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение. В настоящее время в производстве трудится 51 человек в возрасте от 50 до 60 лет.
4. Совершенствование системы
управления человеческими
4.1 SWOT-анализ управления человеческими ресурсами в ОАО «ЗМЗ»
Cильные стороны
- Полная поддержка изменений со стороны директора завода
- Высокий уровень знаний и профессионализма ИТР
- Создание резерва молодых перспективных специалистов
Слабые стороны
- Отсутствует программа адаптации новых сотрудников на рабочем месте
- Отсутствует программа работников к пенсии
- Недостаточная ротация и мобильность персонала
- Сильно выражена корпоративная политика
Возможности
- Разработка и внедрение
программы адаптации новых
предприятии
- Разработка и внедрение
программы адаптации
- Разработка плана прохождения производственной практики на ОАО «ЗМЗ» студентами НГТУ и других учебных заведений
- Разработка системы
Угрозы
- Возможность сопротивления
части сотрудников
- Конкуренция со стороны
других возможных работодателей
(других промышленных
- Недостаточная мотивация персонала к труду и обучению
4.2 Разработка стратегии
управления человеческими
4.2.1 Разработка стратегии организационной культуры
Система отношений, лежащая в основе организационной культуры, - это те важнейшие отношения, которые формируют и определяют поведенческие нормы и рабочее поведение членов организации. Это, например, такие отношения, как отношение руководства к работникам, отношение работников к руководству, отношение персонала к работе, отношение работников к клиентам и т.п. Поведенческие нормы - это те требования (как зафиксированные в документах, так и негласные) к поведению работников, которые воспринимаются ими как некий свод правил, определяющих, каким должно быть "правильное", "должное" поведение членов организации в тех или иных стандартных ситуациях. Например, быстрое и качественное обслуживание клиентов, безоговорочное исполнение приказов и распоряжений руководства, помощь и сотрудничество в командной работе и т.п. Действия и поведение работников, направленные на достижение конкретных результатов или выполнение порученных заданий. Это наблюдаемые проявления организационной культуры, ее внешняя сторона, но именно по действиям и поведению работников мы можем судить о том, каково в целом состояние организационной культуры, способствует ли она эффективной работе организации, успешному проведению изменений, поддерживает ли выработанную стратегию развития или нет.
Список некоторых рычагов улучшения организационной культуры
- Эффективность – схемы
оплаты на основе результатов
труда или уровня
- Приверженность – программа
по улучшению системы
- Качество – программы всеобщего качества.
- Обслуживание потребителей
– программы заботы о
- Командная работа – построение команды, управление ее эффективностью, командное вознаграждение.
- Организационно обучение
– шаги по приумножению
- Ценности – усвоение,
принятие и приверженность
4.2.2 Разработка программ адаптации
Рекомендации по внедрению мероприятий по адаптации персонала к завершению профессиональной деятельности
Основная цель: достойная старость работникам ОАО «ЗМЗ».
Основные направления в работе:
1. Социальная адаптация работников предпенсионного возраста:
- анализ наличия пенсионеров в структурных подразделениях;
- установление правил и норм поведения для работающих пенсионеров;
- организация и проведение анкетирования работников по вопросам социальной адаптации;
- создание службы психологов;
- организация работы курсов для работников предпенсионного возраста;
- организация наставничества с целью передачи опыта ветеранов молодым работникам;
- привлечение пенсионеров к консультативной работе;
- привлечение пенсионеров к преподавательской работе;
- заключение договоров с пенсионерами, оставленными на работе по инициативе администрации;
- изготовление буклетов о действующих на заводе Положениях и пенсионном законодательстве.
2. Пропаганда и сохранение духовного наследия машиностроителей.
3. Привлечение пенсионеров к активной работе по воссозданию и пропаганде истории завода, его подразделений, города:
- привлечение пенсионеров к патриотическому воспитанию молодежи;
- организация работы с трудовыми династиями.
4. Формирование и внедрение "пакета гибких льгот" для работников предпенсионного возраста и пенсионеров:
Информация о работе Анализ системы управления персоналом на примере предприятия ОАО «ЗМЗ»