Анализ текучести кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении текучести кадров на предприятии.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
изучение кадровой политики на предприятии
понятие и причины текучести кадров
рассмотрение управления процесса текучести кадров
изучение видов текучести кадров

Содержание работы

1.Введение 3
2.Главная часть 5
2.1.Кадровая политика на предприятии 5
2.2. Понятие и причины текучести кадров 8
2.3. Управление процессом текучести кадров 10
2.4. Виды текучести кадров 15
2.5. Анализ текучести кадров на предприятии 16
2.6. Методы снижения уровня текучести кадров 19
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
3.1. Выводы и предложения 22
3.2.Список литературы 25

Файлы: 1 файл

курсовая работа Анализ текучести кадров.docx

— 38.42 Кб (Скачать файл)

курсовая работа Анализ текучести кадров

Содержание

1.Введение 3

2.Главная часть 5

2.1.Кадровая политика на  предприятии 5

2.2. Понятие и причины  текучести кадров 8

2.3. Управление процессом  текучести кадров 10

2.4. Виды текучести кадров 15

2.5. Анализ текучести кадров  на предприятии 16

2.6. Методы снижения уровня  текучести кадров 19

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

3.1. Выводы и предложения  22

3.2.Список литературы 25

1.Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что производство каждой страны и каждой отрасли зависит  от ряда факторов. Сфера образования, как и любая другая отрасль  народного хозяйства, существует в  прямой зависимости от этих факторов. Одним из важнейших факторов, влияющих на уровень производительности труда, а, следовательно, и эффективности  производства, являются кадры (персонал) предприятия.

Кадры – наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность  предприятия зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы  прироста вырабатываемой продукции, использование  материально-технических средств.

То или иное использование  кадров прямым образом связано с  изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода.

Цель данной работы заключается  в изучении текучести кадров на предприятии.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

изучение кадровой политики на предприятии

понятие и причины текучести  кадров

рассмотрение управления процесса текучести кадров

изучение видов текучести  кадров

анализ текучести кадров на предприятии

изучение методов снижения текучести кадров на предприятии

Предметом данной работы является оценка текучести кадров на предприятии.

Объектом исследования является ООО «ЛесСтройИнвест» работает в  отрасли сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий.

При выполнении данной работы использовались научные и учебно-методические работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Артеменко  В.Г., Виханский О.С., Глазов М.М., Ефимова  О.С. и других авторов.

2.Главная часть

2.1.Кадровая политика на  предприятии

Кадровое планирование –  система подбора квалифицированных  кадров, имеющая своей целью обеспечить потребность организации в необходимом  количестве специалистов в конкретные временные рамки. План по трудовым ресурсам разрабатывается с целью произвести расчёты относительно служащих, которые  потребуются организации и профессиональной структуры, которая будем необходима в данный период. Следует также  принять решение об источниках потенциального набора, установить и поддерживать контакты для обеспечения того, чтобы  потребности организации и потенциальное  вознаграждение за труд денежное или  моральное были известны будущему составу  служащих.

Каждая организация использует кадровое планирование явно или не явно, некоторые организации проделывают  в этом плане серьёзные исследования, другие ограничиваются поверхностным  вниманием в отношении планирования персонала. Одна из главных задач  планирования персонала – это  направить имеющиеся цели планы  организации в конкретные потребности  в квалифицированных служащих, то есть работников из планов организации  и определить время в которое  они будут затребованы. И как  только эти потребности будут  определены в рамках кадрового планирования, необходимо составить планы достижения этих потребностей. Недобросовестное выполнение и тем более вовсе  проигнорированное кадровое планирование способно спровоцировать серьёзные  проблемы в самое короткое время. С помощью эффективного кадрового  планирования можно укомплектовать вакантные места и уменьшить  текучесть кадров, оценивая возможности  карьеры специалистов в пределах компании.

Реформа предприятия предполагает наряду с достижением других целей  эффективное распределение и  использование занятых на предприятии  работников то есть рационализацию их численности. При этом необходимо определять максимально допустимую численность  работников на предприятии, при которой  может быть обеспечено выполнение принятой стратегии развития предприятия  и фактически избыток (дефицит) численности  работников к моменту начала реализации данной стратегии.

Управление персоналом как  и любым сложным процессом  невозможно без использования необходимых  для этого инструментов: взаимосвязанных  экономических, организационных и  социально – психологических  методов, обеспечивающих эффективность  трудовой деятельности в соответствии с требованиями производства. Руководитель, стремящийся эффективно управлять  предприятием всегда заинтересован  в специалистах выполняющих свои обязанности с наибольшей отдачей.

