Анализ управления мотивации персонала на ЗАО «Пеплос»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ системы мотивации персонала предприятия на примере ЗАО «Пеплос».
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
рассмотреть теории и современные формы мотивации персонала;
изучить понятие «мотивация персонала» и раскрыть сущность;
проанализировать систему мотивации персонала на примере предприятия ЗАО «Пеплос»;
сделать выводы.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала 5
1.1 Сущность и содержание мотивации персонала 5
1.2 Теории мотивации 8
1.3 Мотивационные стратегии и методы 19
2. Анализ управления мотивации персонала на ЗАО «Пеплос» 27
2.1 Краткая характеристика предприятия 27
2.2 Анализ эффективности мотивации персонала на ЗАО «Пеплос»………… 28
2.3 Основные направления совершенствования мотивации персонала
на ЗАО «Пеплос» 35
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

удалова мотивация.docx

— 539.12 Кб (Скачать файл)

 

Единственным исключением выступают немногочисленные ситуации, когда внутренняя привязанность к работе превалирует над финансовыми соображениями. Деньги могут вызывать положительную мотивацию при определенных условиях, но Херцберг прав, что неизменная систематическая плата может и демотивировать. Чтобы эффективно использовать деньги как мотиватор и избегать их воздействия как демотиватора, следует: платить конкурентную зарплату для привлечения и удержания специалистов; давать такую зарплату, которая отражает стоимость работы для компании на основах справедливости; связать плату с качеством исполнения или результатом, чтобы награда была соизмерима с усилиями работника; работник уверен, что его усилия будут поощрены соответствующей наградой.

Зарплата — это не единственная форма поощрения, возможны самые разнообразные поощрения. Например, в преуспевающих западных фирмах (приводим неполный перечень возможных поощрений):

  • хорошим работникам, как правило, каждые полгода увеличивается заработная плата;
  • премия за выслугу лет через 5, 10 и более лет;
  • принятие отделом кадров на себя личных забот и проблем сотрудников. это, например, банковские кредиты, которые не удалось возвратить, другие долги, различные проблемы с детьми, помощь при болезни и других проблемах, — в этих случаях фирма бесплатно предоставляет юридическую помощь;
  • страхование жизни и здоровья;
  • повышение в должности без изменения заработной платы;
  • оплата расходов на бензин и ремонт личного автомобиля;
  • высшему руководству фирм, проработавшим 10—15 лет и внесшим личный вклад в развитие организации, предоставляется оплаченный отпуск от 6 месяцев до года, который используется для путешествий, написания мемуаров; и т. п.

Видный английский психолог Дж. Браун утверждает, что отсутствие информации о результатах собственной работы часто становится причиной инфантильности. «Психологи, — пишет он, — доказали без всяких сомнений, что и человек, над чем-либо работающий, воспринимает как стимул, если его информируют о том, в каком состоянии находится его работа». Рядом исследований подтверждено, что информирование исполнителя о результатах его труда повысило эти результаты на 12—15%. Большинство людей хочет знать, каких результатов они достигают своей работой. Каждая благодарность, награда, денежная премия и тому подобное действует тем эффективнее, чем меньший отрезок времени отделяет заслуживающий награждение поступок от полученного поощрения. Менеджер должен уметь выразить свою признательность работнику именно тогда, когда он ее заслужил. Это следует сделать сразу, чтобы вызванные у работника приятные эмоции ассоциировались с качественным и своевременным выполнением работы. [11, С. 59]

Мотивирование через саму работу использует внутренние стимулы интереса к работе, чувства удовлетворения от процесса работы, от возможности проявить свои способности, собственные силы при принятии решений и выполнении производственных задач.

Поощрение достижений сотрудников мотивирует их к улучшению дальнейшей деятельности, если это поощрение разнообразно: сама система зарплаты устроена так, что связывает награду с достижениями, а также требуется поощрение людей через повышение их ответственности и самостоятельности (внутренняя награда) и создания возможности повышения статуса, продвижения в карьере (внешняя награда). Поощрения мотивируют лишь тогда, когда они заслужены и человек сознает это. И они обесцениваются, если раздаются и получаются незаслуженно «налево и направо».

Важное значение имеет личность и стиль управления руководителя.

Ограничение отрицательных факторов предполагает минимизацию отрицательных гигиенических факторов, которые выделил Херцберг: это несправедливая система оплаты; плохие условия работы; неадекватный надзор; неоправданно ограничивающие или бюрократические практики; и др.

Руководитель должен иметь в виду две цели: 1) снизить уровень неудовлетворенности подчиненных, улучшив положение с регуляторами мотивации, и 2) увеличить уровень удовлетворенности, усилив главные мотиваторы (которые реально увеличивают выделение энергии у подчиненных) (таблица 1.2). [13, С. 9]

 

Таблица 1.2 - Регуляторы мотивации

1. Рабочая среда

2. Вознаграждения

3. Безопасность

Удобное рабочее место

Низкий уровень шума

Эргономика, дизайн

Столовая

Чистота

Хорошие физические

условия работы

Хорошая зарплата,

справедливое вознаграждение

по результатам

работы (премии,

акции, дивиденды от

прибыли)

Социальные блага

(жилье, медобслужива-

ние, детсады, санатории,

спорт и культурный

отдых, оплаченное

питание; и пр.)

Ощущение своей принадлежности,

нужности

для фирмы

Уважение, признание,

одобрение со стороны

коллег и руководителя

Хорошие отношения в

коллективе

Главные мотиваторы

Главные мотиваторы

4. Личный рост

5. Чувство причастности

6. Интерес и вызов

Возможности для обучения

Возможность карьеры

Рост ответственности и

влияния

Возможность экспериментирования,

творчества,

самовыражения

Ощущение полезности

своей работы

Информированность о

делах, планах, перспективах

фирмы

Интерес и учет руководством

личных мнений

работников

Совместное принятие

решений

Интересная работа

Усложняющаяся работа,

требующая роста

мастерства

Возрастающая ответственность

Соревновательный эффект

(быть лучше другого)

Постановка трудных

интересных трудовых

целей


 

В общем виде выделяют следующие методы стимулирования результативности труда:

  1. Экономические методы (денежные поощрения либо наказание в виде лишения премий, штрафов).
  2. Целевой метод (постановка перед подчиненным конкретных и ясных трудовых целей повышает его активность).
  3. Метод расширения и обогащения работ («Расширить работу — это значит дать работнику больше работы того же типа, тогда как для обогащения труда ему поручают «более сложную» или «более высокого порядка работу», более разнообразную, значимую, самостоятельную и т. п.). 4) Метод соучастия или привлечения работников (партисипативный стиль) (работники участвуют в совместном принятии решений, что повышает их активность и удовлетворенность работой).

Результативность работы подчиненных зависит также от психологического климата в трудовом коллективе и стиля управления, применяемого руководителем.

Принято выделять два основных подхода к воздействию на поведение людей. Д.Мак Грегор назвал их «теория X» и «теория Y». [13, С. 20]

«Теория X» — это авторитарный тип управления, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю.

Теория «Y» основана на демократическом стиле: делегирование полномочий, обогащение содержания работы, улучшение взаимоотношений, партисипативное решение проблем и признание того, что мотивация людей происходит на основе сложной совокупности психологических потребностей и ожиданий.

Теории X и Y основываются на двух полярных воззрениях на человеческое поведение.

Поведение личности, на котором базируется теория X, характеризуется следующими основными чертами: человек изначально не любит работать и будет избегать работы, поэтому его следует принуждать, контролировать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, избегает ответственности.

Противоположное поведение личности состоит в том, что работа для человека — естественное состояние и потребность, внешний контроль не главное и не единственное средство воздействия для достижения целей организации, человек может осуществлять самоконтроль, самоуправление, стремится к ответственности, склонен к самообразованию и изобретательности — это основа типа управления Y. Личности, психологический тип поведения которой определен как X, необходим авторитарный стиль управления, и наоборот, поведение по типу Y требует более демократического управленческого воздействия. Практическим развитием этой теории явилась разработка различных стратегий проектирования и организации труда с учетом «расширения работы», «обогащения труда», вовлечения работника в процесс обсуждения, анализа и принятия решений. Последнее получило название партисипативностъ.

Под «расширением работы» понимается увеличение «горизонтальной нагрузки» на работника, т. е. увеличение работы того же типа.

