Анализ внешней и внутренней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие «предпринимательская среда»…………………………………..…4
2.Анализ внутренней среды………………………………………………….…6
3.Анализ внешней среды…………………………………………………….….8
3.1 Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)………………….….10
3.2 Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия)………………….12
4. Методы анализа внутренней и внешней среды организации ……………15
4.1 SWOT- анализ………………………………………………………………15
4.2 SNW – анализ……………………………………………………………….18
4.3 PEST – анализ………………………………………………………………19
4.4 Профиль среды………………………………………………………………20
4.5 Метод взвешивания каждого фактора…………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………....

Файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.docx

— 111.71 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Понятие «предпринимательская  среда»…………………………………..…4

2.Анализ внутренней среды………………………………………………….…6

3.Анализ внешней среды…………………………………………………….….8

3.1 Внешняя микросреда (среда  прямого воздействия)………………….….10

3.2 Внешняя макросреда (среда  косвенного воздействия)………………….12

4. Методы анализа внутренней  и внешней среды организации  ……………15

4.1 SWOT- анализ………………………………………………………………15

4.2 SNW – анализ……………………………………………………………….18

4.3 PEST – анализ………………………………………………………………19

4.4 Профиль среды………………………………………………………………20

4.5 Метод взвешивания каждого  фактора…………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы……………………………………………………………....23 

Введение

Любая организация находится  и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций  возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация  не сможет получить нужные ресурсы  из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом  для достижения ее целей, и тем  самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Первоначальная внешняя  среда организации рассматривалась  как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее  время приоритетной является точка  зрения о том, что для того, чтобы  выжить и развиваться в современных  условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней  среде путем адаптации своей  внутренней структуры и поведения  на рынке, но и активно формировать  внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней  среде угрозы и потенциальные  возможности. Это положение легло  в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами  в условиях высокой неопределенности внешней среды.

 

 

  1. Понятие «предпринимательская среда»

В менеждменте под предпринимательской  средой понимается наличие условий  и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют  принятия управленческих решений, направленных на их устранение, либо на приспособление к ним. Среду любой организации  принято рассматривать, как состоящую  из двух сфер: внутреннюю и внешнюю. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду (рабочую, или непосредственное окружение, или среду косвенного воздействия) и макросреду (общую, или непосредственное деловое окружение, или среду прямого воздействия).

     Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.

      Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

 Однако набор этих  факторов и оценка их воздействия  на хозяйственную деятельность  различны у каждой фирмы. Обычно  предприятие в процессе управления  само определяет, какие факторы  и в какой степени могут  воздействовать на результаты  его деятельности в настоящий  период и в будущей перспективе.  Выводы проводимых исследований  или текущих событий сопровождаются  разработкой конкретных средств  и методов для принятия соответствующих  управленческих решений. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. Изучение рабочей среды предполагает анализ тех составляющих внешнего окружения, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии, это: покупатели, поставщики, конкуренты, кредиторы, акционеры. Анализ внутренней среды направлен на определение потенциала организации и, как правило, проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал, структура управления.

Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом  рынка — две ступени в иерархии управления жестко связаны между  собой диалектическим единством  внешней и внутренней среды фирмы. Внешняя среда фирмы выступает  как нечто заданное, внутренняя среда  фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Основные цели, которые  ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике — прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. 

  1. Анализ внутренней среды

Внутренняя среда организации  – это ситуационные факторы внутри организации. Менеджер формирует и  изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.

 Внутренние переменные  – это ситуационные факторы  внутри организации. Поскольку  организации представляют собой  созданные людьми системы, то  внутренние переменные в основном  являются результатом управленческих  решений. Это, однако, вовсе не  означает, что все внутренние  переменные полностью контролируются  руководством. Часто внутренний  фактор есть нечто «данное», что  руководство должно преодолеть  в своей работе. Управленческий  механизм ориентирован на достижение  оптимального взаимодействия всех  уровней управления и функциональных  областей управления для наиболее  эффективного достижения намеченных  целей. Основные переменные в  самой организации, которые требуют  внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и  люди.

