Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа
Каждая компания находится в определенной среде, где наравне с ней действуют другие социально-экономические единицы. Деятельность организации будет осуществляться только тогда, когда в среде будут для этого более или менее благоприятные условия. Для разработки стратегии антикризисного менеджмента важна как внутренняя, так и внешняя среда, потому-то зачастую причины кризисов кроются именно во внешней среде.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Внешняя и внутренняя среда…………………………………………………..5
1.1. Анализ и оценка внутренней среды……….………………………………...5
1.2. Анализ внешней среды……………………………………………….…….10
1.2.1. Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)…………………….14
1.2.2. Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия)…………………18
2. Внешние и внутренние причины возникновения кризисов на предприятии……………………………………………………………………...23
3. Разработка и реализация антикризисной стратегии предприятия…………27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Менеджмент организации
Анализ влияния внутренних и внешних факторов. Возникновение кризисов на предприятии.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Внешняя и внутренняя среда…………………………………………………..5
1.1. Анализ и оценка внутренней среды……….………………………………...5
1.2. Анализ внешней среды…………………………
1.2.1. Внешняя микросреда (среда
прямого воздействия)…………………….
1.2.2. Внешняя макросреда (среда
косвенного воздействия)…………………
2. Внешние и внутренние
причины возникновения
3. Разработка и реализация антикризисной стратегии предприятия…………27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Каждая компания находится
в определенной среде, где наравне
с ней действуют другие социально-экономические
единицы. Деятельность организации
будет осуществляться только тогда,
когда в среде будут для
этого более или менее
До 60-70-х гг. ХХ века основное
внимание уделялось внутренней среде,
и лишь с этого времени начало
уделяться внимание внешней среде.
Вначале использовался
Помимо того, что внешние условия влияют на внутреннюю среду организации, они еще определяют ее потенциал. Дело в том, что ресурсы и материалы, которые необходимы для производства товаров и услуг, организация получает из внешней среды, т. е. существует система постоянного обмена, которая является источником существования фирмы. Однако любая компания имеет пределы использования ресурсов. Это происходит из-за наличия на рынке конкуренции. Недостаток ресурсов может привести к кризису и другим негативным последствиям. Причем такая опасность существует постоянно, так как на связи организации с внешней средой влияют многие факторы. Для этого и проводится оценка среды бизнеса, чтобы определить оптимальное соотношение элементов обмена и наладить такие связи со средой, которые позволили бы ей обеспечивать эффективное осуществление своей деятельности и поддерживать такое состояние в долгосрочном периоде.
Однако одних данных о внешней среде недостаточно для разработки стратегии фирмы и обеспечения эффективного уровня управления. При наличии проблем во внутренней среде предприятие не сможет поддерживать стабильное производство. Поэтому важно комплексное рассмотрение факторов внешней и внутренней среды.
Исследование внешней среды проводится в первую очередь для определения тех угроз и опасностей, которые могут навредить внутренней среде организации. Конечно, предугадать все варианты развития ситуации невозможно, однако это поможет разработать хотя бы примерный план действий в кризисной ситуации.
Основное различие современного и старого взгляда на внешнюю среду заключается в том, что прежде условия, окружающие организацию, считались неуправляемыми, их можно было лишь принимать как должное в развитии рынка. Однако в настоящее время эта точка зрения изменилась. Теперь организация не только должна наблюдать за изменениями условий внешней среды, но и адаптироваться к ним, изменяя свою внутреннюю структуру в соответствии с появлением угроз извне; она является как бы реакцией на внешнюю среду. Этот подход широко используется в формировании антикризисной стратегии многих российских и зарубежных фирм.
1.1. Анализ и оценка внутренней среды
Целью анализа внутренней среды фирмы является выявление слабых и сильных сторон в ее деятельности. Чтобы воспользоваться внешними возможностями, фирма должна иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних достоинств и недостатков, в стратегическом планировании называется управленческим обследованием. Оно представляет собой процесс исследования внутренней среды фирмы, предназначенный для выявления ее стратегических преимуществ и недостатков в бизнесе.
С целью обследования рекомендуется в процессе стратегического планирования изучить пять функциональных областей хозяйственной деятельности: маркетинг; финансы; производство; персонал; культуру и имидж фирмы.
Рассмотрим эти области.
1. Маркетинг. Данный анализ охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализации продукции и включает следующее:
• стратегию продукта;
• стратегию ценообразования;
• стратегию продвижения продукта на рынке;
• выбор рынков сбыта и систем распределения продукции.
