Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ внешней среды организации направленной на совершенствование и улучшения положения дел на предприятии.
В соответствии с данной целью поставлены задачи:
- проанализировать, и выявить основные элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации;
- определить содержание и характеристику роли прогнозирования в деятельности организации;
- охарактеризовать и обосновать факторы внешней среды и их влияние на работу организации;
- также проанализировать организацию взаимодействия с субъектами внешней среды;
ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - 5 -
1.1 Понятия и основные элементы внешней среды организации - 5 -
1.2 Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды организации - 6 -
1.3 Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды организации - 8 -
Роль прогнозирования в деятельности организации - 12 -
1.5 Факторы и субъекты внешней среды, и их влияние на работу организации - 13 -
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОАО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЭЛЕКТРОДНЫЙ ЗАВОД» - 22 -
2.1. Общая характеристика предприятия - 22 -
2.2. Основные виды выпускаемой продукции и их характеристика - 24 -
2.4 Кадровая политика - 29 -
2.5 Основные потребители продукции завода - 31 -
2.6 Основные конкуренты - 33 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 35 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. - 37 -
СОДЕРЖАНИЕ
Определение факторов внешней среды и степени их воздействия на организацию не играли значительной роли в российской социально-экономической и политической истории. Это объясняется тем, что в течение семи десятилетий, предшествующих происходящему рыночному переходу, предпринимательская деятельности была запрещена законом и подавлялась коммунистической идеологией.
Вообще в годы СССР этого и не надо было делать, так как наша страна являлась почти закрытой системой. Все предприятия работали только по государственному плану, который «сбрасывался» сверху.
Актуальность темы исследования.
После перехода России к рыночным отношениям, стало образовываться большое количество предприятий. И основной задачей этих организаций стало выживание в такой среде, которая наблюдается у нас в стране. Эта среда стала подвижной и неопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям приходится обращать внимание и считаться со всеми факторами внешней среды. Но нашим менеджерам и руководителям российских компаний трудно справиться с этой задачей. А объясняется это тем, что история современного предпринимательства и переходного периода российской экономики по сравнению со стабильной ситуацией в других странах наиболее короткая.
В настоящее время у нас стали вплотную подходить к проблеме выживания организаций во внешней среде и смягчению воздействия факторов внешней среды.
Ещё одна проблема – это нехватка научных трудов для менеджеров, направленных непосредственно на российскую экономику с её особенностями. И поэтому нашим менеджерам приходится обращаться к трудам иностранных коллег.
Цель и задачи исследования.
Целью данной курсовой работы является анализ внешней среды организации направленной на совершенствование и улучшения положения дел на предприятии.
В соответствии с данной целью поставлены задачи:
- проанализировать, и выявить основные элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации;
- определить содержание
и характеристику роли
- охарактеризовать и
обосновать факторы внешней
- также проанализировать организацию взаимодействия с субъектами внешней среды;
Объектом исследования – предприятие ОАО «Челябинский Электродный Завод».
Предметом исследования являются современные рыночные отношения в постиндустриальных экономических системах, характеризующиеся доминантной ролью сферы производства в структуре экономики и формирующей новый тип взаимосвязи и взаимозависимости отраслей и сфер производства.
Внешняя среда – окружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном.
Внешняя среда организации включает такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, значимые по отношению к операциям организации.
Внешнюю среду характеризуют следующие характеристики:
1) Взаимосвязанность факторов - это уровень
силы, с которой изменение одного фактора
воздействует на другие факторы (пример:
изменение цены на нефть приводит к изменению
цен на бензин и, следовательно, на транспортные
расходы всех организаций. Это в свою очередь
приводит к повышению цен на продукты
питания, а значит - к снижению уровня жизни
населения и его покупательной способности;
2) Сложность внешней среды - это число
факторов, на которые организация обязана
реагировать (для целей своего выживания),
а также уровень вариативности каждого
из этих факторов.
3) Подвижность среды - это скорость,
с которой происходят
4) Неопределенность внешней
Среда прямого воздействия внешней среды – это непосредственное окружение организации, оно формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации.
При рассмотрении влияния на организацию внешнего окружения важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.
Итак, к элементам прямого воздействия внешней среды организации относятся:
1) Поставщики осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы.
Поставщики - очень сильный
фактор. От качества поставщиков (комплексный
показатель) зависит жизнеспособность многих организаций.
2) Законы и государственные органы влияют
на организацию, так как каждая организация
имеет определенный правовой статус, являясь
единоличным владением, компанией, корпорацией
или некоммерческим объединением.
Деятельность организации подпадает под множество
правовых ограничений, которые устанавливает
государство через законы: она имеет определенный
статус - ОАО, ГУП, ООО, ЗАО, ЧП и многое
другое, она действует в соответствии
с налоговым законодательством.
Как бы организация не относилась к законодательству,
она должна придерживаться законов. Состояние
законодательства часто характеризуется
не только его сложностью, но и подвижностью,
иногда неопределенностью и противоречивостью.
Помимо прочего, организация должна выполнять
не только федеральные законы, но и требования
различных государственных органов - Госкомимущество,
Госстандарт, Санэпидемнадзор, Пенсионный
Фонд и многих других. Дополнительно усложняют
деятельность организации постановления
местных органов управления, число которых
непрерывно множится. Они также заметно
влияют на деятельность организации через
лицензирование некоторых видов деятельности,
давая разрешение на выбор места для офиса,
для магазина, для гостиницы, устанавливая
тарифы на телефон, на электроэнергию
и много другое.