Максимально полное использование  трудового потенциала работников любого предприятия ключевой фактор для  успешной деятельности в условиях рыночных отношений. Кадровое планирование способно оказать значительную поддержку  стратегическому процессу планирования предприятия при обеспечении  средствами для достижения желаемых результатов.

Управление людьми – одна из самых сложных и одновременно существующих подсистем каждого  производственного процесса. Система  мер способствующая эффективному использованию  персонала организации, фирмы, учреждения, не может быть однонаправлено сводящейся с каким – либо отдельным мероприятием. Работа с кадрами тогда принесёт успех, когда она будет системой и неразрывной во времени. Управление кадрами будет наиболее эффективным если этот процесс разделить на отдельные задачи являющиеся составной частью кадровой политики организации.

Структура кадровой политики имеет два основных аспекта функциональный и организационный. В функциональном отношении подразумевается следующие  важные элементы: определение общей  стратегии, планирование потребностей предприятия в персонале с  учётом существующего кадрового  состава, привлечение, отбор и оценка персонала, повышение квалификации персонала, построение и организация  работ, в том числе определение  рабочих мест, функциональных и технологических  связей между ними, содержание и  последовательности выполнения работ, условий труда, политика заработной платы и социальных услуг.

В организационном отношении  кадровая политика охватывает всех работников и все структуры, подразделения  на предприятии, которые несут ответственность  за работу с персоналом.

Кадровое планирование должно отвечать на следующие вопросы: сколько  работников, уровень квалификации, когда и где будут необходимы (планирование потребности в персонале), каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал (планирование, привлечение  или сокращение штатов), каким образом  можно использовать работников в  соответствии с их способностями (планирование, использование кадров), каким образом  можно целенаправленно содействовать  повышению квалификации кадров и  приспосабливать их знания к изменяющимся требованиям (планирование кадрового  развития), каких затрат потребуют  планируемые кадровые мероприятия (расходы по содержанию персонала).

Основные задачи кадрового  планирования: разработка процедуры  кадрового планирования, увязка кадрового  планирования с планированием организации  в целом, проведение в жизнь решений  способствующих успешному осуществлению  стратегии организации, содействие организации выявлении главных  кадровых проблем и потребности  при стратегическом планировании, улучшение  обмена информации по персоналу между  всеми подразделениями организации. Кадровое планирование включает в себя: прогнозирование перспективных  потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям), изучения рынка труда (рынка квалифицированной  рабочей силы), анализ системы рабочих  мест организации, разработка программ и мероприятий по развитию персонала. При осуществлении кадрового  планирования организация преследует следующие цели: получить и удержать людей нужного качества и в  нужном количестве, наилучшим образом  использовать потенциал своего персонала, быть способной предвидеть проблемы возникающие из – за возможного избытка или нехватки персонала.

Поскольку кадровое планирование неразрывно связано с другими  процессами планирования, протекающими в организации, временные рамки  кадрового планирования должны соотносится  с аналогичными характеристиками планирования в организации.

Организационные планы часто  квалифицируются следующим образом: краткосрочные (от 0 до 2-х лет), среднесрочные (от2-х до 5 лет), долгосрочные (более 5 лет). Организации необходимо составлять планы на каждый из этих периодов, для  более успешного ведения предпринимательской  деятельности.

2.2. Понятие и причины  текучести кадров

Основная причина текучести  — недовольство работников своим  положением. В частности, речь идет о неудовлетворенности заработной платой, условиями и организацией труда; нерешенности социальных проблем; отдаленности работы от дома; отсутствии условий для отдыха, детских учреждений; неуважительном отношении со стороны  руководства, не оправдавшихся притязаниях, неустойчивости служебного положения  и невозможности сделать карьеру. Таким образом, текучесть кадров связана не только с социальной и  бытовой неустроенностью, но и со сложностями самореализации или  самоутверждения. В Японии в 85% случаях  мотивом увольнения является несовместимость  работника и организации в  целом.Факторы, вызывающие движение персонала, разнообразны, имеют разные источники, сила их влияния различна, изменчива  и зачастую трудно поддается количественной оценке.

Их можно разделить  на три группы:

факторы, возникающие на самом предприятии (величина заработанной платы, условия труда, уровень автоматизации  труда, перспектива профессионального  роста и т.п.);

личностные факторы (возраст  работников, уровень их образования, опыт работы и т.п.);

факторы, внешние по отношению  к предприятию (экономическая ситуация в регионе, семейные обстоятельства, появление новых предприятий  и т.п.).

В свою очередь, в каждой из этих групп можно выделить факторы, отличающиеся по силе и характеру  их влияния на мобильность работников.Обстоятельства, обусловливающие текучесть кадров, могут быть полностью управляемыми (условия труда и быта), частично управляемыми (удовлетворенность коллективом, взаимоотношениями, формами мотивации) неуправляемыми (природно-климатические  факторы).

Целенаправленно воздействуя  на первые и вторые, можно существенно  снизить текучесть. Для этого  применяются различные меры: технические (совершенствование техники и  технологии, улучшающие условия труда); организационные (нахождение каждому  работнику наиболее соответствующего ему места, поскольку, например, при  ощущении невостребованности и перегруженности  текучесть увеличивается); социально-психологические (предоставление дополнительных льгот  и гарантий, улучшение внутреннего  климата); культурно-бытовые (повышение  уровня медицинского обслуживания).

Замечено, что предварительный  инструктаж снижает текучесть кадров, а ощущение невостребованности или  перегруженности ее увеличивает. Снижает  текучесть кадров уверенность работника, что он может воздействовать на производственные процессы. Сотрудники добросовестнее и с большим внутренним желанием выполнят ту или иную работу, если сами в полной мере будут отвечать за нее, получат возможность довести ее до конца. Удовлетворенность приносит свобода в выборе темпа и очередности выполнения задания, возможность внесения в процесс своего, нового.Для управления процессами текучести кадров огромное значение имеет сбор и анализ информации о них. Считается целесообразным в первую очередь собирать сведения об общем числе уволившихся; уволившихся женщинах; лицах в возрастных категориях до 18 лет, 19–30 лет, старше 50 лет; о работниках с низкой и высокой квалификацией; со стажем работы менее 3 и более 10 лет; с профессиональным, высшим и средним специальном образованием.

Существенно отличается интенсивность  текучести в группах работников с разным стажем на предприятии. После  трех лет работы на предприятии происходит резкое снижение интенсивности текучести.Последнее  обстоятельство связано как с  фактором возраста, так и с проблемами адаптации. Кроме того, немаловажным является то, что у поступающего работника могут возникнуть необоснованные ожидания по отношению к будущей  работе. Это может объясняться  и низкой информированностью кандидата, и тем, что наниматель, стремясь выгоднее представить свое предприятие, может  завысить положительные моменты  и занизить трудности работы в  компании.

2.3. Управление процессом  текучести кадров

Основой управления движением  персонала является установление закономерностей  процесса текучести кадров. Знание этих закономерностей делает возможным  определение наиболее эффективных  управленческих воздействий.

Зависимость интенсивности  текучести кадров от социально-демографических  характеристик настолько существенна, что пренебречь ею нельзя. Знания закономерностей  влияния личностных характеристик  работника на его склонность к  перемещениям позволяет, во-первых, прогнозировать количество увольнений и, во-вторых, находить пути смягчения отрицательного воздействия  названных факторов. Известен, к  примеру, опыт определения будущего уровня текучести кадров в зависимости  от времени пребывания работников на предприятии.Подробное изучение текучести  кадров осуществляется с помощью  специальных обследований в двух направлениях:

1) для создания общего  портрета увольняющихся (на основе  сведений о поле, возрасте, семейном  положении, числе детей, общем  и профессиональном образовании,  стаже, тарифном разряде, инвалидности, заработанной плате за последние  несколько месяцев);

2) для изучения причин  ухода, в качестве которых могут  выступать неиспользование по  специальности, неудовлетворенность  работой, условиями и режимом  труда, заработком, невозможность  учиться, плохие отношения с  администрацией и с коллегами,  рождение ребенка, отсутствие  мест в детских учреждениях,  длительные поездки. В крупных  организациях данные о текучести  целесообразно анализировать по  профессиям, подразделениям, должностям, причинам, возрастным группам уволившихся.  Углубленный анализ можно проводить  раз в год, а количественную  оценку по подразделениям —  ежемесячно. Это позволяет уточнить причины и своевременно предусмотреть мероприятия по закреплению кадров.

Поэтапно приведение уровня текучести к приемлемому значению можно представить в частности  через возможность планирования предстоящих увольнений, увязки процессов  увольнения с процессами найма, помощи увольняемым работникам. Для решения  этих и других вопросов, которые  будут обозначены после, необходимо исходить из конкретной ситуации на предприятии. Рассматриваемая ниже методика предполагает упорядоченную поэтапную деятельность, осуществление которой следует  возложить непосредственно на кадровую службу предприятия. Вся деятельность по управлению текучестью кадров в  рамках общего управления персоналом можно представить в виде следующих  последовательных стадий:

Информация о работе Анализ текучести кадров