При обследовании процессов маркетинга выделяются следующие объекты анализа:
• доля рынка и конкурентоспособность продукции фирмы;
• разнообразие ассортимента и качество продукции.
• рыночная демографическая статистика (выявление влияния демографических изменений, возрастной или половой структуры на изменение потребностей);
• послепродажное и предпродажное обслуживание населения;
• эффективность сбыта, рекламы и продвижения товаров;
• прибыль от различных товаров и услуг;
• концентрация продаж на нескольких продуктах или нескольких покупателях;
• эффективность каналов сбора информации о рынке;
• жизненный цикл продуктов фирмы и возможность расширения продаж;
• каналы распределения: количество, охват, контроль;
• имидж и репутация товаров;
• ценовая политика, гибкость в установлении цен;
• возможность обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать наши конкуренты;
• подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса, и в какой мере.
2. Производство. Важным элементом
анализа достоинств и
• Может ли фирма производить товары или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты?
• Какой доступ имеет
фирма к новым материалам, зависит
ли она от единственного или
• Является ли производственный аппарат фирмы современным, хорошо ли он обслуживается?
• Направлена ли политика закупок на снижение величины материальных запасов и времени изготовления заказа (длительности производственного цикла);
• Обладает ли фирма эффективной системой контроля качества?
С этой целью анализируются
все стадии производственного процесса,
эффективность использования
3. Финансы. Анализ финансового
состояния является важнейшим
этапом стратегического
К преимуществам финансового
анализа можно отнести
• анализ финансовой деятельности позволяет выявить источники проблем;
• многие тенденции в финансовой деятельности носят устойчивый характер, что легко отразить в стратегическом планировании;
• финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить проблемы не только на качественном, но и количественном уровне;
• состояние финансов отражает положительные и отрицательные стороны хозяйствования.
Финансовый контроль имеет следующие недостатки:
• на результаты финансового
анализа может оказывать
• быстрые изменения в технологии, рынках и экономике часто делают финансовый анализ бесполезным;
• разрыв между временем проведения финансового анализа и временем возникновения финансовой ситуации бывает достаточно большим, что не позволяет в ряде случаев принять своевременные меры по оздоровлению финансов;
В процессе финансового анализа кроме выявления резервов изучается следующее:
• возможность получения краткосрочных и долгосрочных кредитов;
• возможность использования альтернативных финансовых стратегий;
• величина капитала фирмы, его структура в сравнении с отраслевыми показателями и показателями конкурентов;
• структура и величина налогов;
• работа с собственниками имущества фирмы, инвесторами и акционерами;
• эффективность контроля за издержками;
• эффективность эккаунтинга.
При проведении финансового анализа могут применяться как универсальные, так и специальные методики.
4. Персонал. Кадровый анализ
предусматривает выявление
Изучение кадрового потенциала позволяет выявить ряд проблем, которые могут быть устранены средствами стратегического планирования.
Анализ должен дать ответ на следующие вопросы:
• Какова подготовка и компетентность руководства фирмы?
• Насколько эффективна и конкурентоспособна система стимулирования труда в фирме?
• Как обеспечивается преемственность руководящих кадров?
• Насколько эффективна система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров?
• Есть ли текучесть кадров среди ведущих руководителей и специалистов?
• Какова эффективность системы расстановки, оценки и продвижения кадров?
• Можно ли улучшить работу фирмы путем участия работников предприятия в управлении?
• Насколько понимают и разделяют цели и задачи фирмы ее сотрудники?
5. Культура и имидж
фирмы. Сюда входят
Культура и имидж
Насколько удачными являются культура и образ фирмы, можно судить по ответам на следующие вопросы:
• Была ли фирма последовательна в реализации стратегии деятельности?
• Каково лицо фирмы среди других фирм в данной отрасли?
• Привлекает ли фирма известных специалистов?
• Насколько соответствуют товары и услуги фирмы ее рекламе?
После получения ответов на эти вопросы выявляются сильные и слабые стороны в работе с кадрами, определяются проблемы, требующие немедленного внимания со стороны высшего руководства в стратегическом планировании.
1.2. Анализ внешней среды
Один из основных “инструментов” менеджмента - системный подход - предписывает истоки проблем, возникающих в работе организации, искать в первую очередь за ее пределами, во внешней среде. И действительно, многие “внутренние” проблемы наших предприятий вызываются “внешними” причинами - несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды для предприятия невозможно переоценить. Именно она “заставляет” искать свою “нишу” в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру предприятия, направления его развития.