3) Потребители. Существование организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.
По мнению многих специалистов
в области менеджмента, единственно
подлинная цель бизнеса - создавать потребителя.
Фирма существует и тем более процветает
до тех пор, пока есть потребитель, пока
она удовлетворяет его потребности. Это
утверждение справедливо не только для
бизнеса. Основная цель государства - оказывать
услуги своим гражданам по обеспечению
территориальной целостности, по обеспечению
их прав и свобод и многое другое. То, что
граждане являются потребителями и заслуживают
к себе соответствующего отношения, к
сожалению, иногда не очевидно в повседневных
соприкосновениях с государственной бюрократией.
Тем не менее, в период выборов использование
рекламы и личных встреч с избирателями
служит ясным указанием на то, что кандидаты
в будущие хозяева кабинетов рассматривают
граждан как потребителей услуг государственных
организаций.
4) Конкуренты. Это один из внешних факторов,
влияние которого невозможно оспаривать.
Руководство каждой организации четко
понимает, что если не удовлетворять нужды
потребителей так же эффективно, как это
делают конкуренты, то долго на рынке товаров
или услуг не просуществуешь. Иногда не
потребители, а именно конкуренты (качеством
своей продукции и своими затратами на
их производство) определяют, какие продукты
деятельности организация сможет продать
и по какой цене.
Следует понимать, что потребители - не
единственный объект соперничества организаций.
Они ведут борьбу за влияние на все факторы
внешней среды - трудовые ресурсы, материалы,
капитал, за право на использование новых
технологий.
Однако есть примеры и взаимодействия
конкурентов. Так для защиты американского
рынка от Японии три конкурирующие автомобильные
американские компании - Дженерал Моторс,
Форд, Крайслер - разработали стандарт,
устанавливающий единые требования к
системам качества своих поставщиков
- QS-9000.
Факторы внешней среды косвенного воздействия внешней среды организации обычно не влияют на деятельность организаций так же заметно, как факторы внешней среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их.
Среда косвенного воздействия
обычно сложнее, чем среда прямого
воздействия. Прогнозируя ее воздействие
на организацию, руководство, как правило,
не располагает достоверной
Итак, к элементам косвенного воздействия внешней среды организации относятся:
1) Технология (как состояние научно-технического прогресса) в качестве внешнего фактора отражает уровень научно – технического развития, который воздействует на организацию. Технология, как внутренний переменный и внешний фактор, имеющий большое значение для организации.
Технологические нововведения
влияют на эффективность, с которой продукцию или услугу можно
производить и продавать, на скорость
морального устаревания продукции, на
то, как можно собирать, хранить и распределять
информацию, а также на то, какого рода
новые продукты и услуги ожидают потребители
от данной организации.
Скорость изменения технологий постоянно
увеличивается. Принципиальное влияние
на деятельность многих организаций оказывают
компьютерная, лазерная, микроволновая
технологии, а также робототехника, спутниковая
связь, атомная энергетика, генная инженерия
и многое другое.
Очевидно, что этот фактор внешней среды жизненно важен для организаций, имеющих дело непосредственно с высокими технологиями.
2) Состояние экономики.
Менеджер должен также уметь
оценивать то, как скажутся на
операциях организации общие из
Состояние мировой экономики
влияет, как правило, на стоимость
сырьевых ресурсов. Состояние национальной
экономики определяет платежеспособность населения, цену кредитов
и многое другое.
То или иное конкретное состояние экономики
может оказать положительное влияние
на одни, и отрицательное влияние на другие
организации. Организации, ведущие дела
во многих странах, считают состояние
экономики особенно сложным и важным для
себя фактором внешней среды.
3) Социально-культурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социально-культурные факторы этой среды, в числе которых - установки, жизненные ценности, национальные традиции населения, независимые средства массовой информации и многое другое – влияют на организацию непосредственно.
Примеры социально-культурного
влияния на деловую практику:
- в США этичный бизнес, это бизнес без
взяток, без фаворитов, без использования
слухов, порочащих конкурентов;
- во многих странах до сих пор действует
стереотип, дискриминирующий женщин при
приеме их на работу; при продвижении по
службе, согласно которому женщины не
склонны рисковать и некомпетентны в качестве
руководителей;
-при производстве одежды и обуви многие
организации используют честолюбие определенных
слоев населения, готовых платить дороже
за продукцию престижных фирм, - им кажется,
что это способствует возрастанию их веса
в обществе;
- представления основной массы населения
о "культурном обслуживании" влияет
на работу магазинов, кафе, ресторанов.
В целях успешного функционирования организации
должны быть в состоянии предугадывать
изменение ожиданий общества и обслуживать
своих клиентов более эффективно, чем
конкуренты.
4) Политические факторы – настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен и зарплаты и многое другое.
Некоторые аспекты политической обстановки представляют для организаций особое значение.
Другой элемент политической обстановки, влияющий на деятельность многих фирм - это группы особых интересов или лоббисты. Примеры таких групп: военно-промышленный комплекс, крупный бизнес, малый бизнес и многое другое.
Для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта во многих странах, особенно важным является такой фактор, как политическая стабильность.
5) Отношения с местным
населением. Имеет преобладающее
значение местной
6) Международное окружение.
В то время как факторы внешней среды, описанные выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законодательство, государственное устройство, политическая стабильность, уровень технологического развития изменяются от страны к стране. Все это делает особенно сложным принятие управленческих решений в такой организации.