«Обогащение труда» предполагает выполнение более сложной работы, которая дает возможность раскрыть потенциал личности и усиливает содержательный аспект. Обогащение труда представляет наиболее распространенный подход менеджеров для повышения результативности работы. Этот метод базируется на двухфакторной теории Херцберга. Участие, или вовлечение, работников (партисипативностъ) рассматривается также как один из факторов роста результативности, мотивации труда и производительности. Менеджеры в США и в других развитых странах прибегают к партисипативным стратегиям в следующих случаях:

  • когда возрастает зрелость работников, что делает целесообразным прибегать к децентрализации ответственности при принятии решений;
  • для того, чтобы обеспечить лучшее понимание решений, повысить их действенность и реализацию (японцы принимают решения относительно медленнее, но они значительно лучше реализуют принятые решения);
  • при создании механизма профессионального роста работников и руководителей низшего звена;
  • чтобы повысить активность предложений по «нововведениям».

В 1981 г. Оучи предложил еще подход — теорию Z, которая использует особенности японского стиля управления. [4, С. 49]

Развитие систем мотивации и анализ опыта японских предприятий привели к формированию двух основных типов управления А и Z. Тип А — американская типичная организация, которая является бюрократической по структуре. Такая организация основана на индивидуализме и конкуренции, что часто сопровождается отчуждением и недостаточной производительностью. Организация типа Z является американской разновидностью японской организации. Она более органична, адаптивна, характеризуется более высоким уровнем сотрудничества и производительности. Характеристика обоих типов организаций приводится в таблице 1.3. [4, С. 51]

 

Таблица 1. 3 - Два абстрактных типа организационного управления

Тип А

Тип Z

Найм на короткий срок

Индивидуальное принятие решений

Индивидуальная ответственность

Частая оценка работы и продвижение

Конкретная формализованная

оценка

Специализированная карьера

Частичная забота о людях

Найм на длительный срок

Коллективное принятие решений

Индивидуальная ответственность

Нечастая оценка работы и продвижение

Неявная, неформализованная процедура

оценки

Неспециализированная карьера

Всесторонняя забота о людях


 

Подход к управлению по теории Z предполагает, что партисипативность является основой роста производительности. Для нее характерна философия «доверие, такт и близость». Теория Z рассматривает не только структуру организации, но и философские подходы, стиль управления. В этом смысле теория Z — более зрелый и развитой вариант теории Y.

За рубежом десятки миллионов человек работают по скользящему графику рабочего дня (СГР). При режиме работы, предположим, с 8 до 17 часов работник может прийти на работу в диапазоне с 8 до 10 часов в любое время, а покинуть работу с 15 до 17 часов также в любое время; с 10 до 12 часов и с 14 до 15 часов обязательно находиться на месте. Обед — 30 минут с 12 до 14 часов в любое время. При такой системе человек получает право распоряжаться своим временем — это огромный стимул, не требующий каких-либо затрат и дающий большой эффект.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ЗАО «ПЕПЛОС»

 

2.1 Краткая характеристика предприятия

 

Чебаркульская швейная фабрика ЗАО «Пеплос» специализируется на пошиве мужских костюмов.

На основании решения технического совещания Челябинского швейного треста от 24 апреля 1968 года и приказа Министра легкой промышленности РСФСР от 27 апреля 1968 года Челябинским филиалом Ленинградского конструкторского – технологического бюро швейной промышленности был разработан проект строительства швейной фабрики в городе Чебаркуль. Возглавила строящуюся фабрику Валентина Максимовна Шелевестер. 1 октября 1970 года фабрика принята была в эксплуатацию.

С 2002 года фабрика «Пеплос» производит костюмы двух торговых марок, отличающихся ценовым диапазоном – это собственно Peplos и MajesticLegate. С сентября 2005 года на фабрике введена вторая смена.

Численность сотрудников фабрики составляет более 650 человек. Годовой объем производства составляет более 150000 единиц. Ежедневно на фабрике шьется 500 костюмов и 300 брюк.

В 2010 году швейной фабрике «Пеплос» исполняется 40 лет. На сегодняшний день в России насчитывается уже 50 фирменных магазинов (от Поволжья до Западной Сибири). Представительства «Пеплоса» есть в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске.

Генеральный директор – Захарчук Валерий Георгиевич.

 

 

 

2.2 Анализ эффективности мотивации персонала на ЗАО «Пеплос»

 

Материальная мотивация персонала. Система оплаты труда на предприятии организована в соответствии со структурой предприятия. Имеется штатное расписание, утвержденное руководителем предприятия. Оно является основанием для приема на работу.

Информация о работе Анализ управления мотивации персонала на ЗАО «Пеплос»