 Цели - конкретные, конечные  состояния или желаемый результат,  которого стремится добиться  группа, работая вместе. Основной  целью работы большинства организаций  является получение прибыли. Прибыль  это ключевой показатель организации. 

Структура организации представляет собой логическое взаимоотношение  уровней управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение  между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая  позволяет наиболее эффективно достигать  цели организации. В ней реализуются  различные требования к совершенствованию  системы управления, находящие выражение  в тех или иных принципах управления.

Задачи - определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным  способом в заранее определенные сроки. Задачи непрерывно усложняются  по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими  объемами ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и др.

Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:

  • производство;
  • маркетинг и материально-техническое снабжение (МТС);
  • НИОКР;
  • финансовое управление, бухучет и отчетность;
  • общее управление.

Такое деление на сферы  деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и  производственной организационной  структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны  основными информационными потоками в управлении предприятием.

     Глубокий и  тщательный анализ внутренней  среды является необходимой предпосылкой  принятия управленческих решений.  Экономическая информация – это  конкретное выражение происходящих  внутри фирмы процессов. Без  такой информации и ее анализа  невозможно эффективное функционирование  и развитие производственно-сбытовой  деятельности фирмы. 

  1. Анализ внешней среды

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных  условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних  условий и факторов, действующих  в окружении предприятия и  влияющих на различные сферы его  деятельности Внешняя среда зависит  от внешних и внутренних факторов влияния.

Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно  учитывать в своей работе: профсоюзы, правительство, экономические условия. Сложность внешней среды - число  факторов, на которые организация  обязана реагировать.

Управленческий аппарат  фирмы обычно стремится ограничить учет действия внешнего окружения в  первую очередь теми факторами, от которых  решающим образом зависит эффективность  деятельности фирмы на конкретном этапе. Принятие решений зависит от широты охвата информации о состоянии внешней  среды и действии ее различных  факторов. Классификация факторов внешней  среды вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь  в целом принятой в менеджменте  классификации можно предложить следующую классификацию прямого  и косвенного воздействия:

  •   Характер и состояние рыночных отношений
  •   Хозяйственные факторы фирмы
  •   Регулирование предпринимательской деятельности
  •   Общеэкономические
  •   Общеполитические

Первые две категории  факторов относятся к факторам прямого  воздействия, последние три –  к факторам косвенного воздействия.

Внешнюю среду можно охарактеризовать следующими качествами

  • взаимосвязанность факторов;
  • сложность;
  • подвижность;
  • неопределенность.

Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения  взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение  одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение  любой внутренней переменной может  сказываться на других, изменение  одного фактора внешнего окружения  может обусловливать изменение  других.

Подвижность среды – скорость, с которой происходит изменение  в окружении организации. Внешняя  среда не постоянна, в ней все  время происходят изменения.

Неопределенность внешней  среды является функцией количества информации, которой располагает  организация по поводу конкретного  фактора, а также функцией уверенности  этой информации.

Изменения, которые происходят на мировых товарных рынках и в  мировом хозяйстве в целом, непосредственным образом сказываются на хозяйственной  деятельности отдельных фирм, использующих различные средства, формы и методы приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны, что зависит от конкретных экономических  условий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и многих других факторов. Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных расчетах рентабельности и эффективности  производства отдельных видов продуктов  и деятельности фирмы в целом, дает возможность учитывать конкретные условия внешней среды путем  применения гибких форм связей между  всеми функциями управления и  влиять непосредственно на весь хозяйственный  цикл НИОКР – производство –  сбыт.

Анализ внешней среды  требует постоянного внимания со стороны менеджеров, поэтому он осуществляется на основе изучения большого объема информации и требует конкретизации для  принятия правильных и своевременных  решений.

Внешнюю среду подразделяют на:

-          микросреду - среду прямого влияния  на предприятие, которую создают  поставщики материально-технических  ресурсов, потребители продукции  (услуг) предприятия, торговые  и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные  учреждения, страховые компании;

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды организации