Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:13, курсовая работа
Целью данного проекта является исследование теоретической базы для изучения внешней и внутренней среды компании, определение ключевых компонентов обеих средах и предоставление методик для их изучения.
Задачи исследования:
изучить основные понятия темы (организация, внешняя среда, внутренняя среда);
рассмотреть сущность анализа внешней среды;
рассмотреть принципы изучения внутренней среды;
применить основные методы изучения среды на конкретной организации (в нашем случае ОАО «РЖД»);
Введение 3
1 Теоретико-методологические основы изучения среды организации 5
1.1 Основные понятия и принципы внутренней среды организации 5
1.2 Внешняя среда организации как совокупность макроокружения и непосредственного окружения 7
1.3 Методологические основы изучения внутренней и внешней среды организации 13
2 Анализ методов изучения внутренней и внешней среды ОАО «РЖД» 24
2.1 Характеристика ОАО «РЖД» 24
2.2 Изучение внутренней среды ОАО «РЖД» методом SWOT-анализа 27
2.3 Изучение внешней среды ОАО «РЖД» методом PEST-анализа 30
3 Формирование рекомендаций по устранению выявленных проблем 33
3.1 Выявленные проблемы в процессе изучения внутренней и внешней среды 33
3.2 Формирование рекомендаций по развитию ОАО «РЖД» 34
Заключение 36
Список использованной литературы: 37
Дальнее (косвенное) окружение организации иначе называют макроокружением. К нему относятся элементы, находящиеся вне сферы непосредственного влияния организации. Эти элементы, в свою очередь, оказывают косвенное влияние на организацию, в основном через факторы (элементы) непосредственного окружения.
Схематически среда косвенного влияния (макроокружение) представлено на рис. 1.3.
Рисунок 1.3 – Среда косвенного воздействия
Макроокружение организации можно разделить на следующие составляющие:
Оценить влияние макроокружения на деятельность организации можно, изучив по ряду параметров следующие элементы макроокружения:
Ближнее (непосредственное) окружение иначе называют деловой средой компании. Оно имеет свойство непосредственно влиять на деятельность организации, поэтому говорят, что оно состоит из факторов прямого воздействия на организацию. Также существует обратная связь между организацией и ее деловой средой, т.е. организация, в свою очередь, может влиять на свое непосредственное окружение.
Среда микроокружения изображена на рис. 1.4.
Рисунок 1.4 – Микроокружение или ближнее окружение
К ближнему окружению относятся те элементы, отношения с которыми регламентируются двусторонними договорами, соглашениями или обязательствами по законодательству:
Внешнюю микросреду организации можно схематически представить как систему ее (фирмы) материальных, финансовых и информационных связей (рис. 1.5).7
Рисунок 1.5 - Схема внешних связей организации
с факторами микросреды
Изучение внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды прямого и косвенного воздействия. Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся возможности.
Анализ среды позволяет
Угрозы и возможности могут
проявляться в следующих
Изучение внутренней среды охватывает следующие вопросы:
кадровые:
организационные:
маркетинговые:
финансовые:
организационной культуры:
Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, фирма должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление изучая внешнюю и внутреннюю среду, концентрирует внимание на выяснении того какие угрозы и какие возможности они таят в себе для фирмы. Но только знать не достаточно, надо уметь выработать стратегию противостояния угрозам. Для изучения этих вопросов существуют определенные приемы.
Для решения задач по выявлению угроз и возможностей разработаны определенные приемы анализа среды.
Применяемый для анализа среды метод SWOT9 (аббревиатура составлена из первых букв английского алфавита: strength - сила, weakness - слабость, opportynity - возможность и treat - угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозам и возможностями.
Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегий организации.
Сначала, с учетом конкретной ситуации,
в которой находится
Таблица 1.3 – Матрица SWOT
Матрица SWOT |
Возможности 1. 2. 3. |
Угрозы 1. 2. 3. |
Сильные стороны 1. 2. 3. |
П О Л Е
«СИВ» |
П О Л Е
«СИУ» |
Слабые стороны 1. 2. 3. |
П О Л Е
«СЛВ» |
П О Л Е
«СЛУ» |
Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.
На пересечении разделов образуются четыре поля:
СИВ (сила и возможности);
СИУ (сила и угрозы);
СЛВ (слабость и возможности;
СЛУ (слабость и угрозы).
На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.
В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу возможностей, которые появились во внешней среде.
Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз.
Наконец, для пар, находящихся в поле «СЛУ», организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.
Для успешного проведения методологии SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, насколько важным для организации является в стратегии ее поведения учет каждой из выявленных угроз и возможностей.
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (табл.1.4):
Таблица 1.4 – Матрица возможностей
Матрица возможностей |
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние |
Высокая вероятность |
ПОЛЕ «ВС» |
ПОЛУ «ВУ» |
ПОЛЕ «ВМ» |
Средняя вероятность |
ПОЛЕ «СС» |
ПОЛЕ «СУ» |
ПОЛЕ «СМ» |
Низкая вероятность |
ПОЛЕ «НС» |
ПОЛЕ «НУ» |
ПОЛЕ «НМ» |
Вертикальное поле матрицы: степень влияния возможности на деятельность организации (сильное влияние, умеренное влияние, малое влияние).
Горизонтальное поле матрицы: вероятность того, что из возможностей организация сможет использовать (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность).
Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют равное значение для организации.
Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое практическое значение для организации, и их надо обязательно использовать.
Возможности же, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания организации. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.
Для оценки угроз составляется следующая матрица (табл.1.5):
Таблица 1.5 – Матрица угроз
Матрица угроз |
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» |
Высокая вероятность |
ПОЛЕ «ВР» |
ПОЛЕ «ВК» |
ПОЛЕ «ВТ» |
ПОЛЕ «ВЛ» |
Средняя вероятность |
ПОЛЕ «СР» |
ПОЛЕ «СК» |
ПОЛЕ «СТ» |
ПОЛЕ «СЛ» |
Низкая вероятность |
ПОЛЕ «НР» |
ПОЛЕ «НК» |
ПОЛЕ «НТ» |
ПОЛЕ «НЛ» |
Вертикальное поле матрицы: возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»).
Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды организации