Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа
Каждая компания находится в определенной среде, где наравне с ней действуют другие социально-экономические единицы. Деятельность организации будет осуществляться только тогда, когда в среде будут для этого более или менее благоприятные условия. Для разработки стратегии антикризисного менеджмента важна как внутренняя, так и внешняя среда, потому-то зачастую причины кризисов кроются именно во внешней среде.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Внешняя и внутренняя среда…………………………………………………..5
1.1. Анализ и оценка внутренней среды……….………………………………...5
1.2. Анализ внешней среды……………………………………………….…….10
1.2.1. Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)…………………….14
1.2.2. Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия)…………………18
2. Внешние и внутренние причины возникновения кризисов на предприятии……………………………………………………………………...23
3. Разработка и реализация антикризисной стратегии предприятия…………27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния.
Внешние факторы влияния
- условия, которые организация не
может изменить, но должна постоянно
учитывать в своей работе: профсоюзы,
правительство, экономические условия.
Если говорить о числе внешних
факторов, на которые организация
вынуждена реагировать, то если на нее
давят государственные
Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать.
Управленческий аппарат фирмы обычно стремится ограничить учет действия внешнего окружения в первую очередь теми факторами, от которых решающим образом зависит эффективность деятельности фирмы на конкретном этапе. Принятие решений зависит от широты охвата информации о состоянии внешней среды и действии ее различных факторов. Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы.
Придерживаясь в целом принятой в менеджменте классификации можно предложить следующую классификацию прямого и косвенного воздействия:
- Характер и состояние рыночных отношений
- Хозяйственные факторы фирмы
- Регулирование предпринимательской деятельности
- Общеэкономические
- Общеполитические
Первые две категории факторов относятся к факторам прямого воздействия, последние три – к факторам косвенного воздействия.
Внешнюю среду можно охарактеризовать следующими качествами:
- взаимосвязанность факторов;
- сложность;
- подвижность;
- неопределенность.
Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других.
Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
Под сложностью внешней среды
понимается число факторов, на которые
организация обязана
Подвижность среды – скорость,
с которой происходит изменение
в окружении организации. Внешняя
среда не постоянна, в ней все
время происходят изменения. Многие
исследователи указывали, что окружение
современных организаций
Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности этой информации.
Изменения, которые происходят
на мировых товарных рынках и в
мировом хозяйстве в целом, непосредственным
образом сказываются на хозяйственной
деятельности отдельных фирм, использующих
различные средства, формы и методы
приспособления к внешней среде.
В каждой стране они многовариантны,
что зависит от конкретных экономических
условий, традиций, степени ориентации
на внешний рынок и многих других
факторов. Именно анализ внешней среды,
основанный на многовариантных расчетах
рентабельности и эффективности
производства отдельных видов продуктов
и деятельности фирмы в целом,
дает возможность учитывать
Анализ внешней среды требует постоянного внимания со стороны менеджеров, поэтому он осуществляется на основе изучения большого объема информации и требует конкретизации для принятия правильных и своевременных решений.
Анализ внешней среды
- процесс, предназначенный для контроля
внешних факторов среды с целью
определения перспективных
Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду - среду прямого
влияния на предприятие,
- макросреду, влияющую на
предприятие и его микросреду.
Она включает природную,
1.2.1. Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)
Внешняя среда организации прямого воздействия – это поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты и другие факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.
Упрощенно внешняя микросреда фирмы показана на рис.3 как система ее (фирмы) материальных, финансовых и информационных связей.
Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации:
- поставщики ресурсов (сырье, материалы, финансы), оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;
- государственные органы (организация обязана соблюдать требования органов государственного регулирования, то есть принудительного выполнения законов в сферах компетенции этих органов);
- потребители (согласно точки зрения Питера Друкера цель организации - создать потребителя, поскольку ее существование и выживание зависит от способности находить потребителя, результатов своей деятельности и удовлетворять его запросу);
- конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремление обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке;
- трудовые ресурсы - часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, необходимых для участия в процессе труда.
Поставщики
С точки зрения системного подхода организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран может бы выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность. Всех поставщиков можно разделить на несколько групп – поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов.
Законы и государственные органы
Многие законы и государственные учреждения влияют на организации. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организаций может вести свои дела и какие налоги должна платить. Как бы ни относилось руководство к этим законам, ему приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращении бизнеса.
Как известно, государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое — через законодательные акты. Так, например, высокие ставки налогов существенно ограничивают активность фирм, их инвестиционные возможности и толкают к сокрытию доходов. Наоборот, снижение ставок налогов способствует привлечению капитала, приводит к оживлению предпринимательской деятельности. И таким образом, с помощью налогов государство может осуществлять управление развитием нужных направлений в экономике.
Потребители
Известный специалист по управлению
Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации,
выделял, по его мнению, единственную
подлинную цель бизнеса – создание
потребителя. Под этим понимается следующее:
само выживание и оправдание существования
организации зависит от ее способности
находить потребителя результатов
ее деятельности и удовлетворять
его запросы. Значение потребителей
для бизнеса очевидно. Все многообразие
внешних факторов находит отражение
в потребителе и через него
влияет на организацию, ее цели и стратегию.
Необходимость удовлетворения потребностей
покупателей влияет на взаимодействия
организации с поставщиками материалов
и трудовых ресурсов. Многие организации
ориентируют свои структуры на крупные
группы потребителей, от которых они
в наибольшей мере зависят. Важное значение
приобретают в современных
Конкуренты
Влияние на организацию такого
фактора как конкуренция
Трудовые ресурсы
Влияние на организацию имеют уровень образования, квалификация и этика, личные качества (самостоятельность, ответственность за выполняемую работу) персонала. Выделяют самостоятельный вид профессиональных специалистов-менеджеров – управляющих персоналом – главной целью которых, является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации.
1.2.2. Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия)
Внешняя среда организации косвенного воздействия – это политические факторы, факторы демографического, природного, научно-технического характера, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события и другие факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них.
Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы.
Рассмотрим некоторые из них: